Введение
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Осознание звуковой структуры слова связано с операциями анализа и синтеза. Фонематический анализ представляет собой сложный процесс мыслительной деятельности. В процессе фонематического анализа слово не только узнается на основе восприятия и различения фонем, но и расчленяется на свои составные элементы, звуки. Таким образом, фонематический анализ является сложной аналитической функцией и рассматривается как процесс умственного действия.
Фонематический анализ является более сложной функцией, формирующейся у детей на более поздних этапах развития речи. В процессе фонематического анализа слово не только узнается на основе восприятия и различения, но и расчленяется на составные элементы, звуки. Таким образом, фонематический анализ является сложной аналитической функцией и рассматривается как процесс умственного действия.
Функция фонематического анализа не только сложная, но и многоплановая. Она включает как простые (узнавание звука на фоне слова и вычленение первого и последнего звуков из слова), так и сложные (определение количественного и последовательного звукового состава слова) формы анализа звуковой структуры слова.
Одной из актуальных проблем современной логопедии является проблема нарушений фонематических функций у детей с общим недоразвитием речи. У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) прослеживается недоразвитие фонематического восприятия. ОНР включает в себя различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте.
Непонятная речь детей с ОНР не дает возможности сформировать четкое слуховое восприятие, что усугубляется нарушением фонематического анализа и синтеза структуры слова, так как непонимание собственного неправильного произношения и произношения окружающих затормаживает процесс фонематического восприятия речи в целом. Работа по развитию основ формирования умений фонематического анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с (ОНР) имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для успешного обучения в школе.
1 Формирование умений фонематического анализа и синтеза как основы овладения грамотой в младшем школьном возрасте
Проблемы формирования фонематического анализа, синтеза слова и фонематических представлений о звуковом составе слова у детей с нормальной речью и нарушенным речевым развитием, как предмет исследования и коррекции представлен в работах специалистов разных областей, таких как П.Я. Гальперин, О.Л. Жильцова, Л.Е. Журова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.К. Лобачева, Л.В. Лопатина, В.К. Орфинская, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Д.Б. Эльконин и др.
В работах Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной подчеркивается, что необходимо применять системный подход к преодолению данных трудностей с учетом характера речевого нарушения, возраста, состояния высших психических функций, раннего выявления подобных затруднений [1, c. 55–56].
Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова.
Фонематический анализ – операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
Фонематический синтез направлен на воссоздание слова из разрозненных фонем. Он предполагает, прежде всего, способность к слогообразованию, по сути, переводу фонем в аллофоны [2, c. 11-12].
Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова.
Фонематические представления о звуковом составе языка формируются на основе фонематического восприятия, фонематического анализа и фонематического синтеза. Все эти процессы происходят при совместном участии речеслухового и речедвигательного анализаторов [3, c.89-90].
Таким образом, процесс фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений является более сложным, чем фонематическое восприятие. Вследствие этого А.К. Маркова, А.Е. Ольшанникова, Д.Б. Эльконин, рассматривают фонематический анализ и синтез как сложное умственное действие.
Аналитико-синтетическая функция фонематической системы предполагает осуществление простых и сложных форм фонематического анализа, а также синтеза. К простым формам фонематического анализа относятся способность выделять звук на фоне слова и способность выделять звук из слова. Сложными формами фонематического анализа являются количественный, последовательный и позиционный анализ [2, c. 11-12].
Одним из рано формирующихся сенсорных процессов является фонематический слух. Анализ работ, посвященных развитию звуковой стороне речи ребенка (Н.Х. Швачкин, А.Н. Гвоздев и др.) показывает, что,
2 Трудности формирования фонематического анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи
Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. При ОНР наблюдаются позднее появление речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. Речевое недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лсксико-грамматического недоразвития. Условно могут быть выделены три уровня ОНР, причем первые два характеризуют более глубокие степени нарушения, а на третьем, более высоком уровне у детей остаются лишь отдельные пробелы в развитии звуковой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя [15. c.23-25].
