ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
1.1 Теоретические основы обучения устной речи на основе коммуникативного подхода
1.2 Классификация проектов
1.3 Этапы выполнения проектов
ГЛАВА 2 ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОМУ ГОВОРЕНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
2.1 Технология использования проектной методики на уроках английского языка в средней школе
2.2 Методическая разработка с применением метода проектов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития системы образования существует большое количество самых разнообразных новых педагогических технологий. Большинство из них направлены на осуществление личностно-ориентированного подхода к организации обучения. В этой сфере особую популярность имеет проектная технология. Ее отличительной особенностью является включение в себя «эго-фактора», который способствует преломлению всей схемы обучения через саму личность учащегося, через его интересы, склонности и потребности.
Сущность проектной методики, рассматриваемой в контексте личностно-ориентированного обучения, заключается в достижении целей посредством участия самого ученика. При этом должна происходить ориентация на его интересы, мотивы и способности.
Использование метода проекта в системе современного образования обеспечивает успешное формирование всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, а, следовательно, и развитие вторичной языковой личности.
Иностранный язык в качестве учебного предмета обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Поэтому не случайно, что основной целью обучения иностранный язык на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.
Целью данной курсовой работы является изучение роли проектной методики в обучении иноязычному говорению с использованием проектной технологии.
ГЛАВА 1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
1.1 Теоретические основы обучения устной речи на основе коммуникативного подхода
Известно, что термин «говорение» неоднозначен: исследователи отождествляют термин «обучение устной речи» с понятием «обучение говорению», хотя говорение составляет лишь часть устной речи, выступая ее составляющей совместно с аудированием [15, c. 124].
И.А. Зимняя также поднимает вопрос об определении понятия «говорение». Она полагает, что «понятия «речь», «говорение» и «речевая деятельность» в силу неоднозначности их толкования могут выступать как синонимы (что и наблюдается в работах многих авторов)». Тем не менее, сама автор приходит к мнению, что говорение является одним из видов речевой деятельности, наряду с чтением, письмом и аудированием [6, c. 25].
Вариаций определения данного понятия достаточно много, но все они сводятся примерно к одной идее: «Говорение представляет собой форму устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией, осуществляемой средствами языка, устанавливаются контакт и взаимопонимание, оказывается воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего» [3, c. 190].
Как вид речевой деятельности, говорение принимает следующие формы:
- монологическая речь;
- диалогическая речь.
Монолог – это высказывание в сторону одного или более собеседников, также может быть обращен к самому себе. Главной чертой монолога можно указать его организованность, развернутость, законченность мысли.
ГЛАВА 2 ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОМУ ГОВОРЕНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
2.1 Технология использования проектной методики на уроках английского языка в средней школе
В рамках проектной технологии появляется возможность использовать целый спектр методов: дискуссии, мозговые штурмы, поисковые и исследовательские методы.
При организации проектной деятельности учителя иностранного языка ориентируются на основные принципы этой методики, а конкретно на детоцентризм, учет индивидуальности учащихся и их кооперации. Это проявляется во взаимодействии всех участников проекта на всем его протяжении.
Таким образом, мы видим, что в своей работе педагоги реализуют основные принципы организации проектной деятельности, такие как: принцип детоцентризма, учет индивидуальности учащихся и принцип кооперации, который проявляется в широком взаимодействии педагога, участников в группе и между группами на различных этапах проекта [1, с.232].
Педагоги иностранного языка используют самые разнообразные типы проектов в своей практике.
Наиболее распространенными являются следующие:
- исследовательские;
- игровые;
- творческие.
При всем этом предпочтение отдается ознакомительным проектам. Исходя из типологии Э. Коллингза, их можно определить как органичный союз story projects (проекты по рассказам) и hand projects (ручные или конструктивные проекты) [9, с. 112].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование проектной технологии в образовательном процессе является довольно молодой методикой, которая частично заменила элементы классно-урочной системы. На сегодняшний день признана необходимость ее применения в курсе изучения иностранного языка. Этому способствуют различные факторы, в том числе стремление образовательной системы воспитать всесторонне развитую личность, а также подготовить индивида к жизненным реалиям.
