ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ СПОРСТМЕНОВ
1.1 Анализ категории «психологические защиты» в рамках отечественной и зарубежной психологии
1.2 Особенности феномена «психологическая защита»
1.3 Социально-психологический портрет спортсменов
ГЛАВА 2
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ У СПОРТСМЕНОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.1 Анализ и обсуждение полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Одной из систем адаптации личности является психологическая защита. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что психологическая защита определяет субъективный комфорт личности во всех ситуациях напряженности, как в профессиональной, так и в бытовой деятельности. Проблемой защитных механизмов занимались З. Фрейд, А. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Эриксон, Р. Лазарус, Р. Плутчик, Ф.В. Бассин, А.А. Налчаджян, Ф.Е.Василюк, и другие исследователи [5].
Однако адаптационные возможности человека меняются и в современном мире для приспособления организма требуются новые ресурсы, следовательно, и использование иных механизмов защиты. Это обстоятельно и объясняет востребованность и актуальность проведения исследования психологических защит.
В настоящее время проблема адаптации и использования ими психологических защит находится под пристальным вниманием большого числа исследователей различных сфер науки. Адаптация как непрерывный процесс общения и коммуникации, в котором человек вырабатывает новые способы активного участия с различными компонентами окружающей его действительности, рассматривается с различных сторон и не имеет в настоящий момент единого четкого определения [9]. Однако многими исследователями отмечается, что целью социальной адаптации, как правило, является включение личности в уже сложившуюся систему отношений между индивидами. Это предусматривает вырабатывание личностью макетов поведения, а также защитных механизмов, которые отражают систему ценностей и норм, и определяют поведение в уже имеющейся культурной группе. Также адаптация предполагает, что личности необходимо приобретение умений и навыков межличностного общения, а также их развитие и закрепление. Проблему адаптации рассматривают большое количество исследователей, среди которых А. Адлер, З.И. Барабашева, В.П. Казначеев, Ф.З. Меерсон, Г. Селье, Д.Н. Узнадзе и другие. Разные авторы рассматривают данное понятие в различном ключе [3;5].
С точки зрения психологии и социологии, проблема адаптации и использования механизмов психологической защиты также является достаточно актуальной. Под данными терминами в совокупности понимается состояние приспособления или сам процесс приспосабливания социальной системы (личности, социальной группы, организации, общности, института, общества, цивилизации и т.д.) к внутренним и внешним изменениям. Эти изменения происходят путем изменения как социальных стереотипов поведения, личностных ценностей человека, так и внутренней структуры самой системы и функций [17].
Объект данного исследования — психологические защиты.
Предмет — психологические защиты спортсменов.
ГЛАВА1
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ СПОРСТМЕНОВ
1.1 Анализ категории «психологические защиты» в рамках отечественной и зарубежной психологии
Термин «защита» в психологии впервые появился в 1894 году в работе З. Фрейда «Защитные нейропсихозы». З. Фрейд определял защиту как механизм, действующий в ситуации конфликта и направленный на снижение чувства тревоги, связанного с конфликтом [12]. Ф.Е. Василюк следующим образом интерпретирует подход З. Фрейда к МПЗ: «Для 3. Фрейда конечной целью защитных процессов являлся «принцип удовольствия». Это следует, например, из того, что прототипом всех специальных способов защиты является вытеснение, а мотив и цель всякого вытеснения составляет не что иное, как избегание неудовольствия. Это следует также из того, что мотивы, стоящие за защитными процессами, З. Фрейд считал следствиями когнитивного (идеационного) и эмоционального инфантилизма, а принцип удовольствия является для инфантилизма определяющим. Что касается непосредственных целей защитных процессов, то они, по 3. Фрейду, чаще всего состоят в достижении согласованности внутреннего мира. Вытеснение – это средство избавиться от возникшей во внутренней (идеационной) жизни несогласованности» [10, с. 52].
Исследования А. Фрейд акцентируют внимание на инстанции Я – точке локализации конфликта личности между побуждениями либо аффектами. А. Фрейд описывает, классифицирует и намечает хронологию возникновения защитных механизмов [12].
Понятие психологической защиты тесно связано с адаптацией индивида. Если рассматривать непосредственно адаптацию человека, то многие авторы считают, что это процесс взаимодействия человека и природы, который способствует как нормальному уровню жизнедеятельности, так и оптимальному биологическому и социальному развитию индивида. Выделяют различные уровни адаптации человека, среди которых обычно называют биологический, физиологический, психологический и социальный. Если рассматривать психологический уровень адаптации, то в данном случае данный феномен рассматривается как включение человека и принятие им стандартов поведения новой общности, ценностей, установок. Психологическая адаптация человека тесно связана с социологической, поэтому некоторые авторы связывают два уровня в один и называют его социально-психологической адаптацией [17].
