Введение
1 Теоретико – методологические подходы к изучению проблемы сенсорного воспитания дошкольников в отечественных и зарубежных исследованиях
1.1 Сущность сенсорного воспитания детей дошкольного возраста
1.2 Содержание и методика сенсорного воспитания дошкольников
1.3 Методы и приемы системы сенсорного воспитания Марии Монтессори
2 Исследование влияния сенсорного воспитания по системе М. Монтессори на сенсорное развитие детей 2-ой младшей группы детского сада
2.1 Организация и проведение исследования сенсорного развития детей
2.2 Организация работы по повышению уровня сенсорного восприятия с помощью системы М. Монтессори
2.3 Результаты контрольного этапа эмпирического исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Успешность воспитания детей дошкольного возраста в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. На формирование полноценного восприятия окружающей действительности направлено сенсорное воспитание, которое служит основой познания мира. При этом. сенсорное развитие, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка сначала в детском саду, затем в школе. А с другой стороны составляет фундамент общего умственного развития ребёнка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Такие формы познания, как мышление, запоминание, воображение строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки.
В процессе развития детей осуществляется сенсорное развитие, благодаря которому малодифференцированные слуховые и зрительные впечатления сменяются предметным восприятием, открывающим ребёнку мир явлений и вещей. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для накопления представлений об окружающем мире и совершенствования деятельности органов чувств.
Система сенсорного воспитания основана на следующих положениях, сформированных психологами и педагогами: ребёнок рождается с относительно развитыми органами чувств, но не способен к восприятию окружающих его предметов в их постоянстве и целостности. Исследования, проведенные отечественными учеными, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием красок, форм и других свойств объектов. Его окружает природа со всеми её сенсорными признаками. и, конечно, каждый ребёнок, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых и стихийно, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным, поэтому необходимо формирование восприятия с раннего возраста путём обучения и тут на помощь приходит сенсорное воспитание.
1 Теоретико – методологические подходы к изучению проблемы сенсорного воспитания дошкольников в отечественных и зарубежных исследованиях
1.1 Сущность сенсорного воспитания детей дошкольного возраста
Под сенсорным воспитанием понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования восприятий и ощущений. Отечественная психология выдвинула учение о генетической роли предметной деятельности в формировании восприятия как целостного образа предмета вследствие практического вычленения субъектом предмета в предметно-опосредованной деятельности. Факт развития сенсорики не только в процессе активной практической деятельности субъекта, но и в процессе пассивного созерцания индивидом окружающей действительности доказан в исследованиях Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова. Именно деятельность, подчеркивал Л.А. Венгер, определяет характер практических и познавательных задач, предъявляющих определенные требования к ориентирующим их перцептивным действиям и тем самым направляющих их формирование [1, с. 118].
Физиологические исследования И.М. Сеченова о природе восприятия и ощущения доказывают, что вся деятельность исходит из рефлекса и сохраняет его фундаментальную структуру. Он рассматривал ощущение как явление, возникающее только в составе рефлекторного акта с его «моторными последствиями» и участвующее в его осуществлении. Главным пунктом в его взглядах Сеченова было представление о том, что предметная реальность, прежде чем «отдаваться» в ощущениях, выступает как условие практического существования. Без участия движения наши ощущения и восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. относящиеся к объектам внешнего мира.
В работах А.В. Запорожца, А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Л.А. Венгера сенсорное воспитание дошкольников рассматривается как педагогическое руководство, направленное на совершенствование и развитие сенсорных процессов: ощущений, восприятия, представлений.
2 Исследование влияния сенсорного воспитания по системе М. Монтессори на сенсорное развитие детей 2-ой младшей группы детского сада
2.1 Организация и проведение исследования сенсорного развития детей
Для реализации поставленной цели и выдвинутых задач было организовано и проведено эмпирическое исследование детей 2- ой младшей группы ГУДО «Детский сад – ясли №26 г. Полоцка», направленное на изучение уровня их сенсорного развития. В исследовании приняло участие 20 детей 3 – 4 лет. Суть его заключалась в том, что на примере экспериментальной группы определялась эффективность использования системы сенсорного воспитания М. Монтессори. Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов.1 этап – констатирующий. На этом этапе была проведена диагностика сенсорного развития испытуемых дошкольников. 2 этап - формирующий. На этом этапе проводились занятия, направленные на сенсорное развитие детей. принявших участие в исследовании. С экспериментальной группой проводилась работа по составленному перспективному плану. 3 этап - контрольный. На этом этапе была осуществлена повторная диагностика развития детей в экспериментальной группе и проведен анализ полученных результатов.
