ВВЕДЕНИЕ
Политическая сфера соткана из нитей зависимостей участников общественной жизни. Развитие информационных технологий привело к созданию новых средств и каналов представления информации, политические и коммуникативные процессы приобретают все большее значение и, кроме того, оказывают большое влияние. Исследователи все чаще подтверждают, что те, кто обладает знаниями и умеют ими пользоваться, имеют в своем распоряжении мощный инструмент власти и влияния и могут претендовать на роль лидера социального развития. На протяжении всей истории институтов, структур политического пространства постоянно формируются новые технологии организации политического дискурса.
Актуальность представленной работы продиктована необходимостью изучения способов распространения политической лжи как психологического элемента. Влияние лжи на систему ценностей и моральных отношений в обществе является значительным и разнообразным. Индикатором морального кризиса является рост различных проявлений социальной патологии и моральной деградации.
Ложь и обман достигают автоматизма в общественной и политической жизни. Нигилизм особенно распространен среди молодежи. Во всех своих проявлениях он действует как антипотребительский рефлекс, привлекая сторонников среди населения.
Степень изученности. Проблема искренности и ложности информации становится предметом изучения психологов, политологов, культурологов, лингвистов: В.В. Знакова, С.В. Зориной, Н.В. Крогиуса, Е.Н. Чекушкина, М.В. Черникова, В.О. Коваль, А.Н. Тарасова, П. Экмана, О. Фрая и др.
Цель данной курсовой работы – выявить специфику политической лжи с точки зрения психологического элемента.
При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1) изучить ложь как социально-психологический феномен;
2) описать понятие и сущность лжи;
3) выявить социально-психологические особенности лжи;
4) изучить понятие «ложь» в политической сфере;
5) определить стратегии и тактики лжи в политической сфере;
6) дать характеристику политической лжи как механизма удержания власти.
Объектом работы является политическая ложь.
Предмет нашего исследования – политическая ложь как психологический элемент.
Методологической базой этой научной работы являются общенаучные принципы: дескриптивный метод, психоаналитический анализ.
В качестве основных источников информации использовались работы таких ученых, как Э.Я. Баталов, Э. Бернейс, Н.Н. Богомолова, Ю.А. Ермаков, Н.В. Карпова, Н. В. Крогиус, В.П. Любин, А. Мурадян, Д.В. Ольшанский, К.Г. Павлова, И.Н. Панарин, А.Н. Петренко, А.Н. Тарасов, Н.Г. Щербинина, Е.Н. Чекушкина, П. Экман.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (РАЗДЕЛ 1. ЛОЖЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН; РАЗДЕЛ 2. ЛОЖЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ), заключения, списка использованных источников.
РАЗДЕЛ 1. ЛОЖЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
1.1. Понятие и сущность лжи
Даже древние философы, начиная с Аристотеля и Платона, пытались понять не только суть лжи и обмана, но и моральные и психологические аспекты этих явлений, выработать рекомендации по предотвращению распространения лжи. В средние века и в наше время Монтень, Макиавелли, Монтескье, Шопенгауэр, русские философы Соловьев, Бердяев, французский исследователь Дюпра и ряд других исследователей уделяли большое внимание анализу феномена лжи. В настоящее время фундаментальные исследования лжи, ее причин и форм проявления стали предметом изучения юристов, философов, педагогов и психологов. Различные категории используются для определения лжи. В повседневном сознании ложь обычно ассоциируется с негативными, социально неодобрительными действиями – обманом, который определяется либо как синоним лжи, либо как процесс, который порождает ложь. Однако в русских словарях ложь трактуется не только как неправда, обман и искажение истины, но и как вымысел, фантастика и даже шутка. В то же время известно, что истина может быть непреднамеренно искажена, и это будет не ложь, а заблуждение. Что касается художественной литературы, фэнтези или шуток, при правильном использовании нет намерения навредить объекту использования [3, c.78-79].
