ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
1.1 Понятие звукового анализа и синтеза
1.2 Особенности формирования фонематического анализа и синтеза у детей с нарушениями речи
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
2.1 Обоснование комплекса упражнения для детей с ОНР старшего дошкольного возраста по формированию фонематического анализа и синтеза
2.2 Комплекс упражнений по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
С каждым годом растет число детей, у которых наблюдаются различные нарушения речи.
Речь, не являясь врожденной способностью ребенка, развивается в процессе онтогенеза параллельно с умственным и физическим развитием и служит показателем общего развития.
Полноценное гармоничное развитие, социализация ребенка невозможны без воспитания у него правильной речи. Речь должна быть не только правильно оформленной с точки зрения лексики и грамматики, но четкой в плане звукопроизношения и звуко-слоговой наполняемости произносимых слов.
Важно отметить, что речевые нарушения, возникнув под влиянием какого-либо патогенного фактора, не исчезают сами по себе и, без специально организованной логопедической работы, могут отрицательно сказаться на всем процессе развития ребенка.
Важным условием формирования правильной речи является сформированность умений звукового анализа и синтеза в процессе становления речи ребенка.
Актуальность исследования:
Проблема формирования умений звукового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи является актуальной, так как развитие этих процессов играет большую роль в становлении всей речевой системы. Раннее выявление детей с несформированными умениями звукового анализа и синтеза и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях помогает предотвратить возникновение проблем при обучении в школе.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ ОНР
1.1 Понятие звукового анализа и синтеза
Правильное формирование речи ребенка – важнейший фактор дальнейшего всестороннего развития. Если речь ребенка развивается правильно, в соответствии с возрастными нормами, то это дает ему возможность высказывать свои мысли, расширить возможности познания окружающего мира, построить полноценные отношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому очень важно знать особенности развития речи в онтогенезе, чтоб своевременно заметить и исправить возможные отклонения от нормы.
Фонетико-фонематическая сторона речи является важным звеном в речевой деятельности человека. Усвоение звуковой системы речи представляет собой фундамент, на котором в дальнейшем и происходит овладение языком, как основным средством общения.
Под фонематической стороной речи понимают способность дифференцировать фонемы родного языка [17].
М.Ф. Фомичева подчеркивает, что восприятие и воспроизводство звуков родного языка – это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов, где хорошо развитый фонематический слух позволяет выработать четкую дикцию – подвижность и тонкую дифференцированную работу артикуляционных органов, обеспечивающих верное произношение каждого звука [37].
Фонематические процессы человека включают в себя фонематический слух и фонематическое восприятие, а последнее состоит из простых и сложных форм фонематического анализа, фонематического синтеза и фонематических представлений.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
2.1 Обоснование комплекса упражнения для детей с ОНР старшего дошкольного возраста по формированию фонематического анализа и синтеза
Работу по формированию фонематического анализа и синтеза необходимо начинать с обследования детей и изучения анамнестических данных. Подбирать речевой и наглядный материал с учётом следующих требований:
- в речевой материал включать хорошо знакомые дошкольникам слова;
- в наглядный материал включать реалистичные картинки, отображающие известные детям картинки.
В ходе обследования следует предлагать дошкольникам простые инструкции, а также при необходимости оказывать дозированную помощь.
При обследовании состояния фонематического анализа и синтеза необходимо учитывать условия выделения звука. Ударные гласные выделяются легче, чем безударные в начале слова; щелевые согласные выделяются легче из начала слова; взрывные согласные из конца слова; твердые согласные выделяются легче, чем мягкие; звук [р] как более длительный выделяется легче в начале слова. Наиболее трудно детям с ОНР определить наличие гласного и выделить его из конца слова, так как гласный воспринимается ребенком не как самостоятельный звук, а как оттенок согласного. При отборе слов следует помнить о том, что в слове должен быть только один труднопроизносимый звук [3].
Как указывается в программе «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи» авторов Ю. Н. Кисляковой, Л. Н. Мороз, в процессе занятий по формированию произносительной стороны речи осуществляется развитие фонематического слуха, формирование правильного произношения звуков; закрепление произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; подготовка к усвоению навыков звукового анализа и синтеза.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная курсовая работа посвящена проблеме изучения состояния фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ОНР.
Анализ литературных данных, касающихся проблемы нарушений речи и формирования звукового анализа и синтеза, показал, что у детей с ОНР возможно отсутствие своевременного формирования и отставания развития простых и сложных форм фонематического анализа и синтеза. Это подтверждается исследованиями многочисленных авторов, таких как Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, В.К. Орфинская и др.
Было выделено то, что для полноценного овладения программой, у ребенка должен быть сформированы на достаточном уровне умения фонематического анализа и синтеза.
Также была рассмотрена специфика формирования элементарных и сложных форм звукового анализа и синтеза у детей с ОНР. Были отмечены ошибки в речи детей с ОНР с недостаточно развитыми умениями звукового анализа и синтеза, выделяемые разными учеными. Также была выделена важность и необходимость коррекционной работы с детьми, у которых звуковой анализ и синтез не сформирован.
Таким образом, мы можем прийти к выводу, что формирование фонематического анализа и синтеза является важнейшим этапом в обучении детей старшего дошкольного возраста с ОНР, который призван к тому, чтоб положить начало полноценному обучению и развитию личности.
