Введение
1. Теоретические основы социальной профилактики социального неблагополучия
1.1. Семья в трудной жизненной ситуации как объект социальной работы
1.2. Практика оказания социальной помощи семье в социально опасном положении
2. Организация социально-педагогической профилактики семейного неблагополучия младших школьников в учреждении образования
2.1. Диагностика причин семейного неблагополучия младших школьников в учреждении образования
2.2. Программа социально-педагогической профилактики семейного неблагополучия младших школьников в учреждении образования
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Государственная социальная политика в отношении семьи и детей является стержнем дальнейшего устойчивого развития страны и определяет ее будущее. Современный этап развития социальной педагогики характеризуется признанием на уровне государства необходимости создания и развития действенной и мобильной системы социально-педагогической помощи семье. Эта система становится частью реализации социальной политики государства в отношении семьи.
Многообразие социальных проблем, сопутствующих преобразованиям в обществе, сегодня в большей мере затронуло семью, нередко дестабилизируя ее жизненные функции и снижая ее способность к адаптации в новых условиях. Общество испытывает повышенную потребность в прогнозировании путей развития семьи. В условиях обострения социальных проблем, со всей очевидностью обнажились социально-педагогические проблемы семьи.
Действуя в интересах ребенка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с семьей; выявление проблем и трудностей в семье; стимулирование семьи и отдельных ее членов к участию в совместной деятельности; оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами – психологами, социальными педагогами, врачами, юристами, а также с представителями органов власти, общественностью. Социальный педагог обеспечивает общественное признание и общественную поддержку семьям, которые надлежаще воспитывают своих детей; использует индивидуальные методики работы с семьями, нуждающимися в особой помощи.
1. Теоретические основы социальной профилактики социального неблагополучия
1.1. Семья в трудной жизненной ситуации как объект социальной работы
Семья – основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме [2, с. 32].
На протяжении всего жизненного цикла семья постоянно сталкивается с трудными ситуациями, которые либо объективно нарушают жизнедеятельность человека или его семьи, либо субъективно воспринимаются им как сложные и потому не могут быть преодолены самостоятельно.
Трудные жизненные ситуации – это ситуации, преодоление которых требует значительных усилий, трудовых затрат и чрезмерного напряжения [23, с. 4]. Следовательно, семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации – это семья, попавшая в ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность членов ее семьи, превышающую ее обычный адаптивный потенциал и требующую для ее преодоления значительных психологических и материальных ресурсов.
Проблематика семьи в целом, а также семей находящихся в социально опасном положении на современном этапе напрямую связана с разрабатываемыми технологиями социальной и социально-педагогической работы. Но социальная помощь без какого-либо алгоритма, постоянства, функциональности и непрерывности сегодня не соответствует масштабу и глубине проблем и трудностей, которые испытывает современная семья. Поэтому инновационные технологии работы с детьми, признанными находящимися в социально опасном положении, направлены на то, чтобы помогать обществу решать проблемы важнейшей его подструктуры – семьи.
В Республике Беларусь, согласно отчету общенационального исследования по оценке ситуации с насилием в отношении детей, в настоящее время акцентируется особое внимание на разработку социальных технологий и обобщении современных методик и форм работы с неблагополучными семьями, разработке программно-методических материалов по социальной, социально-педагогической, коррекционно-реабилитационной работе с ними [15, с. 140].
2. Организация социально-педагогической профилактики семейного неблагополучия младших школьников в учреждении образования
2.1. Диагностика причин семейного неблагополучия младших школьников в учреждении образования
Диагностика семьи является постоянным компонентом в деятельности специалиста, на котором основывается система помощи и поддержки семьи. Проведение диагностических процедур требует соблюдения ряда принципов: комплексности, объективности, достаточности, последовательности и т.д. Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Новое исследование может быть предпринято только на основе анализа предыдущей диагностической информации. Следует начинать с первичной диагностики жалоб родителей, а далее, изучив обоснованность этих жалоб, выявить причины указанных нарушений.
В основе диагностики семьи и семейного воспитания лежат два положения:
• Теоретическое положение – причины нарушений в поведении и развитии ребенка могут лежать в особенностях детско-родительских отношений, стиле воспитания, а также в искажении процесса саморазвития;
• Практическое положение – построение диагностики по принципу «ветвящегося дерева», то есть последующий диагностический шаг делается лишь в том случае, если получен соответствующий результат на предыдущем этапе.
Основное назначение диагностики – составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных определенной семье. Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование, беседы. Особую группу составляют методы изучения семьи глазами ребенка: рисуночные методики, игровые задания, методика комментирования картинок, методика завершения рассказа, методика неоконченных предложений и т.д.
Основными методами сбора информации являются:
- беседа (с соседями, классным руководителем, родственниками, инспекторами КДН, ИДН и т.д.);
- наблюдение;
- официальный запрос (в органы, учреждения и организации с целью получения документального подтверждения информации о социальном статусе семьи, о получении пособий, пенсий, о закрепленном жилье, о прописке семьи по месту жительства и т.д.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В центре внимания организаций социальной работы находится психологическое и педагогическое содействие семье. Общепризнанным является мнение о важной роли семьи в жизни детей. В то же время задача изучения семьи и привлечения ее для участия в психокоррекционных мероприятиях остается достаточно сложной.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
1. В последнее время в нашей стране остро стоит проблема детей, находящихся в социально опасном положении.
Социальное обслуживание семьи и детей включает социальную помощь и поддержку семей, попавших в трудную ситуацию, оказание им комплекса услуг, осуществление их социальной адаптации и реабилитации. Социально-педагогический центр – социально-педагогическое учреждение, реализующее программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении. Проблемы социальной помощи семье в социально опасном положении остро стоят как в Республике Беларусь, так и в зарубежных странах.
