ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РАСХОДОВ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ТОВАРОВ
2 СОДЕРЖАНИЕ, ЗАДАЧИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА РАСХОДОВ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ТОВАРОВ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
3 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАСХОДОВ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ТОВАРОВ ЕЛЬСКОГО РАЙПО
3.1 Организационно-экономическая характеристика Ельского райпо
3.2 Анализ расходов на реализацию товаров Ельского райпо
4 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗЕРВЫ ЭКОНОМИИ РАСХОДОВ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ТОВАРОВ ЕЛЬСКОГО РАЙПО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях экономического развития Республики Беларусь происходит изменение ведения хозяйственной деятельности также и в организациях розничной торговли потребительской кооперации. Рыночные отношения диктуют необходимость осуществления всякой деятельности в режиме экономии ресурсов.
Что негативно сказывается на деятельности организаций потребительской кооперации, переживающих кризисный период.
В настоящее время для потребительской кооперации важнейшей проблемой вместе с выполнением социальных задач по обслуживанию сельского населения, является рост конечных финансовых результатов. Так как без достаточного размера доходов и прибыли в организациях торговли нельзя сказать об их конкурентоспособности и финансовой устойчивости. В настоящее время организации торговли функционируют в постоянно изменяющейся среде и попадают под влияние различных внутренних и внешних факторов, которые оказывают огромное влияние на результат их деятельности.
К наиболее характерным внешним факторам относятся: изменение налоговой и ценовой политики государства, введение новых налоговых платежей и корректировка их размеров, удорожание топливных и энергетических ресурсов, изменение банковских ставок за пользование кредитами, рост минимальной заработной платы. Все эти факторы оказывают значительное влияние как на изменение структуры расходов на реализацию товаров, так и на увеличение их суммы. Потому, чтобы достичь максимальной прибыли в торговой организации в таких условиях деятельности возможно только за счет экономии материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
1 СУЩНОСТЬ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РАСХОДОВ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ТОВАРОВ
Реализация товаров является основным видом деятельности организаций торговли, поэтому в совокупности их расходов преобладающую часть составляют расходы на реализацию товаров.
Расходы на реализацию товаров – это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, сопровождающие осуществление связи между производителем и потребителем или доведение товаров от производителя до потребителя.
По экономической сути данные издержки отражают потребленную часть эксплуатированных ресурсов (авансированной стоимости).
По своему содержанию они являются текущими затратами, расходуются каждый год полностью и требуют ежегодного авансирования.
Значение расходов на реализацию заключается в их предназначении, т. е. благодаря им обеспечивается нормальный процесс товарного обращения, осуществляется реализация предметов широкого потребления с целью удовлетворения запросов населения. Повышение эффективности расходов на реализацию, их формирование в общественно необходимых размерах позволяет увеличить прибыль торговли, часть которой направляется на дальнейшее развитие и совершенствование ее материально-технической базы – необходимого условия улучшения качества торгового обслуживания [16, с. 168].
2 СОДЕРЖАНИЕ, ЗАДАЧИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА РАСХОДОВ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ТОВАРОВ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Цель проведения экономического анализа общего уровня и отдельных статей расходов на реализацию товаров является оценка их рациональности и выявление возможностей экономии с целью улучшения конечных финансовых результатов деятельности торговых организаций.
Для достижения указанной цели необходимы постановка и практическая реализация следующих задач:
– оценка общей суммы и уровня расходов на реализацию торговых организаций за отчетный период, в динамике, а также в сравнении с организациями-конкурентами и со среднерыночными отраслевыми показателями этих расходов;
– изучение расходов на реализацию в разрезе отдельных статей по абсолютной сумме и по уровню (в процентах к обороту), оценка их доли в совокупных расходах за отчетный период и в динамике;
– выявление и количественная оценка влияния факторов на общий уровень и отдельные статьи расходов на реализацию товаров;
– оценка эффективности затрат и ее влияние на конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности торговых организаций;
– поиск и расчет резервов экономии расходов на реализацию товаров, определение мер по их оптимизации в текущей деятельности и предстоящем периоде.
3 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАСХОДОВ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ТОВАРОВ ЕЛЬСКОГО РАЙПО
3.1 Организационно-экономическая характеристика Ельского райпо
Ельский район расположен на юго-западе Гомельской области. Граничит с Петриковским, Лельчицким районами Гомельской области, со Столинским и Лунинецким – Брестской области, а также с Любанским и Солигорским – Минской области. Его протяженности с севера на юг – 82,5 км, с запада на восток – 71,5 км. Общая площадь района 2916 кв. км, из них 56,3 % территории занимает лес, 13,9 % – реки и озера.
По состоянию на 01.04.2018 г. на территории Ельского района проживает 15128 человек, в том числе: в сельской местности 6082 человека, в городе – 9046 человек.
В районе расположены: Национальный парк «Припятский», часть государственного ботанического заповедника «Низовье Случин», памятник природы «Насаждение понтийской азалии», заповедник лекарственных растений, охотничьи заповедники.
В районе зарегистрировано 189 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них 66 юридических лиц и 123 индивидуальных предпринимателя.
Промышленность района сосредоточена в административном центре- городе Ельск.
Промышленный потенциал района составляют 4 предприятия: ОАО «Ельский консервный завод», ОАО «Ельский КБО», филиал ОАО «Мозырский ДОК» Ельская мебельная фабрика» относятся к обрабатывающей промышленности (секция D), КЖЭУП «Ельское» – производство и распределение электроэнергии, газа и воды (секция Е).
