Введение
1 Общие и специальные методы исследования ценностей и ценностных ориентаций старших подростков
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностей и ценностных ориентаций у старших подростков
3 Программа формирования ценностей и ценностных ориентаций старших подростков
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями отсутствует [1, с. 118]. В современных научных исследованиях понятие «ценностные ориентации» используется в двух значениях, как идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом действительности и ориентации в ней; и как способ дифференциации объектов по их значимости [2, с. 73]. Большой вклад в изучение ценностных ориентаций внесли такие исследователи, как А.В. Мудрик, А.С. Шаров, В.М. Кузнецов, И.С. Артюхова, И.С. Кон, Н.А. Кирилова и другие.
В настоящее время актуальность изучения ценностных ориентаций подростков обусловила появление целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы. В социально-педагогических и психологических исследованиях изучаются структура и динамика ценностных ориентаций личности в подростковом возрасте, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью и т.д. Исследуется также специфическая роль содержательно-смысловых и структурно-динамических характеристик системы ценностных ориентаций личности в их связи с особенностями личности и факторами социализации в подростковом возрасте.
Глава 1 Общие и специальные методы исследования ценностей и ценностных ориентаций старших подростков
В настоящее время можно сформулировать два основных методологических принципа исследования ценностных ориентаций в этом возрасте. Во-первых, рассмотрение системно-ценностного подхода как результата освоения учащимися общественных явлений окружающей действительности с позиции ценностей. Во-вторых, представление о формировании и функционировании ценностных ориентаций личности как о процессе, в основе которого лежит особый вид психической деятельности – оценочная деятельность, направленная на осознание ценностного значения этих явлений [6, с. 54].
Эти методологические принципы лежат в основе диагностических методик, изучающих особенности формирования и развития ценностных ориентаций в подростковом возрасте. Следует отметить, что один из существенных недостатков традиционных методик выявления ценностных ориентаций заключается в том, что полученные с их помощью данные позволяют судить лишь об общих тенденциях направленности предпочтений испытуемых. Причины формирования тех или иных предпочтений и лежащие в их основе механизмы, а, следовательно, и ценностные ориентации остаются, как правило, вне поля зрения исследователя. Так, например, традиционными методическими средствами достаточно трудно выявить, в какой степени предпочтения личности действительно являются критериями при ориентировке человека в мире ценностей и какова степень устойчивости этих предпочтений [6, с. 56].
Глава 2 Опытно – экспериментальная работа по формированию ценностных ориентаций у старших подростков
В рамках опытно-экспериментальной работы по формированию ценностных ориентаций у старших подростков было организовано и проведено эмпирическое исследование, которое проходило на базе ГУО «Средняя школа № 72 г. Гомеля». В экспериментальную группу входило 60 подростков в возрасте 15-16 лет, из них 35 лиц мужского пола (58% от общего количества испытуемых подростков), и 25 лиц женского (42% подростков, входящих в исследуемую выборку).
Изучение ценностных ориентаций личности подростков осуществлялось в несколько этапов. На первом этапе были определены критерии эффективности работы по практической реализации исследования, методы и процедуры диагностики испытуемых, а также анализа и интерпретации полученных результатов. На следующем этапе была организована и проведена диагностика, направленная на изучение особенностей ценностных ориентаций старших подростков.
Для изучения особенностей формирования и развития ценностных ориентаций испытуемых старшего подросткового возраста, принявших участие в исследовании, были использованы следующие диагностические методики: методика «Ценностные ориентации» М. Рокича (бланк методики представлен в приложении А) и опросник Ш. Шварца для изучения ценностной сферы личности (бланк опросника представлен в приложении Б).
Глава 3 Программа формирования ценностных ориентаций средствами СПД
Пояснительная записка: разрушение системы общественных ценностей, сказывается на подрастающем поколении, среди которого усиливается нигилизм, вызывающее поведение, возникает феномен немотивированной жестокости, растет подростковая преступность, появляются все новые виды отклоняющегося поведения.
Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками, общаясь, подростки осваивают нормы поведения, морали, устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу, формируется их самооценка и происходит определение своего места в социуме. В этот период у подростка выкристаллизовывается система личностных ценностей. В дальнейшем они определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям и т.д. [19, с. 30].
Подростковый период очень важен в развитии Я-концепции ребенка, в формировании у него самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности [20, с. 182].
Заключение
Подводя итог исследованию ценностей и ценностных ориентаций старших подростков, можно сделать следующие выводы.