Фонематическое недоразвитие у детей с ОНР проявляется в основном в недоразвитии процессов дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, но иногда дети не различают и более контрастные звуки. Это задерживает овладение звуковым анализом и синтезом. Недоразвитие фонематического восприятия при элементарных действиях звукового анализа (например, узнавание звука), проявляется в том, что дети смешивают звуки с близкими им звуками по звучанию. При более сложных формах звукового анализа (например, придумывание слов на заданный звук), у этих детей оно проявляется в смешении заданных звуков с другими, менее сходными.
Таким образом, у детей с ОНР прослеживается недоразвитие фонематических процессов. Их смазанная, непонятная речь не дает возможности для формирования четкого фонематического восприятия и контроля. Это еще более усугубляет нарушение фонематического анализа структуры слова, так как неразличение собственного неправильного произношения и произношения окружающих затормаживает процесс фонематического восприятия речи в целом [21, c.78-79]. Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или
3 Направления и методы формирования умений фонематического анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи
Преодоление речевых нарушений у младших школьников предполагает прежде всего формирование языкового анализа и синтеза. Исследователи, рассматривающие проблематику формирования умений фонематического анализа и синтеза у младших школьников с ОНР предлагают следующие подходы и направления:
1) Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева предлагают коррекционную работу вести по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумывание рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок;
2) А.В. Ястребова определяет, что в процессе коррекции ОНР во время занятий на первом этапе у учащихся необходимо преодолевать фонетико – фонематические нарушения, и методом устного опережения создавать базу для целенаправленной работы над восполнением пробелов в лексико – грамматическом развитии;
3) Л.Н. Ефименкова и Г.Г. Мисаренко предлагают работу по формированию связной речи начинать с расширения и совершенствования словарного запаса;
4) И.Н. Садовникова предлагает учитывать принцип опережающего развития устной речи по отношению к письменной, позволяющий учащимся в разнообразных устных упражнениях закреплять слухо – произносительные, зрительно – слуховые и слухо – моторные связи, которые способствуют обогащению лексико – грамматического строя речи младших школьников;
Анализ названных выше теоретических предпосылок позволил сформулировать ряд положений, имеющих особую значимость: успешность результатов коррекции речевых затруднений зависит от результатов работы:
- над уточнением и расширением словарного запаса;
- над обогащением лексико - грамматического строя речи;
- над расширением фонематических возможностей детей.
В ходе коррекционной работы логопед нередко сталкивается с тем, что ученики испытывают трудности при выполнении даже несложных речевых упражнений, плохо усваивают учебную лексику, познавательные интересы, самоконтроль и самооценка у них на низком уровне, то каждое задание предлагаемое логопедом, требует от них самоконтроля и самооценки, активного внимания, мыслительной и речевой деятельности. Игровые ситуации увлекают детей, снимают напряжение, усталость, чувство скованности, нередко испытываемые детьми на уроках русского языка. На начальном этапе обучения дети с трудом усваивают членимость речевых единиц, что в последствии может отразиться в отсутствии границ предложений — заглавных букв и точек. В определенной мере это объясняется тем, что поначалу внимание ребёнка не может продуктивно распределяться между многими задачами, стоящими перед учеником в
Заключение
Таким образом, в ходе изучения темы «Теоретические основы формирования умений фонематического анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи», были рассмотрены поставленные задачи, раскрытие которых стало основой для выводов.
Фонематический и синтез – умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова. Фонематический анализ – операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
Фонематический синтез направлен на воссоздание слова из разрозненных фонем. Он предполагает, прежде всего, способность к слогообразованию, по сути, переводу фонем в аллофоны [2, c. 11-12].
Фонематическое недоразвитие у детей с ОНР проявляется в основном в недоразвитии процессов дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, но иногда дети не различают и более контрастные звуки. Это задерживает овладение звуковым анализом и синтезом. Недоразвитие фонематического восприятия при элементарных действиях звукового анализа (например, узнавание звука), проявляется в том, что дети смешивают звуки с близкими им звуками по звучанию. При более сложных формах звукового анализа (например, придумывание слов на заданный звук), у этих детей оно проявляется в смешении заданных звуков с другими, менее сходными.
