ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Формирование орфографических умений у младших школьников
1.2. Приёмы и формы словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе
ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПРАВОПИСАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Организация и методики исследования
2.2. Рекомендации по формированию навыка правописания словарных слов в начальной школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Орфографическая грамотность является важной стороной речевой культуры. Ключ к точности выражения мысли и понимания. Культура речи - это «одежда мысли», которая обычно используется для определения уровня образования человека.
Без правильно сформированных орфографических навыков, когда выбор правильного правописания происходит автоматически, на уровне неосознанного контроля, и сфера сознания полностью освобождается для понимания содержательной стороны письменного высказывания, успешная речевая деятельность невозможна.
Сознание учащегося должно быть связано с решением орфографических проблем только тогда, когда навык «не справляется» по какой-либо причине и необходим выбор письменности: ребенок перестает думать, запоминать и применять правила или обращаться к словарному запасу.
Проблема формирования орфографической бдительности в современной школе становится все более актуальной. Работа по написанию словарных слов сложна и кропотлива. Это продолжается от урока к уроку, оставаясь в памяти учеников после того, как учитель применил специальные приемы. Словарные слова являются одной из проблем начальной школы.
При работе со словарными словами, помимо значимого написания, необходимо достичь высокого уровня его автоматизации, что достигается, прежде всего, многократным повторением. Для ребенка утомительно работать монотонно, поэтому учитель должен опираться на различные формы и методы организации усвоения словарных слов младшими школьниками.
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Формирование орфографических умений у младших школьников
Орфография - это система правил правописания. Основными разделами правописания являются: написание морфем в разных частях речи, свободное, раздельное и дефисное написание слов, использование прописных и строчных букв, перенос слов.
Как отметил М.Р. Львов, «младшие школьники не знакомы с самими принципами, только с правилами и их применением, но учителю необходимы знания принципов и умение применять их как в практике тестирования, так и в методике преподавания. это дети »[14, с. 300].
Основной единицей правописания в современном методе является правописание, то есть письмо, требующее проверки.
М.Р. Львов пишет: «Орфограмма - это буква, та часть слова или текста, где существует опасность ошибки, это орфография, требующая проверки» [14, с. 315].
Орфограммы могут представлять собой отдельную букву в слове, комбинацию букв, морфему, соединение морфем, пробел между словами, место для отделения слова для перевода, выбор строчной или заглавной буквы.
Орфограмма включает в себя следующие компоненты:
1) варианты правильного написания (буква, последовательность букв);
2) ситуация, характеризующая орфограмму.
В орфограмме всегда есть как минимум два предполагаемых написания. Обоснованным выбором правильного написания является решение грамматически-орфографической проблемы.
Можно выделить четыре орфографических навыка, которые следует сформировать у младшего школьника, работу над которым я начинаю на ранних этапах:
• ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (иметь орфографическую бдительность);
• установить тип орфограммы, соотнести его с конкретным правилом;
• применять правило;
• проверка письменности, правописание, самоконтроль.
ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПРАВОПИСАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Организация и методики исследования
В ходе данного исследования был изучен уровень навыка правописания словарных слов у младших школьников. В эксперименте приняли участие учащиеся 3 «Б» класса ГУО «Средняя школа «№2 г. Осиповичи» в количестве 26 человек.
Целью эксперимента было выявление уровня сформированности навыка правописания словарных слов у младших школьников.
Исследовательская работа осуществлялась с опорой на имеющиеся в науке общенаучные и конкретнонаучные принципы:
1. Принцип целостного изучения педагогического феномена, который включает:
а) использование системного подхода;
б) четкое определение места изучаемого явления в педагогическом процессе;
c) раскрытие движения изучаемого явления.
2. Принцип объективности, который включает:
а) проверку каждого факта несколькими способами;
б) фиксацию всех проявлений изменений в изученном качестве личности;
c) сравнение данных его исследований с данными других исследований.
3. Принцип эффективности. Суть его заключается в том, что полученные результаты должны быть выше результатов, полученных в типичных стандартных условиях за одно и то же время, с теми же материальными и финансовыми ресурсами.
4. Принцип надежности. Надежность полученных результатов во многом зависит от условий, в которых она выполнялась, поскольку они (условия) могут прямо или косвенно влиять на состояние исследуемого процесса и, таким образом, действуют как неконтролируемые контрольные переменные.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
В традиционной системе образования не было целенаправленного формирования соответствующего навыка, называемого орфографической бдительностью. Развитие теории правописания фонем в лингвистике связано с появлением новых методологических решений. В частности, выяснилась возможность орфографической работы, основанной на концепции звука, на фонетических навыках детей. Способность определять правописание должна быть предметом целевого обучения. Только это может помочь преодолеть «орфографическую слепоту» учащихся.
