Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в практике современного образования проблема развития познавательной активности рассматривается одновременно с проблемой личностного роста, успешности учащихся в обучении, качественной успеваемости, продуктивности и самостоятельности в различных видах деятельности. Выраженная познавательная активность личности способствует эффективному восприятию, переработке знаний, произведению самостоятельного интеллектуального продукта, в связи с чем развитие познавательной активности личности выступает одной из важнейших задач современного образования. Важным свойством познавательной активности выступает любознательность.
Однако, несмотря на то, что проблема любознательности многократно выступала предметом специальных психолого-педагогических исследований, она окончательно не решена до сих пор. В ряде исследований любознательность относят к интересам, потребностям, мотивам, что вносит дополнительную путаницу в само понятие. В целом, в педагогических исследованиях любознательность рассматривается как познавательная характеристика. Что касается психологических работ, то наибольшего внимания заслуживают исследования Е.В. Базаркиной, С.И. Кудинова, Ю.М. Стакиной и др., выполненные в рамках целостно-функционального подхода А.И. Крупнова [12].
Анализ литературы показывает, что обнаруживается недостаток работ, направленных на изучение особенностей любознательности в различной эмоциональной направленностью личности учащихся.
В связи с актуальностью темы и недостаточной изученностью проблемы необходимо определить особенности любознательности учащихся с различной эмоциональной направленностью личности.
Объект исследования – любознательность и эмоциональная направленность личности.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С РАЗЛИЧНОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ ЛИЧНОСТИ
Для того, что раскрыть понятие «эмоциональная направленность», необходимо рассмотреть понятий эмоций и направленности личности.
Эмоции – это особый класс психических явлений, который в форме непосредственного переживания отражает субъективное отношение к явлениям окружающее действительности [4, с. 59].
В отечественной психологии системообразующей характеристикой личности считается её направленность – устойчивая устремленность мыслей, чувств, желаний, фантазий, психологических отношений и поступков, которая является следствием доминирования ведущих мотивов и ценностных ориентации.
Основными характеристиками направленности личности являются широта или узость направленности, устойчивость и действенность направленности, уровень и ориентиры направленности (направленность на себя, на общение и отношения, на дело) [1].
Направленность человека по-разному соотносится с различными внешними явлениями, условиями, обстоятельствами жизни и деятельности человека. Она является интегральной психологической характеристикой системы субъективных ценностей, эмоционально окрашенных отношений к окружающему миру, себе, другим людям. Она конкретизируется через сферу ценностно-смысловых отношений и определяет выбор мотивов, приемов и способов общения с другими людьми.
Понятие эмоциональной направленности личности появилось в научном обороте сравнительно недавно. Создателем концепции эмоциональной
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С РАЗЛИЧНОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ ЛИЧНОСТИ
Цель эмпирического исследования: выявить особенности любознательности учащихся с различной эмоциональной направленностью личности.
Эмпирическое исследование осуществлялось в три этапа:
– отбор методик исследования, формирование выборки исследования, постановка эмпирических задач;
– непосредственное выявление особенностей любознательности учащихся с различной эмоциональной направленностью личности;
– анализ и интерпретация полученных результатов.
Эмпирические задачи исследования:
– выявить особенности любознательности у учащихся;
– определить структуру эмоциональной направленности учащихся;
– выявить соотношение любознательности учащихся с различной эмоциональной направленностью личности.
Гипотеза исследования: проявление любознательности личности учащихся имеет особенности, определяемые направленностью эмоциональности.
Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ.
Методики исследования:
1. Тест-анкета «Эмоциональная направленность» (Б.И. Додонов). Назначение теста: выявление эмоциональной направленности испытуемых.
