ВВЕДЕНИЕ
1 АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО: ПОНЯТИЕ, СУБЪЕКТЫ
2 ОВД КАК СУБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
3 СПЕЦИФИЧЕСКАЯ(ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ) РОЛЬ ОВД В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что никакое современное государство не может успешно функционировать без специальной системы управления государственными делами, что требует организации и регулирования поведения людей, деятельности государственных и общественных институтов и поддержания общественного порядка в целом. Управление в государстве всегда было и остается неотложной задачей. В сравнительно недавнем прошлом (около столетия назад) правительственные и административные изменения часто ассоциировались с имиджем правящего лица.
Современные условия вносят вклад в условие государственного управления с формулировкой основной задачи обеспечения упорядоченной и скоординированной деятельности всех компонентов механизма исполнительной власти. Успешную реформу отрасли административного права можно осуществить только с учетом прогрессивных достижений предыдущих, монументальных научных исследований, а также необходимо избегать ситуаций, когда отрасль и наука (и, соответственно, ее основные определения) фактически корректируются с учетом потребностей политического режима. Здесь нужно сказать, как понимается отрасль права. «Сфера права является элементом правовой системы, которая представляет собой набор правовых норм, регулирующих однородную сферу социальных отношений. Необходимым требованием для разделения в отдельную отрасль является наличие его собственного предмета и метода правового регулирования. Кроме того, отрасли законодательства имеют отличительные черты: специфические признаки отрасли, потребность общества в регулировании соответствующей сферы непосредственно на определенном уровне».
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с работой органов внутренних дел.
1 АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО: ПОНЯТИЕ, СУБЪЕКТЫ
К проблеме изучения трансформации, то есть развития термина «административное право» можно подходить, как минимум с трех позиций:
1. С точки зрения исторического подхода, с учетом того, на каких этапах промышленность и наука об административном праве прошли сроки, их формирование и развитие;
2. Объектно-проблематичный подход, включающий анализ предметных областей и проблем в центре административных и правовых исследований;
3. Прогнозирование-футурологический анализ, включающий анализ основных тенденций и перспектив развития науки и отрасли административного права в ближайшем и отдаленном будущем [11].
Таким образом, на данном этапе (XVIII в.) в качестве составного элемента административного права выделялась полицейская наука, сосредоточившая внимание на закономерностях управления внутренними делами в целом, в том числе обеспечения общественного порядка и устройства общественного благосостояния посредством организации институтов общественного призрения.
Началом советского административного права принято считать период после революции 1917 года, впоследствии которой зародилась и укрепилась командно-административная система управления; период продлился по 1991 год. При этом в нём можно выделить пять отдельных этапов:
1. До конца 1920 года в научных работах исследовались формы административной деятельности (административно-правовые акты и принуждение), административные правоотношения с участием органов государственного управления и граждан, административная юстиция и контроль за деятельностью должностных лиц, дисциплинарная ответственность служащих.
2 ОВД КАК СУБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Правовое регулирование общественных отношений становится важнейшим методом государственного руководства обществом [7, с. 43]. Оно позволяет создавать благоприятные правовые условия для деятельности субъектов права [12, с. 59]. Таким образом, проявляется функционирование исполнительной власти, осуществляется выражение государственной воли [6, с. 2].
Органы внутренних дел (ОВД) – сложный социальный организм, являющийся неотъемлемой частью современного общества. Их состояние и возможности развития всегда обусловлены тенденциями развития общества в целом. Однако независимо от исторических условий и социально-экономических тенденций развития этот институт социального контроля и один из важнейших субъектов обеспечения национальной безопасности объективно требует к себе повышенного внимания и научно взвешенного отношения со стороны органов государственной власти [14, с. 30].
Структурно-функциональные изменения ОВД обусловлены постоянно меняющимися условиями общественной жизни. В связи с этим сущность деятельности ОВД определяется прежде всего формой устройства государственной власти, задачами, состоящими перед конкретным государством, и существующим политическим режимом. [2, с. 6]
По мнению И.М. Серебряковой, и с ней нельзя не согласиться, деятельность правоохранительных органов Республики Беларусь реализуется нормами почти всех отраслей права и законодательства, что, несомненно, свидетельствует о комплексном нормативно-правовом характере такого регулирования и явно просматривающейся тенденции формирования новой отрасли законодательства – законодательства о правоохранительных органах [13, с. 116].
3 СПЕЦИФИЧЕСКАЯ(ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ) РОЛЬ ОВД В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Общеизвестно, что одной из важнейших подсистем охранительной сферы жизнедеятельности общества является правоохранительная сфера. В ней с помощью правовых институтов, форм и методов обеспечивается функционирование государства, регулирование и защита общественных отношений, социальных групп и общества от воздействия на них неблагоприятных, с точки зрения общества, явлений и процессов.
В государстве на разных этапах его исторического развития выделялись устойчивые, крайне важные, основные направления управленческой деятельности государства, которые именовались функциями. Именно вопрос о функциях государства относился к одному из важнейших в общей теории государства. В первую очередь это связано с тем, что в функциях проявлялась сущность государства, его социальное назначение. Поэтому их изучение являлось предпосылкой познания главного и определяющего в государстве.
