ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ
1.1. Социальная адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей
1.2. Организация жизнедеятельности ребенка в замещающей семье
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ
2.1. Определение эффективных форм и методов для успешной адаптации детей в замещающей семье на примере детского дома семейного типа
2.2. Экспериментальная программа по устранению проблем адаптации в замещающей семье
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Республика Беларусь рассматривает своей важнейшей политической, социальной и экономической задачей защиту государством и обществом детства, семьи и материнства. Праву ребенка жить и воспитываться в семье корреспондирует не только обязанность родителей по обеспечению необходимых условий жизни и воспитания, но и обязанность государства обеспечивать условия для реализации этого права и контролировать выполнение своих обязанностей родителями и лицами, их замещающими.
Органы опеки и попечительства, а также иные ведомства, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей, должны предпринимать все меры по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. При этом дети с учетом их интересов подлежат преимущественному устройству в семьи родственников либо в семьи граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих на территории государства.
Несмотря на заметную стабилизацию процесса социального сиротства, число детей, ежегодно передаваемых в семьи граждан Республики Беларусь на усыновление, значительно не меняется и составляет немногим более 500 человек в год. При этом в детских интернатных учреждениях республики воспитывается 5 тысяч детей, подлежащих усыновлению по правовому статусу, еще порядка 7 тысяч детей, подлежащих усыновлению, воспитываются в профессиональных замещающих семьях (приемных семьях, детских домах семейного типа).
Таким образом, вопросы замещающей семьи и связанная с ними социальная работа является важной для общества Республики Беларусь в целом.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ
1.1. Социальная адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей
Современное развитие нашей страны характеризуется достаточно сильными изменениями, происходящими во всех сферах общества. Эти перемены могут быть как положительными, так и отрицательными. Дети, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, просто не имеют возможности самостоятельно определиться в жизни, защитить свои гражданские права и свободы [13, с. 25]. Нельзя не указать на катастрофический рост потребления алкоголя в последние десятилетия в нашей стране как на важнейший фактоܙр деградации и распада семей. Исследователями отмечается также неуклонный рост женского алкоголизма, низкий уровень самосознания в неблагополучных семьях [5, с. 26].
Чтоܙбы рассмотреть данную проблему, обратимся к характеристике основных понятий.
Дети-сироты − лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель [1, с. 145].
Дети, оставшиеся без поܙпечения родителей − лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей вследствие лишения родителей родительских прав, отобрания их у родителей без лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими, объявления их умершими, нахождения родителей в розыске, в местах соܙдержания под стражей, болезни родителей, препятствующей выполнению родительских обязанностей, отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы, оставления их родителями в организациях здравоܙоܙхранения, согласия родителей на усыновление (удочерение) детей при отказе родителей от детей и их раздельном проживании с детьми, а также которые обнаружены брошенными, и в других случаях отсутствия поܙпечения родителей [1, с. 145].
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без поܙпечения родителей − лица в возрасте от 18 до 23 лет, имевшие к моменту достижения ими возраста 18 лет статус детей-сирот или статус детей, оставшихся без поܙпечения родителей, либо основания для его приобретения и впоследствии не утратившие эти основания [1, с. 145].
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ
2.1. Определение эффективных форм и методов для успешной адаптации детей в замещающей семье на примере детского дома семейного типа
Детский дом семейного типа (ДДСТ) - это форма профессиональной семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей, временно устроенных в семьи. Родители-воспитатели ДДСТ – граждане, принятые на работу в управление (отдел) образования для выполнения обязанностей по уходу, воспитанию в своих семьях детей, оставшихся без попечения родителей, на основании срочных трудовых договоров. В детские дома семейного типа помещаются от 5-ти до 10-ти детей.
В городе Пинске есть два детских дома семейного типа. В ДДСТ №1 родителями-воспитателями являются Друк Валентина Юрьевна и Кулик Николай Иванович, в ДДСТ №2 - Шикеля Екатерина Ильинична и Шикеля Эдуард Михайлович.
Базой исследования стал ДДСТ №1». В исследовании приняли участие 10 несовершеннолетних в возрасте 8-13 лет.
В ходе исследования были использованы следующие методики:
1) Тест «Дом, дерево, человек»
2) Тест «Рисунок семьи»
Тест «Рисунок семьи» – это проективный тест, предназначенный прежде всего для выявления семейных отношений и эмоциональных проблем. Основываясь на изображении, комментариях и ответах клиента на вопросы специалиста в отношении рисунка, этот метод раскрывает его чувства к тем членам семьи, которых он считает наиболее важными, чье влияние, как положительное, так и отрицательное, является для него наиболее значимым. Техника проста в использовании, может использоваться в широком возрастном диапазоне: как у детей, так и у взрослых, это помогает установить хороший эмоциональный контакт, доступный людям с уменьшенным интеллектом.
На основе результатов изображения, ответов на вопросы, оценки особенностей восприятия ребенка и опыта семейных отношений.
