Актуальность темы исследования обусловлена тем, что утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.
В наше время утренней гимнастики уделяется достаточно времени в УДО для того, чтобы она стала развиваться в дошкольном возрасте, так как здоровье наших детей в это время не самое лучшее. Утренняя гимнастика ценна еще и тем, что у детей вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь.
Изучением теоретических и практических аспектов методики проведения утренней гимнастики в УДО занимались многие ученые (З.И. Ермакова, А.В. Кенеман, М.В. Мащенко, Г.И. Нарскин, В.Н. Шебеко). Анализ их работ позволил сделать вывод о том, что утренняя гимнастика позволяет обеспечить полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость движений.
Современные исследования преимущественно направлены на изучение методических особенностей проведения традиционной утренней гимнастики для дошкольников, в том время как исследований, посвященных использованию приемов нетрадиционной гимнастики, крайне мало.
Актуальность и недостаточная изученность проблемы обусловили выбор темы нашего исследования: «Особенности организации нетрадиционной утренней гимнастики».
Цель исследования: выявить особенности организации и проведения нетрадиционной утренней гимнастики в УДО.
Объект исследования: утренняя гимнастика в УДО.
Предмет исследования: особенности организации и проведения нетрадиционной утренней гимнастики.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Утренняя гимнастика как форма физического воспитания детей дошкольного возраста
Гимнастика – важная составная часть физического воспитания. Объем применяемых упражнений позволяет воздействовать на весь организм в целом и развивать отдельные группы мышц и органы, регулировать нагрузку с учетом пола, возраста, уровня физической подготовленности. Во всестороннем и гармоническом воспитании здорового, физически совершенного человека гимнастике принадлежит одно из основных мест.
Гимнастика – это школа движений, которая обеспечивает высокую двигательную культуру. На занятиях гимнастикой успешно формируются жизненно важные прикладные навыки и умения: правильно ходить, бегать, прыгать, преодолевать препятствия, влезать на канаты и шесты, переползать, поднимать и переносить тяжести и т.д.
Теория и методика проведения утренней гимнастики были разработаны кандидатом педагогических наук Н.А. Метловым совместно с ленинградскими физиологами в 30-е годы XX столетия.
По мнению К.С. Бабиной утренняя гимнастика – это комплекс специально подобранных упражнений, которые проводятся с целью настроить, «зарядить» организм ребенка на весь предстоящий день [1, с. 4].
Оздоровительное и восстановительное значение утренней гимнастики приобретает в том случае, если она проводится систематически. Оздоровительное значение утренней гимнастики заключается в воздействии упражнений на физическое развитие детского организма с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей детей.
У детей дошкольного возраста еще довольно слабая костно-мышечная система, не закончено формирование естественных изгибов позвоночника, недостаточно развита сердечно-сосудистая система. Систематическое проведение утренней гимнастики укрепляет костно-мышечную систему, правильную форму приобретает стопа, воспитывается навык правильной осанки, а хорошая осанка способствует нормальному функционированию всех внутренних органов. Правильно подобранные движения укрепляют сердечную мышцу, деятельность кровеносной системы, увеличивают емкость легких, уравновешивают процессы возбуждения и торможения.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Выявление уровня развития интереса к занятиям физической культурой у детей контрольной и экспериментальной групп
Исследование уровня развития интереса к занятиям физической культурой у детей дошкольного возраста проводились на базе ГУО «….».
В исследовании приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста (6 лет). Данную группу мы условно разделили на 2 подгруппы по 15 человек в каждой (экспериментальная и контрольная группы).
Цель эксперимента: выявление уровня развития интереса к занятиям физической культурой у детей и определение эффективности проведения нетрадиционных видов утренней гимнастики в УДО.
Исследование проводилось в несколько этапов:
На констатирующем этапе изучалось состояние проблемы исследования, проводился анализ научно-методической литературы, определялись задачи и методы исследования, а также было проведено первичное анкетирование детей по определению уровня интереса к занятиям физической культурой.
На формирующем этапе разрабатывался комплекс упражнений и игр для проведения нетрадиционной утренней гимнастики.
На контрольном этапе обработка и обсуждение полученных результатов исследования с оценкой эффективности проводимой работы.
Как известно, интерес к любой деятельности появляется в ходе мотивации. Под мотивацией занятий физической культурой следует понимать смысл занятий, мотивы, цели, эмоции.
