ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ПРИРОДА СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ
РАЗДЕЛ 2 МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ЕЕ СРЕДСТВА
РАЗДЕЛ 3 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Характерной чертой современной социально-гуманитарной научной жизни является активное обсуждение процессов цифровизации, искусственного интеллекта, изменения роли технологий в само-осуществлении человека, удовлетворения им базовых потребностей. Закономерно в связи с этим обратиться к понятию научной концепции в условиях новой цифровой реальности, ее влияния на появление концепций цифрового общества, его институтов и организаций, а также институциализации соответствующих им специальных социологических теорий, к которым можно отнести и цифровую социологию.
Достаточно плодотворным для понимания сущности проблем современных социальных отношений, опосредованных цифровыми технологиями, виртуальными формами коммуникаций, является их раскрытие на основе научных взглядов на человека и человеческую жизнь в соотношении с материальным миром, усложняющими технологиями организации жизнедеятельности людей в современном сложном обществе. Восходящий к античности принцип понимания Протагором человека как меры всех вещей можно рас-крыть на примере содержания социально-гуманитарного знания, которое по своей сути является обращением к различным аспектам понимания человека, общества, человечества, цивилизации как особых феноменов, отличающихся, отделившихся от природы, от материального мира.
Объект исследования –коммуникация и информация в структуре общественных отношений.
Предмет исследования –философский, технологический и правовой аспекты информационно-коммуникативных связей в обществе.
Цель исследования – показать, что коммуникация и информация оказывают непосредственное влияние на общество.
РАЗДЕЛ 1 ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ПРИРОДА СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ
Общество – совокупность людей, объединённых способом производства материальных благ на определённой ступени исторического развития, определёнными производственными отношениями.
Информация – сведения независимо от формы их представления.
Коммуникация (общее) — взаимодействие, связь, общение между живыми существами.
Методология каждого исследования предполагает выяснение и определение основных понятий объекта и предмета научного анализа. В структуре информационно-коммуникационного пространства (ИКП) одним из них выступает «коммуникация». Внимание ученых оно привлекает с первых десятилетий ХХ в., благодаря осознанию сложностей процесса взаимодействия не только в природе, но и в обществе.
В современном научном дискурсе это понятие оказалось отодвинутым на второй план из-за широкого распространения известной теории «информационного общества», где основное внимание уделяется содержанию понятия информации. Данное состояние было актуально и оправдано для периода 60-70-х гг. XX в., когда информация становилась самым выгодным видом производства и приложения капитала. В современных условиях, при доминировании принципиально иных способов и видов коммуникации, определение «информационное общество» становится недостаточным, оно приобретает своеобразный «технократический» смысл, приводит к недооценке роли и месте социальной коммуникации в структуре ИКП. Необходим новый уровень понимания оснований современной цивилизации, в условиях которой происходят крупные социальные трансформации, затрагивающие все стороны жизни социума, несущие в себе значительные риски для развития человека.
РАЗДЕЛ 2 МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ЕЕ СРЕДСТВА
Человечество имеет богатую историю коммуникативных связей и способов «упаковки» информации.
Большинство людей в настоящее время являются частью глобального сообщества потребителей массовой культуры, желающей участвовать в обмене текстами, распространяемыми средствами массовой коммуникации. Способность передавать информацию между поколениями и сверстниками другими способами, помимо генетического обмена, является ключевой чертой человеческого вида. В антропологическом использовании термин «культура» относится ко всем практикам обмена информацией, которые не являются генетическими или эпигенетическими. Это включает в себя все поведенческие и символические системы. Хотя термин «культура» существует, по крайней мере, с начала христианской эры (известно, например, что его использовал Цицерон), его антропологическое использование было установлено между концом восемнадцатого века и началом прошлого века. Таким образом, мы можем сказать, что культура является недавним изобретением.
Массовая коммуникация - систематическое распространение сообщений (посредством печати, радио, телевидения, кино, звукозаписи, видеозаписи и других каналов передачи информации) среди численно разбросанных аудиторий с целью информирования и обеспечения идеологического, политического, экономического, психологического воздействия.
Вслед за Г.М. Маклюэн, мы также приписываем письменный период устному общению, и мы также определяем статус аудитории по количественным и качественным характеристикам массы. Если мы обратимся, например, к истории Древней Греции, то так называемые публичные надписи (законы, указы, ритуальные памятники, рекламные тексты, местные новости) были сделаны в общественных местах - на площадях и в церквях [4], был сборник «Активное чтение вслух», обмен мнениями, так что публичные надписи в какой-то степени служили лишь оправданием для усиления словесного общения, а аудитория была массой, толпой, а не индивидом (отдельно отметим, что мы не включаем здесь такое явление, как Платоновская академия, в которой доминирование является стержнем элемента диалога, и доминирует индивид, целью этого общения было научное знание, а индивид, как часть организованной научной аудитории, также действовал как коммуникатор).
РАЗДЕЛ 3 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
На современном этапе общественного развития информатизация характеризуется глобальностью масштабов и рассматривается как всепроникающий и всеобъемлющий процесс. На начальной стадии формирования информационного общества информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ) служили инструментом повышения эффективности традиционных социально-экономических процессов. Однако с течением времени начали происходить не только количественные, но и качественные изменения: ИКТ и цифровые данные стали не только инструментом поддержки, но и средством реализации общественных процессов на совершенно новых принципах. Цифровая трансформация стала приводить к изменению организационных структур, операционной деятельности и процессов, в том числе в системе государственного управления.