2. Одним из важнейших этапов технологии работы с неблагополучной семьей является диагностический. Его цель - выявление причин семейного неблагополучия и возможных путей их коррекции. С целью выявления причин семейного неблагополучия с несовершеннолетними, находящимися в социально-педагогическом центре с приютом, было проведено исследование.
Интерпретация результатов, выявленных в ходе проведения данных рисуночных тестов, помогла установить общие особенности детей, находящихся в социально-педагогическом центре с приютом.
Так, по результатам методики «Рисунок семьи», можно сделать следующий вывод: у 70% детей проявляются такие особенности, как снижение самооценки – дети рисуют себя либо дальше от семьи, чем других ее членов, либо не рисуют вообще. Также из результатов методики видно, что в семьях у большинства детей нарушен эмоциональный контакт с родителями.
1. Адукацыйны партал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.adu.by. – Дата доступа –
2. Бедулина, Г.Ф. Современные методы социально-педагогической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении / Г.Ф. Бедулина // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2010. – №7. – С. 32–38.
3. Бедулина, Г.Ф. Современные технологии социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении / Г.Ф. Бедулина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://13rusprint.ru/books/2015/fenomen/c14.html. – Дата доступа:
4. Безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school-.gorodgomel.by.– Дата доступа –
5. Бочаров В. Ю. Социальная политика и социальная работа : учеб. пособие / В. Ю. Бочаров. – М. : Дашков и К, 2008. – 429 с.
6. ГУО «Гродненский районный социально-педагогический центр» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://grspc.grodno.by. – Дата доступа:
7. Гусак, А.А. Социально-педагогические проблемы коррекции формирования личности ребенка в семье родителей-алкоголиков / А.А. Гусак //Сацыяльна-педагагічная работа. – 2007. – № 10. – С. 26–30.
8. Дети из алкогольных семей / авт-сост. Е.Ф. Коваль. – Гродненский район: Гродненский районный СПЦ, 2009. – 18 с.
9. Дудкин, А.С. Технологии социальной работы с семьей и детьми : учебное пособие / А. С. Дудкин ; Пензенский гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского. – Пенза : ПГПУ, 2011. – 39 с.
10. Ермак, В.И. Особенности детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении / В.И. Ермак, Т.В. Тратинко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: elib.bsu.by/bitstream. – Дата доступа:
11. К сердцу ребенка через мир понимания: социально-психологическое сопровождение детей, родители которых злоупотребляют алкоголем» / авт.-сост. С.Г. Кажарская. – Мозырь : Содействие, 2007. – 48 с.
12. Ковалевская, А.В. Психолого-педагогическая помощь детям, находящимся в социально опасном положении : пособие для педагогов- психологов общеобразовательных и социально-педагогических учреждений / А.В. Ковалевская, З.Н. Ганчарик. – Минск : Зорны Верасень, 2010. – 271 с.
13. Мицкевич, Ж.И. Система социальной профилактики насилия в семье / Ж.И. Мицкевич // Системный подход в оказании социально-психологической помощи семье : материалы междунар. науч.-практ.конф., г. Минск, 28-29 нояб. 2007 г. ; редкол. А.А. Туровец, Ж.И. Мицкевич (отв. ред.), Н.И. Муфель. –Минск : БГПУ, 2008. – С. 114-116.
14. Мороз, С.К. Модель психологической помощи детям в социально опасном положении в учреждениях дошкольного образования / С.К. Мороз. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.academy.edu.by. – Дата доступа:
15. Орлов, А.Б. Психологическое насилие в семье – определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи / А.Б. Орлов // Психолог в детском саду. – 2010. – №2-3. – С. 182-187.
16. Отчет общенационального исследования по оценке ситуации с насилием в отношении детей в Республике Беларусь / Ф. А. Фурманов и др. – Минск : В.И.З.А.ГРУПП,2010. – 156 с.
17. Пантюк, И.В. Теоретические основы социальной работы : конспект лекций / И.В. Пантюк. – Минск : БГУ, 2013. – 246 с.
18. Поспелова, Н.С. Краткая характеристика семей группы риска по признаку социального сиротства / Н.С. Поспелова // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2012. – № 3. – С. 13-24.
19. Реан, А.А. Уличные дети и общество: социальные и психологические аспекты проблемы / А.А. Реан // Мир детства. –2002. –№ 2.
20. Селевко, П. Воспитательная технология «Самосовершенствование школьника» / П. Селевко, И. Закатова, Э.О. Левина // Народное образование. – 2000.– № 1. – С. 7-8.
21. Социальная работа с молодежью : научно-практическое издание / С.В. Лапина, А.А. Жарикова, Г.Ф. Бедулина и др. – Минск : Представительство Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь, 2007. – 149 с.
22. Социальная работа: теория и организация : пособие для студентов вузов / П.П. Украинец [и др.] ; под ред. П. П.Украинец, С.В. Лапиной. – Минск : ТетраСистемс, 2007. – 286 с.
23. Ульянченко, И.И. Педагогические аспекты социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных детей и подростков : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / И.И. Ульянченко. – Ставрополь, 2005. – 25 с.
24. Фурманов, И.А. Эндогенные и экзогенные факторы эстафеты агрессии и насилия в семье / И.А. Фурманов // Системный подход в оказании социально-психологической помощи семье : материалы междунар. науч.- практ. конф., г. Минск, 28-29 нояб. 2007 г. ; редкол. А.А. Туровец, Ж.И. Мицкевич (отв. ред.), Н.И. Муфель (и др.). – Минск : БГПУ, 2008. – С. 49–52.