ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Понятие и этапы развития изобразительной деятельности у учащихся младших классов
1.2 Характеристика связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи
1.3 Влияние изобразительной деятельности на формирование речи учащихся
ВЫВОД по первой главе
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ 3-х КЛАССОВ
2.1 Диагностические задания для определения уровня сформированности речевых навыков у учащихся 3-х классов
2.2 Рекомендации по развитию связной речи у младших дошкольников
ВЫВОД по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Восприятие окружающей среды ребенком влияет на формирование его речи. Предмет может переходить в образ только при помощи слова, но само слово никогда не создает понятие без образа. Чем лучше наше восприятие, тем глубже и разностороннее понимание предметов и явлений, и тем самым богаче словарный запас. Хорошо продуманный и подобранный мир детей – занятия, картины и другое – составляет богатый материал для развития речи ребенка, основанный на чувственном восприятии.
Во время рисования несомненной является образность мышления ребенка. Элементы абстрагирования, которым помогает речь, совершенно не противоречат наличию конкретного, чувственного образа. В процессе деятельности ученика, ребенок руководствуется чувственным образом, а не отвлеченным понятием, не абстракцией: ребенок пытается повторить звуки, движется “за предмет”, говорит о его признаках и действиях. Изобразительный процесс протекает не в изолированном виде, а в сочетании с другими средствами выражения.
На уроках по изобразительному искусству широко применимы средства выразительности поэтического языка: образные сравнения и слова, обозначающие нравственные качества людей. Преподаватель также использует в речи термины, связанные с композиционным построением картины.
Изобразительная деятельность положительно влияет на развитие речевой деятельности учащихся. Например, пересказ текста с задействованием изображений или интерпретация собственного рисунка делает процесс общения проще, в силу развития воображения и вызывания ассоциативного ряда.
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Понятие и этапы развития изобразительной деятельности у учащихся младших классов
Изобразительные умения – это навыки, опыт в изобразительной, деятельности, который формируется в результате постоянных упражнений.
Технические навыки изобразительной деятельности имеют сенсомоторный характер. В каждом из них имеется двигательная часть, то есть выполнение рукой некоторого движения, а также сенсорная, то есть восприятие движения и контроль.
Изобразительная деятельность – это художественно-творческая деятельность, которая направлена как на передачу жизненных впечатлений, так и на отражение отношения ребенка к изображаемому предмету [10, с. 9].
Интерес и позитивное отношение к творчеству определяется тем, как проходит процесс овладения. Успешное протекание вызывает чувство удовлетворения и положительные эмоции, которые переносятся также на отношение к деятельности. Изобразительное творчество является одним из самых любимых занятий школьников младших классов, которое дает большой простор для проявления творческой активности. Тематика рисунков может быть различной. При рисовании красками создание формы происходит от красочного пятка. В данном плане краски имеют значение для развития чувства цвета и формы. Цветовое богатство окружающего мира легко передать с помощью красок. В карандашном исполнении это трудоемко, требуется развитые технические навыки [19, с. 11].
ВЫВОД по первой главе
Младший школьный – периодом позитивных изменений в системе мировосприятия и личности ребенка. В этом возрасте ребенок наиболее подвержен влиянию социальных факторов, благоприятных условий для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения. В младшем школьном возрасте начинает преобразовываться социальная ситуация развития.
Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. В этом отношении наиболее показательно развитие речевой деятельности. Она преимущественно конкретно, опирается на наглядные образы и представления.
В процессе изобразительной деятельности углубляются и уточняются зрительные представления ребенка об окружающих предметах. С тем, чтобы ребенок мог без посторонней помощи применять навыки, приобретенные при рисовании одного объекта, при изображении ряда однородных, он должен научиться обобщать и оперировать понятиями.
Нарушения речи у детей групп с ТНР можно классифицировать и кодифицировать следующим образом: расстройство экспрессивной речи (моторная алалия); расстройство рецептивной речи (сенсорная алалия); приобретенная афазия с эпилепсией (детская афазия); расстройства развития речи и языка неуточненные (неосложненный вариант общего недоразвития речи - ОНР невыясненного патогенеза); заикание, ринолалия и различного типа дизартрии.
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ 3-х КЛАССОВ
2.1 Диагностические задания для определения уровня сформированности речевых навыков у учащихся 3 класса
Для исследования мы подбирали испытуемых по следующим критериям:
примерно одинаковый уровень психофизиологического дефекта;
одинаковая структура речевого дефекта;
одинаковая возрастная группа.
Цель проведения диагностики – выявить уровень сформированность связной речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи в 3 классе.
Связное высказывание характеризуется правильным построением содержания, лексической и грамматической, а также интонационно- произносительной организации.
Тем самым можно выделить три группы коммуникативно-речевых умений, требующихся для порождения верного устного высказывания.
Во-первых, навык, требующийся для построения содержания фразы.
Во-вторых, навык, требующийся для грамматического и лексического построения фразы.
В-третьих, навык для правильного интонационно-произносительного формирования фразы.
В соответствии с этими пунктами можно определить уровень сформированности речевого навыка.