Психология уделяет достаточно большое количество внимания вопросам и проблемам адаптации. Например, в рамках гуманистического
Выводы по главе 1
В настоящее время существует достаточное большое количество подходов к пониманию феномена психологической защиты личности. Если обобщать точки зрения различных авторов, то можно сделать вывод о том, что психологическая защита – это механизм, который включается в ситуации конфликта или стресса с целью снять уровень напряжения и снизить тревогу. Таким образом, психологической защитой принято считать механизм, который действует в ситуации конфликта и направлен на снижение чувства тревоги, определяющейся конфликтом (З. Фрейд).
Наиболее известные и распространенные защитные механизмы личности (по З. Фрейду): отрицание, вытеснение, проекция, интроекция, регрессия, формирование реакции, изоляция, уничтожение, борьба «я» с самим собой, обращение и сублимация. Р. Плутчик в свою очередь в свое теории выделил следующие механизмы психологической защиты: вытеснение, регрессия замещение, отрицание, проекция, компенсация, гиперкомпенсация, рационализация.
В настоящее время нет информации о том, каким образом личность выбирает конкретный механизм психологической защиты в определенной ситуации, однако есть теории о том, что это может быть связано с детским опытом, а также стадией психосексуального развития (фиксацией на определенной стадии). Составляющей механизма психологической защиты является защитный механизм.
ГЛАВА 2
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ У СПОРТСМЕНОВ
2.1 Организация и методы исследования
Целью нашей опытно-экспериментальной работы стало выявление особенностей психологических защит спортсменов.
Для достижения поставленной цели исследования предполагалось решение следующих мини-задач:
1. Провести диагностику спортсменов;
2. Выявить преобладающие психологические защиты спортсменов;
3. Описать особенности защитного поведения спортсменов.
Для решения первой задачи нами был проведен опрос с помощью методики диагностики психологических защит личности. Для решения второй задачи был проведен частотный анализ полученных данных.Для решения третьей задачи, полученные данные подвергались анализу и интерпретации.
Объект данного исследования — психологические защиты.
Предмет — психологические защиты спортсменов.
Цель исследования — проанализировать особенности проявления психологических защит спортсменами.
Гипотеза исследования: существуют статистически значимые различия в использовании психологических защит женщин-спортсменов и мужчин-спортсменов.
Для проведения исследования нами были применены следующие методики:
1) Тест-опросник для измерения степени использования индивидом различных механизмов психологической защиты Р. Плутчика в соавторстве с Г. Келлерманом и Х.Р. Контом в адаптации.
2) Опросник «Способы совладающего поведения» (Копинг-стратегии) Р. Лазаруса, в адаптации Л.И Вассермана.
Исследование проводилось в несколько этапов:
На первом этапе были определены цель и сформулированы задачи исследования.
На втором этапе был проведён анализ теоретических источников по теме исследования.
На третьем этапе был разработан дизайн эмпирического исследования.
На четвёртом этапе в соответствии с теоретико-методологическими основаниями были подобраны методы и методики исследования.
На пятом этапе был осуществлён сбор эмпирических данных.
На шестом этапе данные были подвергнуты статистической обработке. Полученные данные подвергались частотному анализу. Для анализа различий психологически защит и совладающего поведения мужчин и женщин был
Выводы по главе 2
Целью нашей опытно-экспериментальной работы было выявление особенностей психологических защит спортсменов.
В целом по выборке у 32% спортсменов преобладает использование механизма психологической защиты вытеснение, который заключается в устранении травмирующего события, ситуации, информации из сознания. Это может быть связано с тем, что ввиду своей профессии спортсмены часто подвергаются травмирующим воздействиям, а также перед ними иногда предстают травмирующие психику картины на соревнованиях.
У 31% спортсменов преобладает механизм защиты рационализация, который заключается в использовании мыщлением только той части информации, которая предстает как правильная. Происходит поиск рационального поведения или решения, поиск оправдания произошедшей ситуации. В силу своей профессии, сталкиваясь с различными опасными и травмирующими обстоятельствами, неудачами и проигрышами, спортсменам необходимо искать объяснения произошедшим событиям с точки зрения обстоятельств.
У 15 % респондентов – спортсменов был обнаружен преобладающий механизм защиты компенсация, который заключается в приписывание себе качеств либо же обнаружении возможностей, чтобы скрыть недостатки и неудовлетворенность.
У 5 % респондентов выявлен преобладающим механизм регрессии – замена фрустрирующего решения задач на более простые и понятные.
У 4 % был выявлен механизм замещения и у 4 % - отрицания. И только лишь у 3 % спортсменов преобладает механизм психологической защиты гиперкомпенсация.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1) В настоящее время существует достаточное большое количество подходов к пониманию феномена психологической защиты личности. Если обобщать точки зрения различных авторов, то можно сделать вывод о том, что психологическая защита – это механизм, который включается в ситуации конфликта или стресса с целью снять уровень напряжения и снизить тревогу. Таким образом, психологической защитой принято считать механизм, который действует в ситуации конфликта и направлен на снижение чувства тревоги, определяющейся конфликтом (З. Фрейд).