Современные исследователи используют различные методы и процедуры для изучения ценностных ориентаций подростков и молодежи. В социально-педагогических исследованиях, как правило, проводят: наблюдение, исследовательские беседы, анкетирование, углубленное интервью, используют метод фокус-групп. В психологических исследованиях применяются различные психодиагностические методики и процедуры.
В рамках опытно-экспериментальной работы по формированию ценностных ориентаций у старших подростков, было организовано и проведено эмпирическое исследование, которое проходило на базе ГУО «Средняя школа №72 г. Гомеля». Изучение ценностных ориентаций личности подростков осуществлялось с помощью методики «Ценностные ориентации» М. Рокича и опросника Ш. Шварца для изучения ценностной сферы личности.
В ходе анализа и интерпретации полученных результатов констатирующего этапа исследования, были сделаны следующие выводы: наиболее значимыми терминальными ценностями у девушек являются «любовь», «творчество», «удовольствия», «познание», «счастье других» и «уверенность в себе». Наименее сформированными – «красота природы и искусства», «активная и деятельная жизнь», «общественное признание», «продуктивная жизнь» и «жизненная мудрость». Наиболее значимыми терминальными ценностями у парней являются «удовольствия», «общественное признание», «познание», «интересная работа» и «творчество». Наименее значимыми – «красота природы и искусства», «счастливая семейная жизнь, «продуктивная жизнь», «развитие» и «жизненная мудрость».
1 Лебедева, Н.М. Базовые ценности русских на рубеже 21 века / Н.М. Лебедева // Психологический журнал. – 2000. – Т. 21. – №3. – С. 115 – 119.
2 Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В.Г. Алексеева // Психологический журнал. – 2004. – Т.5. – №5. – С. 70 – 76.
3 Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. М.: Наука, 1988. –235 с.
4 Дмитриева, Э.Г. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта / Э.Г. Дмитриева. – СПб: Речь, 2015. – 355 с.
5 Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д.А. Леонтьев. – M.: Академия. 2012. – 410 с.
6 Накохова, Р.Р. Социальная психология общения / Р.Р. Накохова. – М.: Изд-во МГУ 2010. – 255 с.
7 Зинченко. В.П. Психологические основы педагогики / В.П. Зинченко. – М.: Просвещение, 1998. – 628 с.
8 Андреева, И.Н. Основы психологии: учебно – методический комплекс для студентов / И.Н. Андреева, Н.Н. Струнина. – Новополоцк: ПГУ, 2010. – 352 с.
9 Василькова Т.А., Василькова Ю.В. Социальная педагогика: учебное пособие / Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова. –М.: «Академия», 2009. – 440 с.
10 Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, – 2002. – 432 с.
11 Бубнова, С.С. Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности / С.С. Бубнова. – М.: Академия, 2005 – 365с.
12 Крапивская, Л.В. Личность и её ценностные ориентации /Л.В. Крапивская. – М.: Академическая книга, – 2008. – 283 с.
13 Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. – СПб.: Питер, 2002. – 554 с.
14 Бурлачук, Л.Ф. Словарь – справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб.: Питер, – 1999. – 528 с.
15 Кирилова, Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников / Н.А. Кирилова. – СПб.: Речь, – 2002. – 410 с.
16 Яницкий, М.С. Ценностные ориентации как динамическая система / М.С. Яницкий. – Кемерово: Изд-во Кузбассвузиздат, 2000. – 244 с.
17 Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения /М.Р. Гинзбург. – СПб: Пирер, 2004. – 294 с.
18 Корнилова, Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта /Т.В. Корнилова. – М.: Эксмо – Пресс, – 2005. – 460 с.
19 Сапогова, Е.Е. Психология развития человека. Учебное пособие [Текст] /Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, – 2005. – 460 с.
20 Немов, Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. Т.1 / Р.С. Немов. – М.: Владос, 1998. – 410 с.
21 Емельянов, Ю.Н. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга / Ю.Н. Емельянов, Е.С. Кузьмин. – СПб.: Питер, 2003. – 356 с.
22 Захаров, В.П. Практические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга: методические указания / В.П. Захаров. – СПб.: Питер, 2000. – 215 с.
23 Грецов, А.Г. Психологические игры для старшеклассников и студентов / А.Г. Грецов, Т.В. Бедарева. – СПб.: Питер, 2008. – 190 с.
24 Большаков, В.Ю. Психотренинг / В.Ю. Большаков. – СПб.: Питер, 2004. – 235 с.