В повседневной жизни многие люди используют слова «ложь», «обман», «неправда» в качестве синонимов, но эти понятия имеют различное содержание. «Ложь – это коммуникационное явление, которое состоит в намеренном искажении фактического положения дел; чаще всего это выражается в содержании сообщений, прямая проверка которых затруднена или невозможна. Это сознательный продукт речевой деятельности, предназначенный для введения в заблуждение получателей (слушателей)».
РАЗДЕЛ 2. ЛОЖЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
2.1 Стратегии и тактики лжи в политической сфере
Политика в значительной степени есть искусство управления человеческими массами, и она не исключает ложь. «Ложь в политике представляет собой специфический вид лжи, ибо она имеет целью не только ввести в заблуждение, но и облегчить тому, кто ею пользуется, манипулирование другими людьми» [8, с. 105].
Ложь зачастую становится сущностной характеристикой должностной фигуры, правительства и правителя, официального органа, СМИ и т.д. Ложь входит в обыденное сознание, становится привычным его атрибутом. Обманом насыщены практически все избирательные кампании, сулящие благо, внушающие надежду на осуществление заветных чаяний, сокровенных желаний, особо значимых целей. СМИ часто применяют приемы, которые по своей сути являются обманными: умолчание неприятных фактов, дискредитация противников любыми средствами, ссылки на несуществующие источники. «С помощью веры на слово, то есть пропаганды и рекламы, совершается обман граждан, заключаются политические сделки и компромиссы, а ложь достигает такого размаха, какого мир до сих пор и не видывал. Правящие власти большей частью используют:
1) «обещающий обман», внушающий надежду на осуществление сокровенных желаний, значимых целей;
2) «защитную» функцию обмана, исходящую от официальных органов и официальных лиц путем поощрения некоторых видов обмана» [6, с. 23].
В каждом конкретно взятом соотношении ложь ведет к распаду ценностных устоев человеческого общежития, умножению абсурда, бессмысленности бытия, выражает эгоистическое обособление, разрыв, нарушение общности, недоверие, враждебное отношение к другим или неподлинное общение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Ложь есть средство защиты и реализации интересов отдельных личностей, групп, классов, народов и государств. Обман служит одной из форм проявления социальных противоречий, выражает эгоистическое обособление, конкуренцию, неподлинное объединение, всевозможные способы достижения интересов и целей за счет других или вопреки желаниям других. Ложь всегда есть в значительной степени явление социального порядка. Человек лжет главным образом другому и другим. И даже когда человек лжет самому себе, он делает это, имея в виду сознательно или бессознательно других. Человек играет роль перед самим собой, чтобы потом играть эту роль перед другими.
2. Психология лжи разрабатывалась с древнейших времен различными философами и учеными, такими как: Аристотель, Платон и многими другими. Но даже в настоящее время феномен лжи остается не до конца изученной областью исследования, об этом могут свидетельствовать малое количество издаваемой литературы. Шалютин выделяет социокультурную, микросоциальную, экзистенциональную обусловленности лжи, анализируя которые можно сделать вывод, что мир создает не только беспредельные возможности для лжи, но имеет ложь одним из своих начал. В значительной мере это связано с серией раздвоений, выражающих атрибутивные моменты социокультурного бытия человека.
3. Рассматривая политическую манипуляцию как скрытое воздействие на широкие массы, посредством внушения, пропаганды и т. д. имеющее своей целью заставить массы думать и действовать в интересах манипулятора, мы проанализировали возможные стратегии лжи в сфере политики.
4. Ложь может поддерживать организацию общества и государства. Правящие группы, правительство, правители широко используют различные функции (обещающие, защитные и др.) обмана. Ложь есть главная основа тоталитарных государств: без организованной лжи они никогда не могли бы быть созданы. Пример лжи, разросшейся до невероятных размеров в масштабах тоталитарного государства, приводит Дж. Оруэлл в романе «1984»: «Все принимают ложь, навязанную партией. Если во всех документах одна и та же песня, тогда эта ложь поселяется в истории и становится правдой». Принципы, на которых основано это государство, поражают слишком очевидным искажением распространенных лозунгов: «Война — это мир», «Свобода — это рабство», «Незнание — это сила». Таким образом, автор антиутопии подчеркивает опасность «массового психоза» — слепой веры в государственную идеологию, предостерегает от излишнего конформизма, приводящего к покорности, бездействию, дискредитации личности, растворении ее в безликом социуме. В управленческой культуре ведения диалога особое значение имеют рациональное начало, знания, современные концепции, наукоемкие технологии. Совершенно очевидно, что особое управленческое действие начинается с познания сути происходящих процессов, выдвижения новых идей, что характеризует, прежде всего, содержание управления, уровень управленческого мышления. И сегодня особенно перспективной является идея формирования современной политической и управленческой элиты, которая способна влиять на общественную жизнь, упреждая риски, опираясь не на ложь и демагогию, а на профессиональные знания, творческое воображение, новаторское восприятие.