Эмоциональная направленность – это стремление личности к определенным типам переживаний. Понятие эмоциональной направленности можно рассматривать в двух аспектах: эмоциональная направленность как ее сторона направленности личности человека и как ее проекция на эмоциональную сферу человека; эмоциональная направленность как закрепившаяся психологическая установка человека на переживания как специфические ценности, как относительно самостоятельная потребность в определенных эмоциональных переживаниях. Существует классификацию эмоциональных типов личности в зависимости от переживания, которое человек любит больше всего испытывать, а также в какой сфере активности он чаще всего испытывает радость: альтруистический тип при оказании помощи другому; праксический тип при достижении успеха в работе; гностический тип при познании нового, подтверждении своих догадок и предположений.
Любознательность представляет собой системное свойство личности, которое включает совокупность взаимосвязанных элементов, образующих внутреннюю структуру этого свойства. В структуру любознательности входят: инструментально-стилевые характеристики; мотивационно-смысловые характеристики. Любознательность формируется в качестве осознанного желания обладать информацией о чем-либо.
Существуют закономерности развития любознательности, проявляющиеся в детских вопросах, которые имеют познавательную направленность и два пика любознательности. Особенности любознательности позволяют разрешить ряд учебных и личностных проблем учащихся: в постоянной внутренней мотивации обучения, в получении удовольствия от процесса познания, в необходимости личностного самовыражения и самодетерминации собственного поведения, научении исследовательской деятельности.
1. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев // Ученые записки ЛГУ. – 1959. – № 265. – Вып. 16. – С. 41–60.
2. Берлайн, Д.Е. Любознательность и поиск информации / Д.Е. Бердлайн // Вопросы психологии. – 1966. – № 3. – С. 54–56.
3. Божович, Л.И. Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте / Л.И. Божович // Известия АПН РСФСР. – 1955. – Вып. 71. – С. 14–19.
4. Вяткин, Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека / Б. А. Вяткин. – Пермь: ПГПУ, 2000. – 179 с.
5. Дербенева, М.Ю. Эмоциональная направленность как основа формирования познавательных интересов личности / М.Ю. Дербенева // Вестник СПбГУ. – 2009. – № 1-1. – С. 288–293.
6. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. – М.: Политиздат, 1978. – 272 с.
7. Зоткина, Е.А. Любознательность как фактор познавательного развития личности / Е.А. Зоткина // Актуальные проблемы воспитания и образования. – 2003. – Вып. 3. – С. 31–39.
8. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. – СПб.: Питер, 1999. – 520 с.
9. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 226 с.
10. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2001. – 752 с.
11. Крупнов, А.И. Диагностика базовых свойств личности / А.И. Крупнов. – М.: РУДН, 1987. – 57 с.
12. Крупнов, А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности / А.И. Крупнов // Системные исследования свойств личности. –1994. – Вып. 2. – С. 9–23.
13. Кудинов, С.И. Психологические особенности проявлений любознательности подростков / С.И. Кудинов // Формирование и развитие личности. – 1993. – Вып. 1. – С. 30–32.
14. Кудинова, И.Б. Индивидуально-психологические аспекты проявления любознательности студентов / И.Б. Кудинова, Н.В. Богомазова // Вестник РУДН. – 2011. – № 5. – С. 110–113.
15. Меньшикова, Е.А. О психолого-педагогической природе любопытства и любознательности детей / Е.А. Меньшикова // Вестник ТГПУ. – 2009. – № 1. – С. 88–91.
16. Поддьяков, А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / А.Н. Поддьяков. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 463 с.
17. Стакина, Ю.М. Целостно-функциональный подход к исследованию любознательности / Ю.М. Стакина // Психология индивидуальности. – 2006. – Вып. 1. – С. 480–484.
18. Тест-анкета «Эмоциональная направленность» (Б.И. Додонов) // Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб., 2002. – С. 132–134.
19. Чирков, В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека / В.И. Чирков // Вопросы психологии. – 1996. – № 3. – С. 16–27.
20. Шубина, Л.В. Проявление любознательности младших школьников с различным уровнем развития творческого мышления: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Л.В. Шубина. – Бийск: БПГУ, 2004 – 199c.
21. Шумакова, Н.Б. Возраст вопросов / Н.Б. Шумакова. – М.: Знание, 1990. – 367 с.