Таким образом, фонематический анализ и синтез – это сложные мыслительные операции, которые у детей с ОНР появляются лишь в процессе специального обучения.
Со старшими дошкольниками с ОНР необходимо проводить коррекционную работу по формированию звукобуквенного анализа и синтеза. Коррекционная работа по формированию звукобуквенного анализа и синтеза строится у дошкольников с ОНР поэтапно. Важную роль в коррекционной работе играет диагностика сформированности звукобуквенного анализа и синтеза у дошкольников с ОНР. Такая диагностика проводится в зависимости от речевого нарушения ребенка с ОНР.
1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2007. – 331 c.
2. Балобанова, В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова, Л. В. Венедиктова. – СПб.: Детство-пресс, 2001. – 116 с.
3. Баль, Н. Н. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на коррекционных занятиях / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Минск: Народная асвета, 2015. – 111 с.
4. Баль, Н. Н. Теоретическое обоснование методики формирования языкового анализа и синтеза у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / Н.Н. Баль, Н.В. Чемоданова // Спецыяльная адукацыя.-2013. - № 6. – С. 3-7.
5. Боскис, Р. М. Б85 Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для. учителя.–2-е изд.,-испр.'–М.: Просвещение, 1988.– 128 с.
6. Венгер, Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе / Т. Д. Марцинковская, А. Л. Венгер. - М., 1994. – 45 с.
7. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М.: Просвещение, 1961. – 78 с.
8. Глухов, В. П. Формирование навыков связных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов, А. В. Горбачева // Логопед в детском саду. - 2012. - № 3. – С. 32-40.
9. Гриншпун, Б.М. Дислалия. // Хрестоматия по логопедии –т.1.- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.-108-120 с.
10. Думич, Т. С. Изучение сформированности первичных форм звукового анализа у детей дошкольного возраста с нарушениями речи / Т. С. Думич // Научный поиск – 2017 / ГрГУ им. Я. Купалы ; редкол.: Н. В. Крюковская, М. В. Пивоварчик. – Гродно : ГрГУ, 2017.. – Режим доступа: http://ebooks.grsu.by/nauch_poisk_2017/. – Дата доступа :
11. Журова, Л. Е. Обучение грамоте в детском саду. -2-е изд. - М. : Педагогика, 1978.
12. Каше, Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников; под редакцией Р.Е. Левиной. – М. : «Просвещение», 1971. – 192 с.
13. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. . –– М.: Просвещение, 1985. - 207 с.
14. Ковшиков, В.А. Исправление нарушений различных звуков: методы и дидактические материалы. – СПб.: САТИС, 1995. – 71с.
15. Колесникова, Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Е. В. Колесникова. – М.: Просвещение, 2002. – 94 с.
16. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2004. – 129 с.. – 224 с.
17. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. - М., Просвещение, 1974. – 168 с.
18. Леонтьев А.Н. Основы психолингвистики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». М., 1997. - 320 с.
19. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 208 с
20. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. - М.: Прометей, 2004. – 215 с.
21. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
22. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений удошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В. . –– Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. – 192 с.
23. Маркова А.К. Разделы психологии: Педагогическая психология Высшее учебное заведение: Психологический институт РАО Овладение слоговым составом слова в раннем возрасте // Вопр. психол. - 1969. - № 5.
24. Никашина Н. А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников. // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / под ред. Левиной Р.Е. – М.: Просвещение, 1965. - с. 46-66
25. Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте // Ученые зап. ЛГПИ им. Герцена. – л., 1946. Т.53. С.44-52.
26. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповаи и др.; Под ред. Т. В. Волосовец: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
27. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. - Спб: Питер, 2009. – 370с.
28. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения иписьма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учрежденийи школ различных типов. . –– м.: аркти, 2005. – 400 с.
29. Соботович Е.Ф. С 54 Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): Учеб. пособие для студентов. – М.: Классике Стиль, 2003. – 160 с.
30. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма. // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. / Под ред. Р.Е. Левиной. - м., 1965. - с.33-45.
31. Ткаченко, Т. А. Если дошкольник плохо говорит / Т. А. Ткаченко. – СПб., 1997. – 49 с.
32. Трауготт, Н.Н. Диагностика и коррекция речевых нарушений / Н.Н. Трауготт.– СПб. : Питер, 2001. – 296 c.
33. Учебные программы для специальных общеобразовательных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении с белорусским и русским языками обучения [Электронный ресурс]/ НИО – Режим доступа: http://adu.by/ru/. – Дата доступа :
34. Ушаков, Т.Н. речь человека в общении / Т.Н. Ушакова, Н.Д. Павлова, И.А. Зачесова, отв. ред. В.Д. Шадриков; АН СССР, Ин-т психологии. – М. : Просвещение, 1989. –210 с.
35. Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М. : Профессиональное образование, 1993. – 232 с.
36. Филичева, Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М., 1999. – 89 с.
37. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии / М. Ф. Фомичева. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.
38. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми / Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева. – М. : Логос, 2002. – 240 c.
39. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие. для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. – М. : Академия, 2014. – 256 с.
40. Ястребова, А.В. Особенности устной речи учащихся 1 класса / А.В. Ястребова // Хрестоматия по логопедии. – М. : Просвещение, 1997. – С. 69 -102.