Таким образом, можно рассматривать феномен обмана в этическом, социологическом и правовом планах, а также в индивидуально-психологической и в социально-психологической плоскостях.
1. Баталов, Э.Я. Политическая культура как социальный феномен / Э.Я. Баталов. – М. : ВМУ, 2010. – 245 с
2. Бернейс, Э. Пропаганда / Э. Бернейс. – М. : HippoPublishing, 2010. – 176 с
3. Богомолова, Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения / Н.Н. Богомолова. – М. : МГУ, 1991. – 258 с
4. Ермаков, Ю.А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия / Ю.А. Ермаков. – Екатеринбург : Стэп, 1995. – 289 с
5. Зенгер, Х. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать / Х. Зенгер. – М. : Артос, 1995. – 294 с
6. Карпова, Н.В. Политическая культура в процессе становления гражданского общества / Н.В. Карпова. – М. : СенКо, 1993. – 237 с
7. Крогиус, Н. В. Правда о лжи: проблема рефлексии / Н. В. Крогиус // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Философия. Психология. – 2009. – Вып. 3. – С. 105-110
8. Крысько, В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт) / В.Г. Крысько. – Минск : АРТ, 1999. – 312 с
9. Лиллекер, Д. Политическая коммуникация. Ключевые концепты / Д. Дж. Лиллекер. – М : Гуманитарный центр, 2010. – 300 с
10. Любин, В.П. Дискуссии о политической культуре современной России / В.П. Любин. – М. : РСМ. – 212 с
11. Мурадян, А. Политическая культура и власть / А. Мурадян. – М. : Верас, 1999. – 201 с
12. Ольшанский, Д.В. Политическая психология / Д.В. Ольшанский. – СПб. : Питер, 2002. – 576 с
13. Павлова, К.Г. Психология спора / К.Г. Павлова. – Владивосток : Универсэв, 1988. – 247 с
14. Панарин, И.Н. Информационно-психологическое обеспечение национальной безопасности России / И.Н. Панарин. – М. : Арэс, 1998. – 298 с
15. Петренко, А.Н. Безопасность в коммуникации делового человека / А.Н. Петренко. – М. : Технологическая школа бизнеса, 1993. – 302 с
16. Рукавишников, В.О. Политическая культура постсоветского общества / В.О. Рукавишников. – Спб : СПЖ, 1998. – 265 с
17. Седых, Н.С. Динамика политической культуры: социально-философский взгляд / Н.С. Седых. – М. : Власть. 2003. – 215 с
18. Тарасов, А.Н. Ложь в политике, или Жёлтый логарифм. Причины, цели, технологии и результаты. Российский и зарубежный опыт / А.Н. Тарасов. – М. : Книжный мир. 2007. – 544 с
19. Щербинина, Н.Г. Герой и антигерой политики / Н. Щербинина. – М. : Велес, 2002. – 216 с
20. Щербинина, Н.Г. Политический миф России / Н.Г. Щербинина. – Томск : Изд-во Том. ун-та, 2002. – 298 с
21. Чекушкина, Е.Н. Феномен лжи (обмана). Философско-этический анализ / Е. Н. Чекушкина / Журнал «Alma Mater» (Вестник высшей школы) Специальный выпуск «Премия Менегетти – 2012». – 2012. – С. 22-32
22. Экман, П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь / П. Экман. – СПб. : Питер, 2013. – 304 с