2) Наиболее известные и распространенные защитные механизмы личности (по З. Фрейду): отрицание, вытеснение, проекция, интроекция, регрессия, формирование реакции, изоляция, уничтожение, борьба «я» с самим собой, обращение и сублимация. Р. Плутчик в свою очередь в свое теории выделил следующие механизмы психологической защиты: вытеснение, регрессия замещение, отрицание, проекция, компенсация, гиперкомпенсация, рационализация.
3) В настоящее время нет информации о том, каким образом личность выбирает конкретный механизм психологической защиты в определенной ситуации, однако есть теории о том, что это может быть связано с детским опытом, а также стадией психосексуального развития (фиксацией на определенной стадии). Составляющей механизма психологической защиты является защитный механизм.
4) Достаточно актуальным является вопрос исследования психологических защит спортсменов. В настоящее время не существует единого и универсального социально-психологического портрета спортсменов, который мог бы помочь выявить взаимосвязь между личностными характеристиками спортсменов и использованием ими психологических защит. Однако многие авторы выделяют ряд социально-психологических характеристик, которые могут описать личность спортсмена. Среди таких характеристик наиболее часто выделяют: агрессивность, абстрактность мышления, твердость к оценке себя и других, уверенность в своих действиях, забота о своем теле, авторитарные способности и другие. В результате теоретического анализа литературы можно отметить, что в основном изучается личность и социально-психологические характеристики тренеров и спортсменов высшего класса. Таким образом, разработка социально-психологического портрета спортсмена нуждается в продолжении проведений социально-психологических исследований.
5) Считается, что только при условии обладания определенными личностными характеристиками, особенностями нервной системы, черт характера, психологических защит и стратегий совладания спортсмен может добиться успеха и высоких результатов.
1) Грановская, Р.М. Защита личности: психологические механизмы / Р.М. Грановская, И.М. Никольская. – СПб.: Знание, 1999. – 352 с.
2) Долгова В.И., Кондратьева О.А. Психологическая защита /монография. – М.: Издательство Перо, 2014 – 160 с.
3) Куттер, П. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов / П. Куттер. – СПб.: Б.С.К., 1997. – 356 с
4) Набиуллина, Р.Р. Механизмы психологической защиты и совладания сострессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция) : учеб.пособие / Р.Р. Набиуллина, И.В. Тухтарова. – Казань: Казанская Государственная Медицинская Академия,2003. – 98 с.
5) Никольская, Н.М. Психологическая защита у детей / Н.М. Никольская, Р.М. Грановская. – С-ПБ.: Речь, 2001. – 507 с.
6) Психологические тесты для профессионалов/ авт. сост Н.Ф. Гребень. – Минск: Соврем.шк., 2007 – 496с.
7) Психологическое здоровье и защитные механизмы личности :учебное пособие/Л.Д. Демина, И.А. Ральникова. –. 2-е изд. – Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2005. – 132 с.
8) Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. – Мытищи: Издательство «Талант», 1996. — 144 с.
9) Столяров, В.И. Социальные проблемы современного спорта и олимпийского движения (гуманистический и диалектический анализ) : монография / В.И. Столяров . – Бишкек, Издательство «Максат», 2015. – 465 с.
10) Фрейд З. О психоанализе. Пять лекций // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - М.. 1980. - С.148-184.
11) Фрейд, 3. Торможение, симптом и тревога /З. Фрейд. – М.: СТД, 1998. – 134 с.
12) Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 144 с.
13) Фрейд, З. Психология бессознательного: Сб. произведений / З. Фрейд; сост,, науч. ред,, авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1990. – 448 с.
14) Чумакова, Е.В. Психологическая защита личности в системе детско-родительского взаимодействия :дис. … канд. психол. наук: 19.00.11 /Е.В. Чумакова [Электронный ресурс]. – Санкт-Петербург, 1998. – 184с. – Режим доступа :http://www.dissercat.com/content/psikhologicheskaya-zashchita-lichnosti-v-sisteme-detsko-roditelskogo-vzaimodeistviya .– Дата доступа : 28.01.2018.
15) Шмидбауэр, В. Вытеснение и другие защитные механизмы/Пер. с нем. А.М. Боковикова//. Энциклопедия глубинной психологии. Том 1. Зигмунд Фрейд. Жизнь, работа, наследие. – М.: ЗАО. MГ Менеджмент; Interna, 1998 – 800 с.
16) Lazarus R. S. and Launier R. Stress-Related Transactions between Person and Environment // L. A. Pervin, M. Lewis (eds). Perspective in International Psychology N. Y: Plenum, 1978. P. 287-327.
17) Freud,A. The Ego and the mechanisms of defense /А. Freud // Thewritings of Anna Freud, Vol.2, London, 1977.