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы. Определение метода работы со словарными словами должно быть рассмотрено с учетом психологические, возрастные и индивидуальные особенностей младшего школьника.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что у младших школьников возникают трудности в написании словарных слов. Дети допускали ошибки, когда вставляли пропущенные буквы, а также ошибались в словах, когда не было необходимости вставлять буквы, они пропускали буквы, неправильно списывали. Большинство младших школьников (57%) показали уровень ниже среднего в написании словарных слов, т.е. допустили 2 ошибки в словарном диктанте и до 5 ошибок в диктанте. Также 22 % младших школьников показали низкий уровень навыков правописания словарных слов. Они допустили в словарном диктанте 3 и более ошибок и более 5 ошибок в диктанте. Таким образом, выявлен недостаточный уровень навыка правописания словарных слов у младших школьников.
1. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе / М.Т. Баранов. – М. : Академия, 2001. – 364 с.
2. Бессчастная, Е.Н. Ещё раз о словарной работе на уроке русского языка: Опыт молодым / Е.Н. Бессчастная // Начальная школа. – 1999. – №8. – С. 20-24.
3. Булохов, В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся / В.Я. Булохов // Начальная школа. – 2002. – №1. – С. 10-12.
4. Двужилова, Л.В. Обучение правописанию безударных гласных в корне слов / Л.В. Двужилова // Начальная школа. - 1990. - №4. - С.56-57.
5. Двужилова, Л.В. Повышение эффективности орфографических упражнений средствами развития речи / Л.В. Двужилова // Начальная школа - 1992. - №2. - С.33-37.
6. Жедек, П.С. Орфографическая зоркость будущего учителя / П.С. Жедек // Начальная школа - 1998. - №10. - С.47.
7. Жедек, П.С. Пути совершенствования обучения орфографии / П.С. Жедек // Начальная школа - 1990. - №10. - С.24-26.
8. Жедек, П.С. Списывание в обучении правописанию / П.С. Жедек, М.И. Тимченко // Начальная школа - 1998. - №8. - С.67.
9. Жуйков, С.Ф. Формирование орфографических действий / С.Ф. Жуйков. - М. : Просвещение, 1995. - 467 с.
10. Золотых, Н.А. Приёмы и формы работы над словарными словами на уроках русского языка / Н.А. Золотых // Начальная школа. 2001. – №3. – С. 8-12.
11. Ибрагимов, А.И. Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка / А.И. Ибрагимов. – Н.Челны : Полет, 1997. – 128 с.
12. Иванова, В.Ф. Современная русская орфография / В.Ф. Иванова. - М. : Высшая школа, 1992. - 190 с.
13. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка / М.Р. Львов. – М. : Просвещение, 1997. – 386 с.
14. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах : учеб. пособие для младших школьников высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М. : Академия, 2007. – 464 с.
15. Манохина, Н.Н. Формирование навыка правописания слов с безударными гласными / Н.Н. Манохина // Начальная школа. – 2006. – №6. – С. 6-7.
16. Пазова, Л.М. Нетрадиционные формы работы над словарными словами в начальной школе: учебно-методическое пособие / Л.М. Пазова , А.В. Бережная. – Майкоп : Изд-во АГУ, 2013. - 69 с.
17. Соловейчик, М.С. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах: цикл лекций на заочных курсах повышения квалификации учителей в педагогическом университете «Первое сентября»/ М.С. Соловейчик, О.О. Харченко // Начальная школа, 2006, - № 17-24.
18. Ушакова, Л.И. Орфографические правила и исключения / Л.И. Ушакова // Русский язык в школе. – 2008. – №4. – С. 15-17.
19. Федоренко, И.Т. Комплекс зрительных диктантов / И.Т. Федоренко. – М. : Логос, 2006. – 96 с.
20. Хрестоматия по методике русского языка. Русский язык как предмет преподавания / сост. А.В.Текучев. – М. : Просвещение , 1982. – 355 с.
21. Юденко, Ю.Р. Изучение орфографических правил в начальных классах / Ю.Р. Юденко // Начальная школа. – 2007. – №2. – С. 10-12.