Исследование проблемы обучения иноязычному говорению на основе проектной технологии позволило нам решить ряд задач и сделать важные выводы:
- говорение – это форма устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией, осуществляемой средствами языка, устанавливаются контакт и взаимопонимание, оказывается воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего;
- основной целью обучения говорению является развитие способности осуществлять устное речевое общение в разнообразных социально обозначенных ситуациях. Процесс обучения на среднем этапе общеобразовательной школы обусловлен рядом возрастных и психологических особенностей развития учащихся;
- в процессе обучения говорению следует учитывать требования, программу по иностранным языка и специфику говорения как вида речевой деятельности, где учтены возрастные и психологические особенности учащихся;
- проектная технология – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
1. Афанасьева, О.В. Английский язык: Учеб. для VI кл. шк. с углубл. изуч. англ. яз., лицеев, гимназий, колледжей / О.В. Афанасьева, И.В. Михеева. – М.: Просвещение, 1999. – 351 с.
2. Барменкова, И. О. Работа над проектом по учебнику «Happy English 2» / И.О. Барменкова // ИЯШ. – 1997. – №3. – С. 25-27.
3. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – Москва: Академия, 2006. – 336 с.
4. Гребенникова, О.А. Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов старшеклассников: Дис. …канд. пед. наук / О.А. Гребенникова. – Великий Новгород, 2005.
5. Давыденко, Ю.И Деятельностный подход при обучении английскому языку / Ю.И. Давыденко // Труды БГТУ – 2016. – №5. – с.224-227.
6. Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке / И.А.Зимняя. – Москва: Просвещение, 1985. – 160 с.
7. Изосимова, Л.М. Использование метода проектов в обучении информатике младших школьников / Л.М.Изосимова // Ярославский педагогический вестник – 2016 – №1. – с.51-59.
8. Кабанова-Миллер, Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное деятельности и умственное развитие учащихся / Е.Н. Кабанова-Миллер. – М., 1968. – 331 с.
9. Коллингз, Е. Опыт работы американской школы по методу проектов / Е. Коллингз. – М.: Новая Москва, 1926. – 288 с.
10. Концепция учебного предмета «Иностранный язык»: Приказ Министерства образования Респ. Беларусь. – 29 мая 2009 г. – №675. – с. 5-8.
11. Лапицкая, Л.М. Учебник по английскому языку (9 класс) / Л.М. Лапицкая, Н.В. Демченко, А.В. Волков. – Минск: Высшая школа, 2012. – 295 с.
12. Леонтьев, Т.П. Методика преподавания иностранного языка / Т.П. Леонтьева. – Минск: Вышэйшая школа, 2015. – 239 с.
13. Моисеева, О.М. Опыт проектного обучения иностранному языку в средней школе (на материале фр. языка): автореф. дис. .канд. пед. наук. – М., 1994. – 16 с.
14. Монахов, В.М. От традиционной методики к новой технологии обучения / В.М. Моисеева. – М,1993.
15. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И.Пассов. – Москва: Русский язык, 1989. – 276 с.
16. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: АРКТИ, 2005. – 112 с.
17. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студентов пед.вузов и системы повышения квалификации пед.кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, А.Е. Петров. – М.: Академия. 2002. – 272 с.
18. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 2. – С. 3–10.
19. Рогова, Г.В. О принципах обучения иностранным языкам / Г.В. Рогова// Иностранные языки в школе. – 1974. – №6.
20. Сабанова, О.И. Проектный метод обучения английскому языку: методич.разработка / О.И. Сабанова; Мин-во образования и молодежной политики Чувашской Республики, МОУ «Лицей №3». – Чебоксары, 2010. – 23 с.
21. Сокова Г.А. Из опыта использования проектной методики на уроках английского языка в 7 классе. / Г.А. Сокова // ИЯШ, 2002. – № 4.
22. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. Иностранные языки III-XI классы // Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: Национальный институт образования, 2012. – 132 с.
23. Фрей, К. Проектный метод / К. Фрей. – Берлин: Бельц, 1997. – 349 с.
24. Штименко, Ю.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // 2000.
25. Haines, S. Project: Material for Teachers / S. Haines. – Harlow: Longman, 1989. – 212 p.