Высший уровень полностью соответствует всем заданным параметрам. На третьем уровне наблюдается большая часть соответствий или наиболее значимым параметрам. На втором уровне результаты соответствуют меньшей части высказывания по всем параметрам. и на первом уровне наблюдается полное несоответствие заданным параметрам.
ВЫВОД по второй главе
Таким образом, в процессе создания рисунка исполнительная часть и речевое планирование выступают в единстве в форме изобразительного замысла. В немногочисленных исследованиях показано, что замысел формируется в речи и в ней находит свое выражение.
В ходе теоретического анализа условий становления изобразительной деятельности было показано, что изобразительная деятельность неотрывно связана с такими психическими функциями, как восприятие, наглядно-образное мышление, знаково-символическая деятельность, воображение, основные функции речи. Вопрос о том, как эти условия связаны с развитием замысла, остается открытым.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изобразительная деятельность – это художественно-творческая деятельность, которая направлена как на передачу жизненных впечатлений, так и на отражение отношения ребенка к изображаемому предмету.
Изобразительное творчество является одним из самых любимых занятий школьников младших классов, которое дает большой простор для проявления творческой активности. Тематика рисунков может быть различной. При рисовании красками создание формы происходит от красочного пятка. В данном плане краски имеют значение для развития чувства цвета и формы. Цветовое богатство окружающего мира легко передать с помощью красок. В карандашном исполнении это трудоемко, требуется развитые технические навыки.
В процессе изобразительной деятельности углубляются и уточняются зрительные представления ребенка об окружающих предметах. С тем, чтобы ребенок мог без посторонней помощи применять навыки, приобретенные при рисовании одного объекта, при изображении ряда однородных, он должен научиться обобщать и оперировать понятиями.
В процессе рисования происходит формирование таких важных качеств ребенка, как активность, инициатива, самостоятельность, являющиеся базовыми элементами творческой деятельности. Ребенок становится активным в выполнении работы, проявляет инициативу при подборе материалов, использует разнообразные средства художественной выразительности. Но не менее важно воспитание целеустремленности в деятельности.
1. Архипова, Е.В. Основы методики развития речи учащихся: учебник и практикум для вузов / Е. В. Архипова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2007. – 202 с.
2. Бачерикова, Л.H. Речь и рисунок – показатели деятельности второй сигнальной системы: автореф. дис. канд. биол.н. / Бачерикова Лидия Николаевна. Челябинск, 1979. – 18 с.
3. Блягоз, А. Н. Особенности развития речи учащихся с общим недоразвитием речи // Вестн. Адыг. гос. ун-та. – 2006. – С. 141-142.
4. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб. пособие / В.К. Воробьева. – М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. – 158 с.
5. Горячев М.Д., Яндукова Т.А. Методика исследования сформированности коммуникативной культуры младших школьников // Вестник Самарского государственного университета, 2015. – 267 с.
6. Езикеева, В.А. Содержание и методы обучения изобразительной деятельности детей с 3 до 7 лет // Эстетическое воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1978. – С. 105-122.
7. Игнатенко, О.Н. Методические основы развития связной речи младших школьников / О.Н. Игнатенко // Экстернат. РФ. – 2015. – 289 с.
8. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е.И. Игнатьев. – Москва: Издательcтво Академии педагогических наук РСФСР, 1959. – 190 с.
9. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М: Просвещение, 1985. – 192 с.
10. Комарова, Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. – М.: Педагогика, 1984.- 120 с.
11. Коррекция нарушений устной и письменной речи : учеб.-метод. пособие / Н. В. Дроздова [и др.]. – Минск: БГПУ, 2006. – 60 с.
12. Ладыженская, Т.А. Характеристика связной речи детей. – М.: Педагогика, 1980. – 210с.
13. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию устной речи / Т. А. Ладыженская.– М.: Педагогика, 1980. – 225 с.
14. Лауткина, С.В. Комментированное рисование как метод развития речи детей: методические рекомендации: в 2 ч. / С.В. Лауткина, Ж.А. Рулева. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2014. – 47 с.
15. Леонтьев, А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. – М. - 1965.
16. Лурия, А.Р. Язык и сознание / Под редакцией Е. Д. Хомской / А.Р. Лурия. – М: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – 320 с.
17. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.: Педагогика, 1981. – 240 с.
18. Орлова, А.Н. Использование графического метода в скрининг-диагностике психического развития: Дис. канд.психол.наук: 19.00.10. / Орлова Анжела Николаевна. М., 2000. – 244 с.
19. Перафеева, С.В. Обучение детей рисованию. – М. Просвещение. – 1972 г. – 92 с.
20. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 448 с.
21. Поддъяков, H.H. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: концептуальный аспект / H.H. Поддъяков. Волгоград: Перемена, 1995.
22. Программа для СДУ. Воспитание и обучение детей с ТНР / Ю.Н. Каслякова, Л.Н. Мороз. – Мн.: 2007. – 280 с.
23. Сапогова, Е.Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника / Е.Е. Сапогова. Тула: Приок. кн. изд-во, 1993. - 264 с.