ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Особенности формирования словоизменения у нормально говорящих детей старшего дошкольного возраста
1.2 Особенности формирования умений словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Направления коррекционной работы по формированию словоизменения у старших дошкольников с ОНР
2.2 Комплекс игр и (или) упражнений по формированию умений словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. Без речевого общения невозможно представить человеческое общение. Одним из важнейших компонентов всестороннего развития личности ребёнка является развитие его речи. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. Реализация этой задачи всегда занимала значительное место в системе обучения, а существенной её частью справедливо считалось формирование навыка словообразования существительных.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте, поэтому вопросам развития речи необходимо уделять особое внимание.
Словоизменение – это процесс изменения слов, который может иметь различное грамматическое значение. Словоизменение, как в норме, так и при патологии, представляет собой сложный многообразный процесс, который требует целенаправленной и длительной работы [5].
Так же многие учёные занимались проблемой формирования навыка словоизменения: Р. Е. Левина, Н. С. Жукова, Р. И. Лалаева, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Р. И. Шуйфер, А. В. Ястребова, Н. И. Жинкин, Г. О. Винокур, А. В. Богородецкий, И. А. Зимняя, Л. А. Чистович, В. А. Кожевников, В. В. Алякринский [3, с. 18].
Всё вышесказанное определяет актуальность данной проблемы, а ее недостаточная научная разработанность определили выбор темы нашего исследования.
Цель работы: теоретически обосновать и разработать комплекс игр и (или) упражнений по формированию умений словоизменения у старших дошкольников с ОНР.
Задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по теме курсовой работы.
2.Изучить содержание коррекционной работы по формированию умений словоизменения.
3.Изучить коррекционные возможности наглядно-дидактических пособий по формированию умений
Объект исследования – процесс формирования навыка словоизменения у старших дошкольников с ОНР.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Особенности формирования словоизменения у нормально говорящих детей старшего дошкольного возраста
Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Освоение речи – это сложный, многогранный умственный процесс. Речь начинает появляться, когда мозговой, слуховой, речевой (артикуляторный) аппарат достигает определенного уровня развития. Но без речевой среды ребёнок никогда не будет говорить. Для того, чтобы он имел и правильно развивал фразовую речь, необходима речевая среда. Однако этого недостаточно. У ребёнка должна быть необходимость использовать речь в качестве основного способа общения с близкими и сверстниками.
Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. В период дошкольного возраста ребенка очень важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи.
При формировании грамматического строя речи ребёнок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.
Развитие грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих авторов: А. Н. Гвоздева, Т. Н. Ушаковой, А. М. Шахнаровича, А.Н. Гвоздева, О.Е. Громова, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и других.
Современные лингвисты много пишут не только по вопросам словозменения уже совершившегося, но и дают возможность оценить новые слова с точки зрения грамотности русского языка, поскольку в их работах есть высокая степень обобщения.
Формирование грамматического строя (словоизменения, синтаксической структуры предложения) осуществляется лишь на основе определённого уровня когнитивного развития ребёнка.
При формировании словоизменения ребёнок, прежде всего, должен уметь различать грамматические значения: род, число и т. д., так как перед тем, как начать использовать лингвистическую форму, ребенок должен понять, что это значит.
Выводы по 1 главе
Формирование грамматической структуры речи и словоизменения в онтогенезе тесно связано с общим развитием речи ребёнка. К концу дошкольного возраста в результате развития и усложнения деятельности ребёнка и форм общения с окружающими его людьми был достигнут значительный прогресс в практическом освоении родной речи ребенка.
При общей неразвитости речи (OHP) формирование грамматической структуры речи и словоизменений происходит с большими трудностями и ошибками в речи.
Встречающиеся трудности словоизменения: склонение прилагательных, согласование прилагательных с существительными, числительных с существительными, трудности в использовании предлога, смешивание формы женского и мужского, женского и среднего родов, мужского и среднего родов, ошибки в употреблении форм числа и рода глаголов, неправильное употребление окончаний существительного при нарушении согласования прилагательного с существительным и другое.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Направления коррекционной работы по формированию словоизменения у старших дошкольников с ОНР
При формировании системы словоизменения учитывается последовательность появления форм частей речи в онтогенезе, фонетические особенности формирования их формирования.
Логопедическая работа с детьми с ОНР проводится по следующим направлениям:
1)совершенствование умения изменения существительных по падежам;
2)совершенствование умения согласования имен прилагательных с существительными в роде и числе;
3)совершенствование умения образования имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа;
4)совершенствование умения изменять глаголы по числам;
5)совершенствование умения согласования глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе;
6)совершенствование умения согласования глаголов с личными местоимениями;
7) совершенствование умения согласовывать имена существительные с именами числительными [2].
Направление и содержание коррекционной работы определяется с учётом индивидуальных, возрастных особенностей старших дошкольников с ОНР. Учитывала симптоматику и механизмы имеющихся у них нарушений устной речи и особенности индивидуальных вариантов становления речевой функции. Основная цель логопедического воздействия коррекционной работы - сформировать у дошкольников с общим недоразвитием речи навык словоизменения.