Многие страны, к числу которых относится и Республика Беларусь, вплотную подошли к необходимости решения проблемы по преобразованию количественных изменений в области информатизации государства в качественно новый уровень, в том числе включающий интегративное объединение информационных систем с обеспечением функционирования системообразующей инфраструктуры информатизации.
Конечной целью подобного рода преобразований должно стать формирование электронного государства, в рамках которого в полной мере будут использованы возможности информационных технологий в государственном управлении. Достижение обозначенной цели связано с разработкой и последовательным внедрением единых стандартов электронного взаимодействия между всеми субъектами государства для исключения ведомственной разобщенности ресурсов, технологий и информационных систем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Очевидно, что сегодня уже нельзя остановить трансформации массовой культуры, ибо нельзя остановить технический прогресс, а это поступательное движение от «волшебного фонаря» в кинематографе к созданию суперкомпьютера и Интернета. Компьютерные сети, распространяя различного рода информацию, формируют в социуме новые культурные образцы, в конечном итоге создали новый тип мышления человека. Необходимо отметить и положительную роль средств массовой информации, так как с их помощью в современном обществе сохраняются традиции и передается социокультурный опыт, что положительно влияет на сохранность самобытности различных этносов.
В наши дни основными каналами трансляции произведений искусства являются телевидение, радио и кино. Благодаря появлению телекоммуникационных сетей была преодолена пространственная и временная изолированность отдельных народов и их культур. Однако, при всех положительных моментах, возникает реальная опасность разрушения этнической самобытности, унификации культур и, исходя из этого, уменьшения культурного многообразия.
Выявленные проблемы и их устранение должны способствовать формированию оптимальной информационной модели функционирования национальной правовой системы, основой которой должна оставаться ГСПИ и ее ИКИ. Данные преобразования по своему характеру масштабны и предполагают реализацию комплекса мероприятий, включающего научные исследования, разработку проектов нормативных правовых актов по совершенствованию существующего регулирования отношений в сфере правовой информатизации и программно-технологические разработки, направленные на адаптацию существующих технологических процессов под новые условия функционирования системы.
1 Березин, В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия / В.М. Березин. – М.: РИП-холдинг, 2004. – 174 с.
2 Болокова, М.А. Средства массовой коммуникации как фактор формирования массовой культуры / М.А. Болокова // Вестник МГТУ. – Майкоп, 2015. – Вып. 4. – С. 106-111.
3 Бурдье, П. Социология политики. Пер. с фр./ Сост., общ. ред. и предисл. Н.А. Шматко. – М.: Socio-Logos, 1993. – 336 с.
4 Вебер, М. (1990). Объективность социально-научного и социально-политического познания. Избр. Произв / М. Вебер. – М., Прогресс. – 564 с.
5 Гавра, Д.П. Общественное мнение и власть: режимы и механизмы взаимодействия / Д.П. Гавра // Журнал социологии и социальной антропологии, 1998, т. 1, вып. 4. – 174 с.
6 Калинин, С. А. Об информационном моделировании правовой системы в субъектном и инструментальном подходах / С. А. Калинин // Актуальные вопросы развития правовой информатизации в условиях формирования информационного общества : сб. науч. ст. ; под общ. ред. Е. И. Коваленко. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2017. – С. 212–219.
7 Калинин, С. А. Об исходных принципах преодоления концептуально-методологического кризиса в юриспруденции / С. А. Калинин // Право.by. – 2017. – № 5. – С. 17–23.
8 Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / М. Кастельс. – М.: Наука, 2000. – 606 с.
9 Климова, Л.Е. Массовая культура и личность: культурфилософский аспект: дис. ... канд. филос. наук. 2005 / Л.Е. Климова.
10 Коротков, М.Ю. Грэм Харман и метафизика вещей / М.Ю. Коротков // Философия и культурология: актуальные вопросы и особенности научного вклада. Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции «Философия и культурология: актуальные вопросы и особенности научного вклада», Москва, 30 июня 2017 г. Научно-издательский центр «Открытое знание». – С. 30–44.
11 Кузнецова, Е.В. Феномен массовой культуры: проблемы и противоречия / Е.В. Кузнецова // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – Пермь, 2013. – Вып. 3 (15). – С. 89-95.
12 Лагутенков, А.А. Тихая экспансия интернета вещей / А.А. Лагутенков // Наука и жизнь. – № 5. – С. 38–42.
13 Латур, Б. Нового времени не было. Эссе по симметричной антропологии (сборник) / Б. Латур. – Спб., Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге.
14 Липпман, У. Общественное мнение / Пер. с англ. Т.В. Барчуновой. Редакторы перевода К.А. Левинсон, К.В. Петренко. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. – 384 с.
15 Ляушева, С.А. Влияние культурной политики на культурную идентичность / С.А. Ляушева // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2014. – Вып. 4 (148). – С. 170-175.
16 Молевич, Е.Ф. К вопросу о структуре современного социологического знания / Е.Ф. Молевич //Социологические исследования. – № 6. – С. 3–8.
17 О некоторых вопросах развития информационного общества в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 8 нояб. 2011 г., № 515 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
18 Общая теория права : учеб. / А. В. Поляков, Е. В. Тимошина. – СПб. : Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2005. – С. 259.
19 Осипов, Г.В. Социология. Учебник для вузов / Г.В. Осипов. – М., Наука. – С. 67-69.
20 Положение о составе государственных информационных ресурсов, порядке их формирования и пользования документированной информацией из государственных информационных ресурсов [Электронный ресурс] : утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 26 мая 2009 г., № 673 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.