Введение
Глава 1. Теоретические подходы к развитию математических представлений у детей дошкольного возраста в условиях семьи
1.1 Предметно-развивающая среда как средство развитие математических представлений дошкольников
1.2 Роль семьи в развитии элементарных математических представлений у дошкольников
1.3 Формы взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи
Глава 2. Организация совместной работы учреждения дошкольного образования и семьи по математическому развитию дошкольников
2.1 Определение уровня интереса родителей к математическому развитию ребенка
2.2 Содержание взаимодействия родителей и детского сада по вопросам развития математических представлений у дошкольников
2.3 Методические рекомендации для родителей по математическому развитию ребенка
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время изменились целевые oриентиры на этапе завершения дoшкольного oбразования. Какой должен быть дoшкольник-выпускник? Прежде всего, ребёнок дoлжен oвладеть oсновными культурными спoсобами деятельности, прoявлять инициативу и самoстоятельность в разных видах деятельности – игре, oбщении, познавательно-исследовательской деятельности, кoнструировании и иметь сфoрмированные предпoсылки к учебной деятельности. Поэтoму, перед педагoгами станoвится актуальным поиск таких форм и методов работы с детьми, котoрые помогут стать дошкольнику успешным, сначала в детском саду, затем в школе.
Прoблема формирoвания элементарных математических представлений у дошкoльников в детском дошкольном возрасте актуальна во все времена. Предматематическая подгoтовка, осуществляемая в учреждении дошкольного образования, является частью oбщей подгoтовки детей к школе и заключается в фoрмировании у них элементарных математических представлений.
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике мысли. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развивать стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.
Математика является самым сложным предметом в образовательном процессе средней школы и, именно в старшем дошкольном возрасте происходит закладка тех основ, от которых будет зависеть уровень успеваемости ребёнка по данному предмету. Формирование элементарных математических представлений происходит с опорой на доступные и продуктивные формы обучения, к которым и относится дидактическая игра.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ
1.1 Предметно-развивающая среда как средство развитие математических представлений
Предметно-развивающая среда – это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников. Она необходима для того, чтобы дети могли полноценно расти и знакомились с окружающим миром, умели взаимодействовать с ним и учились самостоятельности [1, с. 18].
Под развивающей предметно-пространственной средой понимают естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и во времени, насыщенную разнообразными предметами и игровым материалом. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
Предметно-развивающая среда способствует развитию самостоятельности, инициативности и дает детям возможность реализовать способности, которые у них имеются.
Предметно-развивающая среда улучшает опыт эмоционального и практического взаимодействия ребенка с окружающими людьми, а также помогает поднять познавательную активность всех детей группы. Предметно-развивающая среда математического развития дошкольников должна быть представлена следующими компонентами: пространство, время, предметное окружение. Именно эти компоненты способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками. Личность формируется в деятельности и эффективность влияния предметно-развивающей среды на математическое развитие ребенка обусловлена его активностью в этой среде, которая должна выступать субъектом развития ребенка [7, с. 56].
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СЕМЬИ
2.1 Определение уровня интереса родителей к математическому развитию ребенка
С целью изучения уровня интереса родителей к математическому развитию своих детей было организовано анкетирование родителей дошкольников старшей группы
Количество респондентов: 18
Анкетирование включало в себя следующие вопросы:
1. Как Вы считаете, какова основная цель развития элементарных математических представлений детей в детском саду:
– научить детей считать, решать задачи, выучить цифры;
– научить детей ориентироваться в пространстве и во времени;
– подготовить детей к обучению в школе;
– развивать у детей психические функции мышления, внимания памяти, так, чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации.
2. Как Вы считаете, получает ли ваш ребенок в детском саду достаточное развитие по математике и хорошую подготовку к дальнейшему обучению в школе?
– да;
– нет;
– затрудняюсь ответить.
3. Вы занимаетесь самостоятельно с ребенком по математическому развитию?
– да;
– нет;
– иногда.
4. Часто ли ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к математике? Что Вы делаете для того, чтобы поддержать его интерес?
– Часто;
– Не проявляет;
– Иногда.
5. Следуете ли Вы тем рекомендациям, которые дает Вам воспитатель по домашним занятиям с детьми по математике?
– да;
– нет;
– от случая к случаю.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольной и школьной ступеней образования. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается очень важной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Семьи нередко не удовлетворены качеством дошкольного образования, аргументируя это тем, что образовательные учреждения не помогают детям быть социально защищенными, не формируют у детей способностей к самореализации, не оказывают родителям необходимой психолого-педагогической помощи.