Для формирования словоизменения выделяют 3 этапа:
1) формирование простых и продуктивных форм существительных и глаголов;
2) закрепление простых и продуктивных форм существительных, глаголов и прилагательных, понимание сложных и менее продуктивных форм словоизменения;
3) закрепление сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения у дошкольников с ОНР:
Закрепляется функция словоизменения у дошкольников с ОНР:
1) в словосочетаниях;
2) в предложениях.
Выводы по второй главе
Дидактические игры на логопедических занятиях играют важную роль в процессе развития словоизменения. Они не только стимулируют развитие нарушений речи и грамматики, но также включают в активное словесное общение и полное развитие старшего дошкольника.
Поскольку при составлении комплекса игр мы остановились на теме: «Фрукты. Овощи», мы не только развивали речь, но и на беседовали о пользе фруктов и овощей.
В процессе преодоления развития словоизменения учитываются индивидуальные и личные возможности каждого ребёнка, что поможет построить работу логопедии.
Преподаватель сталкивается с большим количеством задач, выполнение которых поможет преодолеть нарушение речи и подготовить ребенка к обучению в школе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение психолого-педагогической литературы по теме курсовой работы показало, что словоизменение – это, с одной стороны, особый способ развития словаря, одного из основных средств пополнения словарного запаса языка, а с другой стороны, он является неотъемлемой частью морфологической системы языка.
Проблема формирования и развития словоизменения актуальна и значительна в настоящее время, поскольку ее уровень определяет дальнейшее образование детей в школе.
Основываясь на изучении психолого-педагогической литературы, мы выявили значительные трудности в овладении словообразования прилагательных, дети совершают большое количество ошибок.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что большое количество исследователей обращают внимание на тему «словоизменение». Многие работы основаны на необходимости совершенствования традиционной коррекционной работы, а также поиска новых, эффективных, научно обоснованных способов развития словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Последовательность, с которой осваивается словообразование детьми с нарушенной речью, протекает в соответствии с общими законами развития. Одним из необходимых условий для дальнейшего развития ребенка является создание мотивации к общению, использование ясности, которые решают большое количество коррекционных задач на занятиях. В процессе занятий речевой терапии рекомендуется создавать такие ситуации, которые бы актуализировали потребность в речевых высказываниях, словообразовании.
Встречающиеся трудности словоизменения: склонение прилагательных, согласование прилагательных с существительными, числительных с существительными, трудности в использовании предлога, смешивание формы женского и мужского, женского и среднего родов, мужского и среднего родов, ошибки в употреблении форм числа и рода глаголов, неправильное употребление окончаний существительного при нарушении согласования прилагательного с существительным и другое.
Важность формирования словоизменения выражается в том, что недостаточный уровень её овладения не даёт в полной мере развития связной речи, грамматического строя речи, а затем создаёт трудности в дальнейшем обучении грамоте, а затем в школе.
1. Абрамов, Б. А. О понятии семантической избирательности слов [Текст] / Б. А. Абрамов // Инвариантные синтаксические значения и структура предложения: сб. научн. тр. – М.: Наука, 1969. – 231 с.
2. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников. – СПб.: ДЕСТВО-ПРЕСС, 2003.
3. Архипова, Е. В. Проблемы речевого развития младших школьников. – Дис. д-ра пед наук / Е. В. Архипова; МПУ. – М., 1998. – 205 с.
4. Вершинина, О. М. Особенности словообразования и словоизменения у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня // Логопед. – 2004. – №1. – 54 с.
5. Гвоздев, А. Н. Формирование у ребёнка грамматического строя языка / А.Н. Гвоздев – М., 1999. – 268 с.
6. Громова, О. Е. Формирование начального детского лексикона / О. Е. Громова // Логопед. – 2004. – №1. – 211 с.
7. Жукова Н.С. Логопедия: преодоление общего недоразвития у дошкольников. – Екатеринбург, 1998. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Владос,2003
8. Земская, Е. А. Словообразование как деятельность [Текст] / Е. А Земская – М.: Просвещение 2005. – 460 с.
9. Ковшиков В.А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных. - СПб.: КАРО, 2006.
10. Кривовязова, Н. Д. Обучение русскому языку детей с нарушениями речи: учеб. пособие для студентов / Н. Д. Кривовязова. – Минск: Зорны верасень, 2007. – 215 с.
11. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, И. В. Серебрякова – СПб, 2000. – 160 с.
12. Лопатина А. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / А. В. Лопатина – СПб: Союз, 2005. – 151 с.
13. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 211 с.
14. Никашина, Н. А. Формирование речи и ее недоразвитие. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. Вузов; под ред. Л. С. Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 249 с.
15. Смирнова, Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей / Л. Н. Смирнова – М: Мозаика-Синтез, 2005. – 96 с.
16. Сорокина, А. Дидактические игры в детском саду / А. Сорокина. – М.: Просвещение, 1982. – 103 с.
17. Туманова, Т. В. Формирование готовности к словооизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология – 2001 – №4. – 121 с.
18. Филичева, Т. Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова – М.: Москва «Гном-Пресс». 302 с.
19. Шашкина, Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. – М.: Академия, 2003. – 240 с.