Преодоление речевых нарушений у младших школьников предполагает прежде всего формирование языкового анализа и синтеза. Исследователи, рассматривающие проблематику формирования умений фонематического анализа и синтеза у младших школьников с ОНР предлагают следующие подходы и направления:
1) Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева: вести коррекционную работу вести по обогащению словарного запаса, обучению составления пересказа и придумыванию рассказов, разучивании стихотворений, отгадыванию загадок;
2) А.В. Ястребова считает, что в процессе коррекции необходимо преодолевать фонетико – фонематические нарушения, и методом устного опережения создавать базу для целенаправленной работы над восполнением пробелов в лексико – грамматическом развитии;
3) Л.Н. Ефименкова и Г.Г. Мисаренко предлагают начинать работу по формированию связной с расширения и совершенствования словарного запаса;
4) И.Н. Садовникова выдвигает принцип опережающего развития устной речи по отношению к письменной, позволяющий учащимся в разнообразных устных упражнениях закреплять слухо – произносительные, зрительно – слуховые и слухо – моторные связи, которые способствуют обогащению лексико – грамматического строя речи младших школьников;
1. Гриншпун, Б.М. Дислалия // «Логопедия» - (Под ред. Л.С. Волковой) глава № 6. – М., 2004. – 247 с.
2. Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников / Р.И. Лалаева. – СПб., 1998. – 378 с.
3. Орфинская, В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте. // Тр. ЛГИПИ им. А.И. Герцена, 1976. – 367 с.
4. Швачкин, Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / Н.Х. Швачкин. – М., 1998. – 645 с.
5. Логопедия: Методическое наследие / Под ред. Волковой Л.С. - М.: Владос, 2003.- 598 с.
6. Эльконин, Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста. 1957. – 458 c.
7. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
8. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. – М., 1982. – 287 с.
9. Журова, Л.Е., Эльконин, Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л.Е. Журова. -.М.: Просвещение, 1963. - С.213-227.
10. Жинкин. Н.И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников. – М.;1972 – 258 c.
11. Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей / Т.Б. Филичева. – М., 1993. – 389 с.
12. Бельтюков, В.И. Об усвоении детьми звуков речи /В.И. Бельтюков. - М.: Просвещение, 1964. – 191 с.
13. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М., 1975. – 219 c.
14. Ушинский , К.Д. Родное слово // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999. – 410 с.
15. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В.И. Бельтюков. - М.: Педагогика, 1977. – 176 с.
16. Бельтюков, В.И. Об усвоении детьми звуков речи / В.И. Бельтюков. - М.: Просвещение, 1964. – 91с.
17. Коше, Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи / Г.А.Коше.- М., 1978. – 378 с.
18. Коше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А.Коше. - М., 1985. – 367 с.
19. Чиркина, Г.В. Основы коррекционного обучения // Хрестоматия по логопедии. - Т.1,-М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.-с.68-76
20. Нейман, Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи / Нейман Л.В.- М., 2003. – 314 с.
21. Песталоцци, И.Г. Как Гертруда учит своих детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999. – 278 с.
22. Хватцев, М.Е. Общее учение о косноязычии // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.13-17
23. Коменский, Я.А. Материнская школа // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999 – 298 с.
24. Ковшиков, В.А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы / В.А. Ковшиков.- СПб.: САТИС, 1995. – 367 с.
25. Основы теории и практики логопедии. / под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968. – 254 с.
26. Словарь «Термины и понятия логопедии» // «Логопедия» (Под ред. Л.С. Волковой) – М., 2001. – 647 с.
27. Розенталь, Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык – М., 2005. – 298 с.
28. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова. - М.: 1990. – 541 с.
29. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. – М., 1989. – 278
30. Лалаева, Р.И. Нарушения письменной речи // «Логопедия» (Под ред. Л.С. Волковой) глава № 13 – М., 2004. – 299 с.