ВВЕДЕНИЕ
В современном мире исследователи отмечают стремительные изменения условий жизни человека. Меняется социальное, политическое, информационное пространство. Это приводит к трансформации личности современного человека, его мировоззрения, взглядов, ценностей.
Изменения, происходящие во всех сферах общественной жизни в последнее десятилетие, влекут за собой кардинальные изменения в психологии, ценностных ориентаций и поступков людей. В большей степени эти процессы отражаются на формировании структуры ценностей современной молодежи, поскольку формирующиеся в настоящее время ценностные приоритеты становятся основой формирования новой социальной структуры российского общества. Неизбежная, в условиях масштабных изменений сложившихся устоев, переоценка ценностей более всего проявляются в сознании молодёжной субкультуры.
Проблема исследования ценностных ориентацией старшеклассников остается актуальной и в XXI так как до сих пор нет единого подхода к понятию феномена ценностных ориентацией; во-вторых, глобальные перемены в общественной жизнедеятельности влекут за собой и радикальные изменения в ценностных ориентациях людей, что особенно заметно у молодого поколения.
Цель: изучить, обобщить и систематизировать научные исследования по проблеме ценностных ориентаций и их формированию в старшем школьном возрасте.
Объект исследования: ценностные ориентации в юношеском возрасте.
Предмет исследования: формирование ценностных ориентаций старшеклассников.
Гипотеза исследования: ценностные ориентации старших школьников на разных возрастных этапах будут иметь существенные различия как в терминальных, так и в инструментальных ценностях.
Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, обобщение, систематизация, формализация, эксперимент, личный опыт, наблюдение.
Теоретическая база исследования
При написании курсовой работы мы опирались на труды таких исследователей в области возрастной психологии, как Б.С. Волков, Р.С. Немов, Л.Д. Столяренко, Ф.Райс.
С феноменом ценностных ориентаций мы знакомились по исследованиям
А.Г. Здравомыслова, В.Б Салаховой, М.С, Яницкого,
Психологию ценностных ориентаций в юношеском возрасте рассматривали такие учёные, как В.А. Ольшанский, Е.А. Погонина, С.М. Корявая, Е.В. Киприянова, Л.С. Колмогорова, А.М. Голуб.
Задачи исследования:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СЕМЕЙНЫХ УСТАНОВОК СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1 Развитие представлений о ценностных ориентациях в отечественной науке
Ценнoстные прoблемы начали привлекать внимание исследoвателей с начала XX века, хотя долгое время ценности человеческой культуры рассматривались в свете религии. В эпоху Вoзрождения центральным пунктом системы ценнoстей станoвится человек, в один ряд с истиной, добром, красотой.
Сoциальнo-филoсофские оснoвы развития прoблемы ценнoстей и ценнoстных oриентации oсвещены ещё в трудах ученых эпoхи Вoзрoждения, учениях И. Канта, М. Вебера, а также нашли свoе oтражение в филoсофских кoнцепциях Н.А. Бердяева, В.И. Вернадского, раскрывающих духовно-нравственное совершенствoвание челoвека, в трудах О.Г. Дробницкoгo и В.П. Тугаринoва, отражающих фундаментальные прoблемы аксиoлoгии, связанные с вoпрoсами теoрии ценнoстей [18, с. 227].
Ряд важных теoретических вывoдов по вoпрoсам структуры и сoдержания систем общественных и личнoстных ценнoстей, ценнoстных oриентации сoдержат работы П.М. Ершoва, А.Г. Здравoмыслoва, М. Рoкича, В. Франкла, В.А. Ядoва.
Прoблема формирования гуманистических ценнoстей oтражена во взглядах отечественных и зарубежных учёных – А.И. Адамскoгo, Н.П. Аникеева, А.А. Бoдалева, П.П. Блoнскoго, З.И. Васильева, О.С. Газман, В.А. Каракoвского, З.А. Малькoва, Л.И. Нoвикова, P.M. Рoгова, Т.А. Стефановской, А. Маслоу, К. Роджерса [18, с. 228].
В трудах отечественных исследователей Б.Ф. Ломова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Д.Н. Узнадзе, В.Н. Мясищева изучена зависимость ценностных ориентации от индивидуальных особенностей личности.
Исследователями К.А. Абульхановой – Славской, Л.П. Буевой, Д.Н. Узнадзе, В.Н. Мясищевым прослеживают зависимость ценностныз ориентаций личности от активно – деятельностного окружения ею окружающего мира.
Учёные Н.А. Коваль, С. Б. Каверин, В. А. Токарева увидели взаимосвязь ценностных ориентаций личности и духовного творчества.
Взаимосвязь целеполагания и способов целедостижения с формированием ценностных ориентаций личности изучали Б.С. Братусь, Л.Н. Собчик.
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1 Организация и методики исследования
Для проведения эмпирического исследования по изучению ценностных ориентаций старшеклассников, была выбрана соответствующая требованиям исследования выборка – группа испытуемых.
Участники эксперимента:
1. Учащиеся 10 «А» класса ГУО «Средняя школа № 57 г.Гомеля» в количестве 30 человек. Из них 18 девушек и 12 юношей (группа А).
2. Учащиеся 11 «А» класса в количестве 30 человек. Из них 18 девушек и 12 юношей (группа Б).
Мы сознательно подобрали выборку одинаковую в гендерном соотношении в обеих группах, чтобы проследить чистую динамику ранжирования ценностей в соотношении с возрастной составляющей.
Общее количество участников исследования – 60 человек.
Исходя из цели нашего исследования, нами выбраны методики М. Рокича «Ценностные ориентации»
Диагностическая цель: Изучение ценностных ориентации личности, посредством выбора терминальных и инструментальных ценностей.
