ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ
1.1 Проблема приобщения подрастающего поколения к культуре родного края в психолого-педагогическом исследовании
1.2 Особенности приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края
1.3 Роль совместной работы детского сада и семьи в приобщении детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ПРИОБЩЕНИИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ
2.1 Разработка педагогических рекомендаций по организации совместной работы детского сада и семьи по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края
2.2 Разработка комплекса совместных мероприятий детского сада и семьи по приобщению к культуре родного края
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
С раннего детства дети проявляют интерес к месту своего проживания, но информация, полученная детьми из внешнего мира, довольно скудна и хаотична. Поэтому одним из приоритетов работы детского сада должна быть систематическая, целенаправленная деятельность по ознакомлению дошкольников с их родным краем. Важным принципом отбора информации для детей является принцип местной истории, который позволяет подчеркнуть главную цель – воспитание гражданина, который любит и знает свой город. Этим и обусловлена актуальность исследования. Результатом подобной целенаправленной работы является воспитание любви к своей стране, развитие познавательного интереса, эстетических чувств, логического мышления, речи, труда, художественных навыков и творческих способностей.
Целью работы является исследование совместной работы детского сада и семьи в приобщении ребенка к культуре родного края.
Для достижения цели исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. изучить проблему приобщения подрастающего поколения к культуре родного края в психолого-педагогическом исследовании;
2. выявить особенности приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края;
3. определить роль совместной работы детского сада и семьи в приобщении детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края;
4. разработать педагогические рекомендации по организации совместной работы детского сада и семьи по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края;
5. разработать комплекс совместных мероприятий детского сада и семьи по приобщению к культуре родного края.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ
1.1 Проблема приобщения подрастающего поколения к культуре родного края в психолого-педагогическом исследовании
Культура представляет собой процесс развития, в котором постоянно происходят изменения, развитие новых качеств, присвоение личностью ценного. С развитием общества, изменениями в культуре, наследуются прогрессивные традиции прошлого. Культуру обычно рассматривают в двух основных формах – материальной и духовной.
Под национальной культурой принято понимать культуру определенных людей, основанную на традициях, ритуалах, фольклоре, искусстве и ремеслах, литературе и танцах, присущих только этим людям и нации. Национальная культура представляет собой отражение души нации, ее национального характера, самосознания. Национальная культура может господствовать на любой территории, но не быть единственной [1, с. 58].
Не случайно во многих странах приобщение дошкольников к народному искусству играет важную роль в формировании личности ребенка, сохранении и укреплении национальной культуры [17, с. 51].
К.Д. Ушинский писал, что дети с раннего возраста ассимилируют элементы народной культуры, овладевают своим родным языком и знакомятся с произведениями устного народного искусства. В последние годы отмечается повышенное внимание со стороны деятелей культуры, общественности и системы образования к духовному богатству культурного наследия народа. Это следует рассматривать как стремление народа к национальному возрождению.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ПРИОБЩЕНИИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ
2.1 Разработка педагогических рекомендаций по организации совместной работы детского сада и семьи по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края
Смысл совместной деятельности детского сада и семьи заключается в обеспечении полноценного развития ребенка. Для этого дошкольное учреждение образования должно помочь семье в воспитании их педагогической культуры и стремиться к установлению единства в воспитании детей в семье и в детском саду.
Для того, чтобы совместная работа дошкольного учреждения с семьей привела к эффективному результату, данная работа должна проводиться целенаправленно и систематически; не менее важны конкретность и дифференцированный подход, основанный на знаниях каждой семьи и ребенка. Акцент в работе с семьей должен делаться на том, что любое событие – беседа, отчет, стенд, предназначенный для родителей, - направлено на достижение конкретной цели.
Планомерная и систематическая работа с семьей подразумевает ее непрерывность, последовательное усложнение и расширение круга проблем, комплексный подход к формированию личности, как единство и взаимодействие физического, морального, трудового и эстетического воспитания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние годы в системе дошкольного образования произошли некоторые изменения, ведь обновляется содержание образования и воспитания детей, появляется много инновационных программ. Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре родного края, поскольку формирование личности ребенка возможно лишь путем включения его в культуру собственного народа. Приобщение детей к их родному наследию приносит уважение и гордость за землю, на которой они живут. Для маленького ребенка Родина начинается с дома, на улице, где он и его семья живут. Взаимодействие с родителями по этому вопросу способствует развитию эмоционального, заботливого отношения к традициям и культуре своего народа, а также к сохранению семейных связей. Знакомство дошкольников с родным краем представляет непростую задачу, потому что маленькому ребенку трудно представить себе структуру большого города, его историю и достопримечательности. Работа ведется последовательно, от более близкого, более знакомого (семьи, детского сада, квартала) до более сложного: города, страны. Методы, используемые в этой работе, являются достаточно разнообразными и основаны на принципе от простого к сложному.
Кроме того, педагоги должны учитывать психологические характеристики своих учеников (эмоциональное восприятие окружающей среды, образность и конкретность мышления, глубину и обострение первых чувств, отсутствие «чувства истории», понимание социальных явлений и пр.). Необходимо связать учебную работу с окружающей действительностью и с ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.
1. Аникин В.П. Русское народное творчество/ В.П, Аникин – М.: Высш. шк., 2004. – 735 с. С. 573-591.
2. Арзуманян,Л., Ткаченко Т. Трудимся и воспитываем интерес к родной культуре и истории/ Л. Арзуманян, Т. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 2011. №11 С.87.
3. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 - 92
4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство “ Питер",2000
5. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.
6. Ельцова, О.М., Антонова, Г.А. Воспитание духовности через приобщение к русской народной культуре/ О.М. Ельцова // Справочник старшего воспитателя. – 2011. №4 С.29.
7. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край, М., 1990
8. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. Хрестоматия/ Т.В.Зуева – М., 1998 С. 82-83
9. Комратова Н., Грибова Л. О гражданском воспитании дошкольников//Дошкольное воспитание, 2013, № 10., с. 10
10. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007
11. Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. Таллинн: Александра.1992, 236с., с. 216].
12. Нисканен Л.Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений \ Под ред. Л.Г. Нисканен. М.: «Академия». 2002, 208 с. 192, с. 74].
13. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.- М.: Линка - Пресс, 2010.- 114 с.
14. Патриотическое воспитание [Текст]: Нормативные правовые документы. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 96 с.
15. Управление качеством вариативной системы дошкольного образования: актуальные проблемы и перспективы развития. Тезисы выступлений участников межрегиональной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону. 2004, 144 с., с. 33].
16. Фролова А. Прикоснуться к истокам культуры предков / А. Фролова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 127-128.].
17. Шаехова Р.К. Региональная программа дошкольного образования. / Р.К. Шаехова - РИЦ, 2012. – 208 с.
18. Эльцова О.М., Антонова Г.А. Образование духовности через введение в российскую народную культуру / ОМ. Эльцова // Справочник старшего преподавателя. - 2011. №4.