Со своей стороны, учреждение образования предъявляет серьезные претензии к родителям детей с проблемами в учении и поведении как недостаточно компетентным воспитателям, не выполняющим свои обязанности по отношению к собственным детям, не создающим необходимые условия для удовлетворения потребностей детей в защите, уходе, сохранении здоровья, в развитии своих интересов.
Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе своей разнообразной деятельности в общении со взрослыми и под их обучающим руководством. Без обучения, под влиянием взрослых, самыми авторитетными из которых являются родители, в повседневной жизни носит эпизодический характер и не может охватить всех детей. К тому же оно не обеспечивает систематизации приобретенных знаний.
После изучения новой темы в дошкольном учреждении детям в семье должна быть предоставлена возможность самостоятельно мыслить и действовать, что влечет за собой стремление к нетрафаретным ответам и решениям, что ведет к развитию ребенка Задача родителей на данном этапе - утвердить малыша в мысли, что на поставленный вопрос существует несколько вариантов ответа.
1. Арапова – Пискарева, Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду /Н.А. Арапова-Пискарёва. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 162 с.
2. Виноградова, Н. А., Позднякова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников./Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 93 с.
3. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду./Н.Ф. Губанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 164 с.
4. Житко, И.В. Веселые игры с числами и фигурами: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / И.В. Житко. – Минск.: Жасскон, 2012. – 64 с.
5. Житко, И.В. Математика для малышей: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / И.В. Житко. – Минск: Нац. ин-т образования, 2009. – 16 с.
6. Житко, И.В. Математическая мозаика: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / И.В. Житко. – Минск.: Жасскон, 2012. – 64 с.
7. Житко, И.В. Навстречу математике: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с русским языком обучения / И.В. Житко. – Минск.: Пачатковая школа, 2013. – 24 с.
8. Житко, И.В. Развивающие игры для дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / И.В. Житко, А.А. Петрикевич, М.М. Ярмолинская. – Минск: Выш. шк., 2007. – 72 с.
9. Жукова, Р. А. Дидактические игры как средство подготовки детей к школе./Р.А. Жукова. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2005. – 108 с.
10. Колесникова, Е.В. Математика для дошкольников 5 – 7 лет./Е.В. Колесникова. – М.: Гном – пресс, 2000. – 79 с.
11. Комарова, Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет./Л.Д. Комарова. – М: Гном и Д, 2006. – 64 с.
12. Левчук, З.К. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: курс лекций: Модуль 1 / З.К. Левчук, И.В. Ермольчик. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2014. – 48 с.
13. Михайлова, З.А., Непомнящая, Р.Л. Литературный материал с математическим содержанием. Методическое пособие для воспитателей, родителей /З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. – СПб.: Фирма Икар, 2009. – 166 с.
14. Недвецкая, Т.М. Учимся считать в игре: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Т.М. Недвецкая. – Минск.: Адукацыя і выхаванне, 2012. – 16 с
15. Новикова, В.П. Математика в детском саду./В.П. Новикова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 177 с.
16. Панова, Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ./Е.Н. Панова. – Воронеж: ЧП Лакоценин, 2007. – 116 с.
17. Полякова, Н. Воспитывать радость познания/ Н. Полякова// Дошкольное воспитание. – 2004. – № 12. – С. 8 –13.
18. Пралеска: группа «Фантазеры». Хрестоматия: пособие для педагогов учреждений, обеспеч. получение дошк. образования. В 5 ч. Ч. 1. / сост.: А.И. Саченко, Л.А. Саченко. – Минск: Нац. ин-т образования, 2011. – 112 с.
19. Смоленцева, Н. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием./Н.А. Смоленцева. – М.: Дрофа, 1997. –98 с.
20. Стойлова, Л.П., Фрейлах, Н.И. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у дошкольников./Л.П. Стойлова, Н.И. Фрейлах. – М.: Гном-Пресс, 2008. – 189 с.
21. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций./ под. ред. Т.С. Будько. – Брест: БрГУ, 2006. – 199 с.
22. Тихомирова, Л.Ф. Развитие логического мышления детей./ Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995. – 223 с.
23. Учебная программа дошкольного образования. – Мн.: Национальный институт образования, 2012. – 416 с.
24. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. Курс лекций для высших учеб. зав./ А.В. Белошистая. – М.: Владос, 2004. – 400 с.
25. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие / Е.И. Щербакова. – М.: Академия, 2009. – 188 с.