Дошкольный возраст представляет собой период онтогенеза, когда происходит становление и интенсивное развитие речи. Значительную роль в эмоциональном и речевом развитии дошкольников занимает театрально-игровая деятельность. Игра является наиболее доступным и интересным способом для дошкольника не только выражения эмоций и впечатлений, но и речевого развития. Театр представляет собой одним из самых ярких и доступных восприятию дошкольника видов искусства. Театральная деятельность представляет собой наиболее распространенный вид детского творчества [4].
По мнению Е.В. Мигуновой, в театрализованной игре дети дошкольного возраста знакомятся с настроениями и чувствами персонажей, осваивают способы эмоционального выражения, самовыражаются, а также знакомятся с окружающей действительностью через образы и звуки, способствующие развитию таких психических процессов и свойств личности как воображение, самостоятельность, инициативность, эмоциональная отзывчивость [12, с. 37].
В театрально-игровой деятельности дошкольник принимает на себя образ персонажа путем переодевания или с помощью куклы, выражая его настроение и эмоции различными символическими средствами (мимикой, пантомимой, графикой, речью, пением) [3].
Все театрализованные игры принято разделять на две основные группы: режиссерские игры, игры – драматизации (ролевые игры) [13].
Театрализованные игры, как правило, развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого лежит содержание сказки, рассказа. Но существуют и игры – импровизации, сюжет которых разворачивается по ходу игрового действия [4].
В режиссерской игре дошкольник действует за игрушечный персонаж и сам выступает в роли режиссера, управляя игрушками (их заместителями). Озвучивая героя и комментируя по ходу игры сюжет, дошкольник использует разнообразные средства вербальной выразительности. В режиссерской игре развивается связная монологическая речь. Преобладающие средства выражения здесь – это интонация и мимика.
Режиссерские игры бывают следующих видов:
– настольный театр игрушек, который предполагает использование игрушек, поделок, устойчиво стоящих на столе и не создающих помех при передвижении;
1. Бородина, О.Л. Формирование интонационной стороны речи младших школьников на уроках литературного чтения / О.Л. Бородина // Пермский педагогический журнал. – 2012. – № 3. – С. 23-27.
2. Вавилина, Н.Т. Особенности развития интонационной выразительности речи у детей с ОНР / Н.Т. Вавилина // Вестник МГТУ им. Г.И. Носова. – 2015. – № 1. – С. 18-21.
3. Вечканова, И.Г. Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью / И.Г. Вечканова // Специальное образование. – 2012. – № 2. – С. 20-29.
4. Волкова, Т.А. Театрализованная игра как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста / Т.А. Волкова, К.В. Шеина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. – № 32. – С. 179-183.
5. Давлеткулова, Г.Ш. Понятие интонации в лингвистической и методической литературе / Г.Ш. Давлеткулова // Вестник Адыгейск. ун-та. – 2011. – № 4. – С. 1-4.
6. Дружинина, Е.В. Инновационные приемы проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста / Е.В. Дружинина // Вестник Майриского гос. ун-а. – 2015. – № 3 (18). – С. 13-15.
7. Ермакова, М.А. Развитие интонации у детей старшего дошкольного возраста с экспрессивной алалией: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / М.А. Ермакова. – М.: МПГУ, 2013. – 16 с.
8. Левшина, Н.И. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников / Н.И. Левшина, Л.В. Градусова // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-9. – С. 1988-1992.
9. Макаренко, Л.В. Театр и театрализованная деятельность в современном дошкольном учреждении образования: монография / Л.В. Макаренко. – Донецк: Ландон, 2011. – 211 с.
10. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ «Сфера», 2009. – 128 с.
11. Машковцева, Л.М. К вопросу развития выразительности речи дошкольников посредством театрализованных этюдов / Л.М. Машковцева // Концепт. – 2014. – № 32. – С. 1-9.
12. Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду / Е.В. Мигунова. – Великий Новгород: Изд.-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2009. – 199 с.
13. Никанорова, И.В. Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи дошкольников / И.В. Никанорова // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань, 2014. – С. 110-112.
14. Николаева, Т.М. Лингвистика: избранное / Т.М. Николаева. – М.: Языки славянской культуры, 2013. – 395 с.
15. Попова, Т.В. Формирование интонационной выразительности речи у старших дошкольников с дизартрией: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.В. Попова. – М., 2009. – 185 с.
16. Пронникова, Н.В. К вопросу о функциях интонации / Н.В. Пронникова // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-5. – С. 1131-1135.
17. Смаль, В.Н. Словарь терминов и понятий по методике развития речи детей дошкольного возраста / В.Н. Смаль. – Брест: Изд-во БрГУ им. А.С. Пушкина, 2014. – 96 с.
18. Спирина, Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение коррекционного формирования интонационных процессов у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью: автореф. дис. … канд. пед. наук: 44.04.03 / Е.А. Спирина. – Челябинск: ЧГПУ, 2016. – 17 с.
19. Тебенова, К.С. Условия обучения звуковой культуре речи детей дошкольного возраста // К.С. Тебенова, Н.Ш. Ахметова, К.М. Туганбекова // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8-1. – С. 203-206.
20. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста: хрестоматия / сост. Н.С. Старжинская, Д.Н. Дубинина. – Минск: БГПУ, 2007. – 219 с.
21. Трешина, Е.Н. Развитие речи младшего дошкольника средствами театрализованной деятельности / Е.Н. Трешина // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. – № 5. – С. 930-932.
22. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Владос, 2010. – 289 с.
23. Шевцова, Б.Б. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. – М.: ACT: Астрель, 2009. – 222 с.
24. Энграф, П.О. О просодической стороне речи дошкольников / П.О. Энграф // Инновационная наука. – 2015. – № 4-2. – С. 162-164.