Необходимо заметить, что в период СССР дискуссии среди ученых о функциях государства приобрели особую актуальность, именно в это время зарождались первые научные исследования, формировались точки зрения. Под функцией социалистического государства, по мнению большинства ученых, следовало понимать основные направления его деятельности, выражающие его классовую сущность [1–3].
К данному определению некоторые советские ученые добавляли дополнительные характеристики. Функции государства определялись как: социальное назначение деятельности государства внутри или за пределами страны [4, с. 81]; предметно-политический и социальный характер деятельности [5, с. 132–135]; содержание деятельности государства в ее главных направлениях [6, с. 125].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня в Республике Беларусь реализуются масштабные задачи, связанные с формированием демократического правового государства, созданием эффективной системы социального управления. С этой целью осуществляются экономические, административные, судебные, муниципальные и другие реформы.
В то же время следует отметить, что ошибки, допущенные на начальном этапе реформирования страны, а также недооценка фактора преступности как относительно независимого и конкретного социального явления, привели к серьезной криминализации экономики и других сфер общества и государства. Преступность все чаще начинает приобретать системные свойства и способность реального влияния на общественные отношения, стала одной из самых опасных угроз национальной безопасности и препятствий на пути реформ, проводимых в Беларуси.
На территории Республики Беларусь ситуация с серьезными и особо тяжкими преступлениями продолжает оставаться острой. Уровень организованной преступности остается высоким. Особую озабоченность вызывает состояние преступности в экономической сфере, большая доля преступлений против собственности. Значительный уровень преступлений против государственной власти, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления, интересы службы в коммерческих и других организациях. Проблема эффективности контроля над миграционными процессами остается актуальной.
Нужно также сосредоточить внимание на расширении спектра различных угроз социально-политической стабильности общества. Среди них особое место занимают экстремизм и терроризм, преследующие достижение не только политических, но и экономических целей, создающих для этой цели развитые структуры, системы вербовки для законопослушных граждан.
1 Кеник, К. И. Государственная служба : законодательство нуждается в совершенствовании / К. И. Кеник // Юридический журнал. – 2006. – № 4. – С. 27–32.
2 Герменчук, В. Государственная служба : традиции и современность / В. Герменчук // Банкаýскi веснiк. – 2012. – №. 10 (555). – С. 51–56.
3 Варонько, Е. В. Некоторые аспекты административно-правового регулирования государственной службы Республики Беларусь / Е. В. Варонько // Управление в социальных и экономических системах. – 2017. – № 26. – С. 97–98.
4 Гавриленко, Д. А. Административное право Республики Беларусь : курс лекций / Д. А. Гавриленко, И. И. Мах. – Минск : Дикта, 2004. – 415 с.
5 О государственной службе в Республике Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 14 июн. 2003 г., № 204-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
6 Пушкарева, Г. В. Государственная служба в системе механизмов формирования государственной политики / Г. В. Пушкарева // Вестник Моск. ун-та. – 2010. – № 3. – С. 21–38.
7 Овсянко, Д. М. Государственная служба Российской Федерации : учебное пособие / Д. М. Овсянко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 1997. – 296 с.
8 Старилов, Ю. Н. Административное право – на уровень правового государства / Ю. Н. Старилов. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003. – 120 с.
9 Геврасева, А. П. Государственная служба и кадровое обеспечение государственного управления : конспект лекций / А. П. Геврасева. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2015. – 95 с.
10 Манохин, В. М. Служба и служащий в Российской Федерации. Правовое регулирование / В. М. Манохин. – М. : Юристъ, 1997. – 296 с.
11 Ноздрачев, А. Ф. Государственная служба : учебник / А. Ф. Ноздрачев. – М. : Статут, 1999. – 592 с.
12 Атаманчук, Г. В. Теория государственного управления : учебник / Г. В. Атаманчук. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Омега-Л, 2013. – 525 с.
13 Катаева, В. И. Государственная служба как специфическая сфера деятельности государственных служащих в системе государственного управления / В. И. Катаева, А. Б. Родионова // Материалы ивановских учений. – 2016. – № 1 (6). – С. 108–113.
14 Бахрах, Д. Н. Государственная служба : основные понятия, ее составляющие, содержания и принципы / Д. Н. Бахрах // Государство и право – 1996. – №12. – С. 10–18.
15 Крамник, А. Н. Административное право Республики Беларусь. Ч. 1. Управленческое право / А. Н. Крамник – Минск : Тесей, 2008. – 672 с.
16 Постникова, А. А. Административное право Республики Беларусь. / А. А. Постникова, А. И. Сухаркова. – Могилев : Областная типография, 1999. – 172 с.
17 Модельный закон СНГ «Об основах государственной службы» // Сейчас.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.lawmix.ru/abro/5597.
18 Чуприс, О. И. Государственная служба Республики Беларусь : состояние и перспективы развития в рамках комплексной отрасли законодательства Республики Беларусь / О. И. Чуприс // Теоретико-методологические и конституционные основы развития системы права Республики Беларусь : сб. статей ; Белорусский государственный университет. – Минск : Право и экономика, 2011. – С. 66–75.
19 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.
20 Василевич, Г. А. Конституционное право : учебное пособие / Г. А. Василевич. – Минск : Регистр, 2012. – 192 с.