ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности использования дидактических игр на занятиях с детьми дошкольного возраста
1.2. Формы и методы организации дидактических игр и упражнений на занятиях по формированию элементарных математических представлений
1.3. Приемы по использованию дидактической игры для формирования математических представлений дошкольников
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Анализ знаний умений и навыков использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений дошкольников
2.2. Методические рекомендации по проведению дидактических игр и упражнений в процессе формирования элементарных математических представлений дошкольников
2.3. Результаты экспериментального исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Одна из основных задач дошкольного образования – это математическое становление ребенка. Оно не сводится к тому, чтоб обучить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи . Данная задача обращена на то, чтобы создать для ребенка условия для возможности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «проектировать» предметами, символами и словами. Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. В дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений.
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности использования дидактических игр на занятиях с детьми дошкольного возраста
Дидактическая игра - это активная учебная деятельность по имитационному моделированию систем, явлений, процессов, а также будущей профессиональной деятельности. Основное различие между игрой и другими видами деятельности заключается в том, что ее предметом является сама деятельность человека. Термин «дидактическая игра» подчеркивает педагогическую направленность, отражает разнообразие его использования в процессе обучения [16, с. 21].
Среди исследователей, которые непосредственно участвовали в изучении роли дидактической игры в развитии речи, выделяются следующие: И.Е. Берменд, А.К. Бондаренко, А.М. Бородич, Л.М. Житникова, Р.И. Жуковская, Ю.В. Менджерицкая, с. Л. Новоселова, В.И. Селиверстов, А.И. Сорокина, О.С. Ушакова, Г.С. Швайко.
Дидактическая игра может быть классифицирована в зависимости от того материала, который используется в ней:
• игры с предметами (игрушками, природным материалом и т.д.);
• настольные печатные игры;
• словесные игры.
Также игры могут быть классифицированы по количественному составу участников [13, c. 72]:
• индивидуальные;
• парные;
• групповые;
• фронтальные;
• широкомасштабные;
• узкомасштабные.
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Анализ знаний умений и навыков использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений дошкольников
В ходе данного исследования была проведена экспериментальная работа по использованию дидактической игры в процессе формирования элементарных математических представлений дошкольников.
База исследования: в средней группе № 4 на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
В эксперименте принимали участие 12 детей средней группы.
Целью 1 этапа эксперимента было определение уровня сформированности элементарных математических представлений на примере счётных навыков и умений у детей средней группы дошкольного учреждения образования.
В ходе наблюдения было выявлено, что работу по развитию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений организуют на занятиях 1 раз в неделю. Занятия состоит из нескольких частей, объединенных одной темой. Продолжительность и интенсивность занятий на протяжении всего года увеличивается постепенно. В структуру каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или " пальчиковая гимнастика ", упражнения для глаз или упражнение на релаксацию. На каждом занятии воспитанники дошкольного учреждения выполняют различные виды деятельности с целью закрепления математических знаний в процессе счётной деятельности.
Для того, чтобы определить исходный уровень счетных навыков были использованы игровые задания, в процессе выполнения которых воспитатель оценивает уровень сформированности счетных навыков каждого ребенка, руководствуясь знаниями и умениями, которыми должен владеть ребенок среднего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Содержание обучения детей в учреждении дошкольного образования математике определяется двумя основными линиями: предлогическая – подготовка мышления ребёнка к применению в математике различных способов рассуждений; предматематическая – непосредственно математическое развитие детей, подготовка мышления ребёнка к усвоению базисных знаний по математике. В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников используются разнообразные методы обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые. Указанные методы рекомендуется применять комплексно, в разнообразных комбинациях друг с другом, важно чтобы они позволяли достигать наилучших результатов при обучении детей.
Игровые методы способствуют повышению дисциплины дошкольников, вырабатывают умение действовать и сосредоточить свое внимание в соответствии с требованиями воспитателя, формируя таким образом волевые качества дошкольника.
Для изучения формирования элементарных математических представлений дошкольников. была проведена экспериментально-исследовательская работа.
Базой эксперимента стало государственное учреждение образования УДО Ясли-сад № 27 г. Мозыря.
Предварительное наблюдение за работой воспитателя показало что работу по развитию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений организуют на занятиях 1 раз в неделю. Занятия состоит из нескольких частей, объединенных одной темой. Продолжительность и интенсивность занятий на протяжении всего года увеличивается постепенно. В структуру каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или " пальчиковая гимнастика ", упражнения для глаз или упражнение на релаксацию. На каждом занятии воспитанники дошкольного учреждения выполняют различные виды деятельности с целью закрепления математических знаний в процессе счётной деятельности.
1. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А.В. Белошистая. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 400 с.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб. : ЛитРес, 2009. – 464 с.
2. Дошкольное образование. Словарь терминов / Н.А. Виноградова (и др,) – М. : Айрис-пресс, 2005.– 400 с.
3. Зверева, Н.М. Практическая дидактика для учителя / Н.М. Зверева. – М. : Педагогика, 2001. – 260 с.
4. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. – М. : Просвещение, 2009. – 368 с.
5. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребёнка / М.И. Лисина ; под ред. А. Г. Рузской. – М. : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1997. – 383 с.
6. Микляева, Н. Теория и технологии развития математических представлений у детей / Н. Микляева. – М. : Академия, 2016. –160 с.
7. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова. - СПб. : Питер, 2008. – 180 с.
8. Носова, Е.А. Логика и математика для дошкольников / Е.А. Носова. – СПб. : Детство-Пресс, 2002. – 140 с.
9. Павлова Л.И. Развитие математических представлений у дошкольников / Л.И. Павлова. - М., 2010.
10. Смоленцева, А.А. Математика до школы : пособие для воспитателей детских садов и родителей / А.А. Смоленцева. – СПб. : Детство-Пресс, 2002. – 191 с.
11. Столяр, А. А. Педагогика математики: курс лекций / А.А. Столяр. – Минск : Вышэйш. шк., 1986. – 413 с.
12. Теплов, Б. М. Избранные труды: в 2-х т. / Б. М. Теплов. – М. : Педагогика, 1989. – 328 с.
13. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск : НИО; Аверсэв, 2014. – 416 с.
14. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А. А. Столяра. – М. : Просвещение, 1988. – 320 с.
15. Чеботаревская, Т.М. Обучающие игры в курсе математики начальных классов : автореф. дис.... канд. пед. наук / Т.М. Чеботаревская. – Минск, 1988. – 21 с.
16. Шевелев, К.В. Дошкольная математика в играх: формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет / К.В. Шевелев. – М. : Мозаика-Синтез, 2004. – 120 с.
17. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников / Е.И. Щербакова. – М. : Логос, 2005. – 160 с.