При этом мотив рассматривается, как направленность на отдельные стороны таких занятий, познавательные мотивы, результативные, мотивы благополучия быть здоровым. Смысл занятий физической культурой определяется личностным значением таких занятий.
В заключении можно сделать следующие выводы:
Утренняя гимнастика является одним из важнейших мероприятий в дошкольном учреждении. Проведение утренней гимнастики тесно связано с организованным началом дня, переключением внимания детей на совместные формы деятельности во время режимных процессов.
Упражнения утренней гимнастики влияют на формирование и коррекцию эмоциональной сферы ребенка: доставляют детям большое удовольствие и радость, снимают напряжение, воспитывают в характере оптимистический и жизнерадостный склад, открытость миру.
Анализ результатов эксперимента показывает, что использование нетрадиционных упражнений при проведении утренней гимнастики в детском саду является достаточно эффективным для развития мотивации детей к занятиям физической культурой.
1. Аверина, И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: Практическое пособие (Дошкольное воспитание и развитие) / И. Е. Аверина – М.: Айрис пресс, 2005.
2. Бабина, К.С. Комплексы утренней гимнастики в детском саду / К.С. Бабина – М.: Просвещение, 1978.
3. Бейлин В.Р. Особенности обучения детей 5-6 летнего возраста элементам спортивной гимнастики. БрГу им. А.С. Пушкина, г. Брест // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту: Материалы VII Международной научной сессии БГУФК и НИИФКиС РБ – Минск, 2004.
4. Буцинская, П.П., Васюкова, В.И., Лескова, Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1990.
5. Вильчковский, Э.С., Круцевич, Т.Ю. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. – В кн.: Теория и методика физического воспитания. В 2-х т./ Под ред. Т.Ю. Круцкевич, Киев: Олимпийская литература, 2003 – Т.2 – С. 21-76.
6. Ермакова, З.И. На зарядку, малыши! – 2-е изд., перераб. – Минск:«Нар. асвета», 1981. – С. 3-57.
7. Карманова, Л.В., Шербо, В.Н. Физическая культура в старшей группе детского сада: Метод. пособие. – Минск: Полымя, 1987. – 264 с.
8. Кистяковская, М.Ю. Значение двигательной деятельности // Дошкольное воспитание – 1980. – №12. – С. 33-36.
9. Кожухова, Н.Н., Рыжкова, Л.А., Самодурова, М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. – М: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 91-94.
10. Лайзане, С.Я. Физическая культура для малышей / С.Я. Лайзане – М.: Просвещение, 1978. – 60 с.
11. Мащенко, М.В., Шишкина, В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику? – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2005. – С. 63-64.
12. Нарскин, Г.И. Физическая реабилитация и укрепление здоровья дошкольников: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Г.И. Нарскин, М.В. Коняхин, О.А. Ковалева и др.; Под. Ред. Г.И. Нарскина. – Минск: «Полымя», 2002. – С. 17-18, 122-131.
13. Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду: пособие для воспитателя дет. сада. – М.: «Просвещение», 1986. – С. 47-49, 53-55, 62-65, 96-99, 130-133, 171-173.
14. Сочеванова Е.А. Комплексы утренней гимнастики для детей 3-4 лет: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
15. Тимофеева, Е.А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста / Е.А. Тимофеева – М.: Просвещение, 1986. – 80 с.
16. Фомина, А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. (Пособие для воспитателя подготовит. к школе группы). – 2-е изд. дораб. / А.И. Фомина – М.: Просвещение, 1984.
17. Харченко, Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 3-5 лет / Т. Е. Харченко – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
18. Шебеко, В.Н., Овсянкин, В.А., Карманова, Л.В., Физкульт – ура! – Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1997. – С. 64.
19. Шебеко, В.Н., Ермак, Н.Н., Шишкина, В.А. Физическое воспитание дошкольников – М: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 120- 122.
20. Шестопалов, С.В. Физические упражнения / С.В. Шестопалов – Ростов н/Д:Проф-Пресс, 2001. – 192 с.
21. Тарасова З.И. Физкультурные занятия в разновозрастной группе детского сада: пособие для педагогов ДУ. – Минск, 2000. – С. 25.
22. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М., «Просвещение», 1976. С.189 – 192.
23. Юрко, Г.П. Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе с детьми 5-7 лет в дошкольных учреждениях / Г.П. Юрко – М., 1984. – С. 84-86.