На первом этапе при определении уровня сенсорного развития испытуемых дошкольников были использованы такие методы как наблюдение, беседа, количественный и качественный анализ полученных результатов. При проведении констатирующего эксперимента нами использовались методика «Развитие ребёнка раннего возраста» Е.Б. Волосовой и Е.А. Стребелевой. Опираясь на основные показатели познавательного развития данных методик, был подобран диагностический материал для определения уровня сенсорного восприятия детей. Все задания представлены в форме игр. Особое внимание обращалось на общий фон настроения ребенка и создание особых отношений доверия между ребенком и взрослым. На основе диагностического материала, были определены уровни сенсорного развития испытуемых дошкольников.
Высокий уровень – 3 балла – ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, принимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.
Средний уровень – 2 балла – ребёнок начал сотрудничать со взрослым, принимает и понимает цель задания, но самостоятельно задание не выполняет, в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания.
Заключение
Итак, в данной курсовой работе были рассмотрены теоретические и практические аспекты сенсорного развития детей 2—ой младшей группы детского сада, в ходе чего были сделаны следующие выводы:
1 В современном подходе к сенсорному воспитанию существует два направления – овладение способами обследования предметов и усвоение сенсорных эталонов, при этом сенсорные способности развиваются посредством дидактических игр и в процессе предметной и продуктивной деятельности, в ходе музыкального воспитания, также в процессе речевого развития.
2 Сенсорное воспитание трактуется как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов. В нем сложилось традиционное содержание, включающее в себя, знакомство с тяжестью, формой, фактурой, вкусом, цветом, величиной, запахом, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве. В отечественной системе сенсорного воспитания традиционное содержание расширено и дополнено за счет включения музыкального слуха, ориентировки во времени и речевого развития и при этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов, которая проявляется в различении признаков и свойств предметов.
3 Причиной популярности и успеха системы сенсорного воспитания М. Монтессори является то, что она позволяет детям делать естественные для них вещи. Получив возможность работать, вне зависимости от наличия специальных материалов, ребенок начинает группировать предметы по звуку, температуре, форме, размеру, весу и т.д. Сенсорный материал М. Монтессори дает ребенку возможность упорядочить свои сенсорные впечатления, так как в нем самом заложена возможность самостоятельной коррекции ошибок. Кроме того, он позволяет сформировать сенсорную основу для восприятия абстрактных понятий, узнать эти понятия и применить их в реальной жизни, выстраивая, таким образом, у ребенка более четкое представление об окружающем мире.
4 Для реализации поставленной цели и выдвинутых задач было организовано и проведено эмпирическое исследование детей 2- ой младшей группы ГУДО «Детский сад – ясли №26 г. Полоцка», направленное на изучение уровня их сенсорного развития. В исследовании приняло участие 20 детей 3 – 4 лет. Суть его заключалась в том, что на примере экспериментальной группы определялась эффективность использования системы сенсорного воспитания М. Монтессори.
1. Волосова Е.Б. Развитие ребёнка раннего возраста. - М.: Линкас - Пресс, 2009. - 70 с.
2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под ред. Л.А. Венгера. –– М.: Просвещение, 1978. – 46 с.
3. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. - М.: Академия, 2003. - 464 с.
4. Дидактические материалы Е.И. Тихеевой и Е.Н. Водовозовой в практике ДОУ / Е.И. Тихеева // Управление, 2008 – С. 17.
5. Курашова Р.А. Сенсорное развитие дошкольников, - М.: Новое знание, 2006. - 345 с.
6. Манасеина, М.М. Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста / М.М. Манасеина // Дошкольное воспитание. – 2015. – №7. – С. 29
7. Богусловский, М.Ж. Тридцать лет по системе М. Монтессори / М.Ж Богусловский – М.: Дельта, 2014. – 394 с.
8. Плеханов, А.Д. Педагогическая теория и практика Марии Монтессори / А.Д. Плеханов // Дошкольное воспитание, 2010. – №10, С. 83.
9. Фаусек, Ю. Детский сад Монтессори / Фасек –М.: ИД «Радость», 2016 –198 с.
10. Нечаева. И.Ю. Система сенсорного развития детей / И.Ю. Нечаева. – // Справочник воспитателя, – 2010. №6 – С. 132.
11. Запорожец, А.В. Сенсорное воспитание дошкольников /А.В. Запорожец. – М. Просвещение, 1963. – 398 с.
12. Афанасьева, Т.Д. Учить по М. Монтесслори / Т.Д. Афанасьева – М.: Академия, 2006. – 198 с.
13. Давиденко, Л.А. Воспитание детей раннего возраста в детском саду / Л.А. Давиденко. – М.: Мектел, 2017 - 120 с.
14. Поддьяков, Н.Н. Способы сенсорного воспитания в детском саду / Н.Н. Поддьяков – М, 2005. – 392 с.
15. Лыкова, И.А., Гаранина, Н.К. Художественно-дидактические игры с цветом /Л.А. Лыкова, Н.К гаранина // Управление ДОУ, 2010 –,№5 – С.108.
16. Янушко, Е.А. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста / Е.А. Янушко - М.: Мозаика - Синтез, 2009. – 72 с.