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».
Методика основана на прямом ранжировании списка ценностей.
Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость – возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности.
Процедура исследования
Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Обследование проводится как индивидуально, так и групповым методом.
Инструкция: «Сейчас вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, проблема ценностных ориентаций старшеклассников продолжает оставаться значимым предметом широких междисциплинарных исследований. Именно через молодёжь происходит трансляция накопленного социального опыта и культурных традиций, проектируется и прогнозируется будущее. И важным показателем этих процессов являются ценностные ориентации, так как они выражают основные ценности и цели жизнедеятельности людей.
Изучив теоретические и эмпирические проблемы формирования ценностных ориентаций в юности, мы можем сделать следующие выводы:
1. теоретические концепции второй половины XX века раскрывают психологическую природу ценностей через введение практически тождественных понятий «ценностные ориентации личности» и «личностные ценности».
2. Ценностные ориентации, являясь центральным личностным новообразованием, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности, определяют широкую мотивацию поведения человека и оказываю существенное влияние на все стороны его действительности.
3. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе, основу мировоззрения.
4. Специфика ценностных ориентации состоит в том, что эта категория наиболее тесно связана с поведением субъекта, управляет этим процессом как осознанным действием.
5. Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Ценностными ориентациями для старшеклассников выступают наиболее значимые и важные жизненные цели и установки, которые формируются под воздействием внутренних и внешних факторов.
6. Ценностно-смысловая сфера старшеклассников – это сложное системное образование, не статичное в силу возрастных особенностей, в которое включены определенные иерархические структуры, укоренившиеся в сознании индивида и оказывающие влияние на него, как внутренние нормы поведения и оценки, и как строители жизненных перспектив молодых людей.
7. Функциями ценностных ориентаций в юношеском возрасте являются:
– адаптивная, позволяющая гармонизировать процесс адаптации личности к окружающей среде;
– регулятивная функция, позволяющая регулировать своё и чужое поведении с точки зрении янравстенно-этических норм и принципов личности;
– мобилизующая, способствующая мобилизации деятельности личности.
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства. Учебное пособие./В.В. Абраменкова. – М.: ПЕР СЭ, 2008. – 431 с.
2. Артюхова, И. Ценности – цели подрастающего поколения: На первом месте – здоровье, а творчество на последнем // Директор школы. – 2001. – №10. – С.84 – 87.
3. Барабанова, В. В., Зеленова, М. Е. Представления старшеклассников о будущем как аспект их социализации/В.В. Барабанова, М.Е. Зеленова // Психологическая наука и образование. – 1998. – № 1. – С. 52 – 58.
4. Белинская, Е.П., Тихомандрицкая, О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов./ Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 301с.
5. Волков, Б.С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов./ Б.С. Волков. – М.: Трикста, 2006. – 256 с.
6. Голуб, А.М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе досуговой деятельности/А.М. Голуб// Сацыяльна-педагагічная работа. – 2009. –№ 4. – С. 53– 57.
7. Жиров, Ю.С. Семья в системе ценностей учащейся молодежи/ Ю.С. Жиров // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2004. – № 6. – С. 3 – 12.
8. Зубова, Е.А. Психологические особенности ценностных ориентаций подростков с различной направленностью личности. – Автореф. дис. канд. псих. наук. /Е.А, Зубова. – М., 2000. – 27 с.
9. Здравомыслов, А.Г. Потребность. Интересы. Ценности./ А.Г. Здравомыслов. – М.: Политиздат, 1996. – 221 с.
10. Канаева, Н. А. Ценности и их влияние на формирование личности // Молодой ученый. – 2010. – №1 – 2. Т. 2. – С. 200 –202.
11. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов/А.Карелин. –М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
12. Киприянова, Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности/ Е.В. Киприянова//Обществознание в школе. – 2000. – № 2. – С. 50 – 52.
13. Кирилова, Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников/ Н.А. Кирилова // Вопросы психологии. – 2000. – № 4. – С. 29 – 37.
14. Колмогорова, Л.С. Исследование ценностно-смысловой сферы в юношеском возрасте/Л.С.Колмогорова// Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 2. – С. 212 – 214.
15. Корявая, С.М. Ценностные предпочтения молодежи/ С.М. Корявая // Адукацыя і выхаванне. – 2006. – № 10. – С. 49 – 54.
16. Немов, Р.С. Психология: учебник для студентов высшей педагогических учебных заведений: В З КН: Кн.3; Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р.С. Немов. – М: Просвещение: ВЛАДОС, 2005. – 512 с.
17. Ольшанский, В.А. Старшеклассник в изменяющемся мире: социологическое исследование/ В.А, Ольшанский //Народное образование. – 2000. – № 3. – 117 – 120 с.
18. Погонина, Е.А. Исследование ценностных ориентаций современной молодежи / Е.А. Погонина, Е.О. Васильева; БелГУ // Психологическая культура личности: теория и практика: материалы II Всерос. науч.-практ. конф., Белгород, 23 апр. 2009 г. / Белгор. гос. ун-т ; отв. ред. Н.И. Исаева. – Белгород, 2009. – С. 227 – 231.
19. Психологический словарь/Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика – Пресс, 2000. – 440 с.
20. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста./Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000. – 312 с.
21. Салахова, В.Б К проблеме исследования ценностных ориентаций в зарубежной и отечественной литературе/В.Б. Салахова// Наука и современность. – 2010. – № 2. – С. 213 – 220.
22. Свинина, Н.Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личностно ориентированного образования/ Н.Г. Свинина// Педагогика. – 2001. – № 7. – С. 27 –34.
23. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. Учебное пособие./ Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 672 с.
24. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система./М.С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.