Инструкции: «Нарисуй свою семью». Не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», и отвечать на вопросы типа «что рисовать?». Вы должны только повторять инструкции. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится 30 минут. При проведении группового теста время часто ограничивается 15-30 минутами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данного исследования было разработать экспериментальную программу по устранению проблем адаптации детей в замещающей семье.
В ходе исследования были определены особенности социальной адаптации детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей; охарактеризована организация жизнедеятельности замещающей семьи; определены эффективные формы и методов для успешной адаптации детей в замещающей семье на примере детского дома семейного типа; разработана экспериментальная программа по устранению проблем адаптации в замещающей семье.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Приоритетной формой жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, является их устройство в семью, что может осуществляться в разных формах – путем установления усыновления или удочерения; передачи под опеку (попечительство) или помещения в приемную семью. В начале XXI века в Республике Беларусь сформировалась новая государственная политика в отношении детства, построенная с учетом современных позиций мирового сообщества. Эта политика направлена на создание надлежащих условий для соблюдения прав детей, оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны общества и государства. Усыновление является оптимальной и наиболее желательной формой устройства детей-сирот.
2. Процесс адаптации ребенка в замещающей семье проходит через ряд периодов, на каждом из которых возникают социальные, психологические, эмоциональные и педагогические барьеры. Первый период адаптации – ознакомительный. Его продолжительность невелика, примерно две недели. Наиболее ярко в этот период проявляются социальный и эмоциональный барьеры. Второй период адаптации – приспособительный. Он длится от двух до четырех месяцев. Освоившись в новых условиях, ребенок начинает искать линию поведения, которая удовлетворила бы приемных родителей. Третий этап – привыкание. Дети все реже и реже вспоминают прошлое. Ребенку хорошо в семье, он почти не вспоминает о своей прежней жизни, по достоинству оценив преимущества пребывания в семье, появляется привязанность к родителям, возникают ответные чувства.
1. Адукацыйны партал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.adu.by. – Дата доступа –
2. Бруй, М.Г. Семейное право / М.Г. Бруй. - 2-е изд., перераб. - Минск: ТетраСистемс, 2008. - 272 с.
3. Бедулина, Г.Ф. Современные технологии социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении / Г.Ф. Бедулина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://13rusprint.ru/books/2015/fenomen/c14.html.
4. Бочаров В. Ю. Социальная политика и социальная работа : учеб. пособие / В. Ю. Бочаров. – М. : Дашков и К, 2008. – 429 с.
5. Герасимова, Е.В. Психолого-педагогические условия формирования гуманных взаимоотношений в приемной семье: автореф. дис. … канд. психол. наук / Е.В. Герасимова. – Самара, 2008. – 25 с.
6. Дети из алкогольных семей / авт-сост. Е.Ф. Коваль. – Гродненский район: Гродненский районный СПЦ, 2009. – 18 с.
7. Дети и молодежь Республики Беларусь : статистический сборник. – Минск : Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2017. – 232 с.
8. Матвиенко, И.В. Социально-педагогическое сопровождение адаптации детей-сирот в приемной семье : автореф. дис. … канд. пед. наук / И.В. Матвиенко. – М., 2006. – 24 с.
9. Мицкевич, Ж.И. Система социальной профилактики насилия в семье / Ж.И. Мицкевич // Системный подход в оказании социально-психологической помощи семье : материалы междунар. науч.-практ.конф., г. Минск, 28-29 нояб. 2007 г. ; редкол. А.А. Туровец, Ж.И. Мицкевич (отв. ред.), Н.И. Муфель. – Минск : БГПУ, 2008. – С. 114-116.
10. Отчет общенационального исследования по оценке ситуации с насилием в отношении детей в Республике Беларусь / Ф. А. Фурманов и др. – Минск : В.И.З.А.ГРУПП,2010. – 156 с.
11. Подофедова, А.С. Актуальные проблемы социального сиротства в Республике Беларусь / А.С. Подофедова // Адукацыя і выхаванне. – 2006. – № 11. – С. 3-8.
12. Поспелова, Н.С. Краткая характеристика семей группы риска по признаку социального сиротства / Н.С. Поспелова // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2012. – № 3. – С. 13-24.
13. Реан, А.А. Уличные дети и общество: социальные и психологические аспекты проблемы / А.А. Реан // Мир детства. –2002. –№ 5. – С. 23–29.
14. Палиева, Н.А. Мотивация принятия приемного ребенка в замещающую семью / Н.А. Палиева, Г.Н. Соломатина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.terrahumana.ru/arhiv/11_01/11_01_27.pdf.
15. Социальная работа с молодежью : научно-практическое издание / С.В. Лапина, А.А. Жарикова, Г.Ф. Бедулина и др. – Минск : Представительство Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь, 2007. – 149 с.
16. Социальная работа: теория и организация : пособие для студентов вузов / П.П. Украинец [и др.] ; под ред. П. П.Украинец, С.В. Лапиной. – Минск : ТетраСистемс, 2007. – 286 с.
17. Ульянченко, И.И. Педагогические аспекты социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных детей и подростков : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / И.И. Ульянченко. – Ставрополь, 2005. – 25 с.