4 ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ И РЕЗЕРВЫ ЭКОНОМИИ РАСХОДОВ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ТОВАРОВ ЕЛЬСКОГО РАЙПО
Проанализировав общий уровень и отдельных статей расходов на реализацию товаров по Ельскому, можно сделать вывод о том, что уровень расходов на реализацию товаров за исследуемые периоды возрос на 11,18 %. Это, в первую очередь, связано с уменьшением розничного товарооборота. Снизился уровень прочих расходов на 0,14 %, что позволило сэкономить 3 тыс. р.
Сокращение материальных затрат приведет к уменьшению общего уровня расходов на реализацию товаров. Для сокращения материальных затрат необходимо уменьшить транспортные расходы, а именно, оптимизировать маршруты следования транспорта, развозящего товары по товарным объектам, обновить автопарк, уменьшить линейные нормы расхода топлива и др.
В настоящее время мы наблюдаем, ряд тенденций, приводящих к увеличению расходов на реализацию товаров: технологии производства и продаж усложняются, сервисная оболочка товаров дополняется все новыми компонентами, доля предприятий, производящих потребительские товары, в общем количестве предприятий сокращается; меняются вкусы и потребности; общество становится все более «потребительским», т.е. нацеленным на краткосрочную утилизацию товаров; товарный ряд становится все разнообразнее.
Исследуемая торговая организация находится в промежуточном положении, расходоемкость её обращения может быть компенсирована ростом производительности труда, а некоторые потери в торговой деятельности сглажены ростом товарооборота. Для умелого руководства этими процессами в райпо должна быть создана специальная служба в составе экономистов-менеджеров, которая будет отслеживать ситуацию и управлять не только финансовыми потоками, но и согласовываясь с логистическими принципами организации торговли, расходами на реализацию товаров во всех сферах торговой деятельности организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главное отличие расходов на реализацию товаров от себестоимости произведенной продукции заключается в том, что в издержках организаций торговли отсутствует стоимость закупаемых товаров, так как она просто сохраняется. Что вытекает из особенностей кругооборота средств в сфере обращения, который имеет форму «деньги–товар–деньги». В данной сфере осуществляется закупка уже произведенных товаров и дополнительные расходы по доведению их до конечных потребителей. К тому же, в своей основе все указанные понятия означают одно и то же: это расходы организации, которые связаны с выполнением определенных операций по осуществлению основного вида деятельности – торговли. Таким образом, расходы на реализацию товаров являют собой общественно необходимые расходы по финансовым, трудовым и материальным ресурсам, которые обеспечивают выполнение организацией торговли своих функций и задач по приобретению товаров (кроме оплаты их покупной стоимости), хранению и реализации, а также административные расходы.
Вышеизложенные принципы классификации расходов на реализацию товаров организаций торговли ориентированы в основном на задачу их планирования и анализа. Рассмотрение расходов на реализацию товаров с точки зрения управления ими требует расширение классификационных группировок для максимального использования тех или иных характеристик расходов для реализации функциональных задач торговых организаций.
1. Афанасенко, И. Д. Торговое дело. Учебник / И.Д. Афанасенко, В.В. Борисова. – М.: Питер, 2015. – 384 c.
2. Баженов, Ю. К. Доходы, расходы и прибыль в организациях торговли / Ю.К. Баженов, Г.Г. Иванов. – М.: Форум, Инфра-М, 2014. – 584 c.
3. Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие. – Мн.: Выш. шк., 2008. – 371 с.
4. Гурская, С. П. Правила торговли и защита прав потребителей / С.П. Гурская. – М.: Вышэйшая школа, 2015. – 192 c.
5. Дашков, Л. П. Организация, технология и проектирование торговых предприятий / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 512 c.
6. Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов : утв. постановлением М–ва финансов Респ. Беларусь от 30 сен. 2011 г., № 102: в ред. Постановления от 31 дек. 2013 г., № 96 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2012. – № 12.
7. Коробкин, А.З. Экономика организации отрасли: Учебное пособие / А.З. Коробкин. – Минск: Изд-во Гревцова, 2013. – 288 c.
8. Коршунов, В.В. Экономика организации (предприятия): Учебник и практикум / В.В. Коршунов. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 407 c.
9. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учеб. для вузов / Л.И. Кравченко. – М.: ООО «Новое знание», 2009. – 511 с.
10. Лопарева, А.М. Экономика организации (предприятия): Учебно-методический комплекс / А.М. Лопарева. – М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 400 c.
11. Мокий, М.С. Экономика организации: Учебник и практикум. / М.С. Мокий. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 334 c.
12. Осипова, И.В. Экономика организации (предприятия) (для бакалавров) / И.В. Осипова, Е.Б. Герасимова. – М.: КноРус, 2013. – 280 c.
13. Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг): Утв. Министерством экономики, Министерством статистики и анализа, Министерством финансов, Министерством труда и соц. Защиты Республики Беларусь 30 октября 2008 г. № 210/161/151 (с изм. и доп.) // консультант Плюс: Беларусь.
14. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учебник / Г.В. Савицкая. – 6-е изд., испр. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 378 с.
15. Третьяк, Л.А. Экономика сельскохозяйственной организации: Учебное пособие / Л.А. Третьяк, Н.С. Белкина. – М.: Дашков и К, 2015. – 396 c.
16. Экономика организации отрасли : курс лекций для реализации содержания образовательных программ высшего образования I ступени и переподготовки руководящих работников и специалистов / Т. Н. Сыроед [и др.]; под общ. ред. А. З. Коробкина. – 2-е изд., испр. – Гомель : учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2014. – 292 с.
17. Экономика предприятий торговли: учеб.пособие / Н.В. Максименко [и др.]; под общ.ред. Н.В. Максименко, Е.Е. Шишковой. – Мн.: Высш. Шк., 2008. – 541 с.