Актуальность темы исследования обусловлена напряженной, неустойчивой социально-экономической обстановкой, сложившейся в настоящее время, способствующей росту различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Особое внимание и тревогу вызывает повышение агрессивности и агрессивного поведения современных детей, которое может указывать на неспособность ребенка приспосабливаться к условиям социальной среды, т.е. на его дезадаптацию. Агрессия играет негативную роль в стабильном обществе, являясь фактором взаимной дезадаптации личности и общества. В кризисные периоды, связанные с массовой дезадаптацией, агрессия сложнее связана с социальной адаптацией, выступая в качестве ее специфического социально-психологического фактора [15, с. 12].
Агрессивное поведения являлось предметом изучения таких ученых как Л. Берковитц [5], Р. Бэрон [6], И.А. Фурманов [23] и др.
Социально-психологические аспекты адаптации и дезадаптации изучали такие исследователи как Л.Г. Агеева [1], М.М. Безруких [3], Ф.Б. Березин [4], С.И. Колосова [10], Г.А. Овчинникова [14] и др.
Сегодня достаточно обширно разработана проблема агрессивного поведения у подростков. Как справедливо отмечает И.А. Фурманов [23], тема детской агрессивности долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии, и даже в настоящее время публикация на эту тему у нас единичны.
Актуальность и недостаточная изученность проблемы обусловили выбор темы исследования «Особенности агрессивного поведения как проявление дезадаптации у дошкольников».
Объект исследования – агрессивное поведение дошкольников.
Предмет исследования – особенности агрессивного поведения как проявление дезадаптации у дошкольников.
Цель курсовой работы – выявить особенности агрессивного поведения
Дошкольный возраст – это этап психологического развития, занимающий место между ранним возрастом и младшим школьным возрастом (от 3 до 6-7 лет) – это. Дошкольный возраст принято подразделять на 3 периода: младший (3-4 лет); средний (4-5 лет); старший (5-7 лет).
В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие всех психических процессов. У дошкольников развивается несколько видов деятельности: игровая, изобразительная, конструктивная и элементы трудовой. Каждый вид деятельности ставит определенные задачи перед восприятием, мышлением, речью и личностью ребенка и требует определенного уровня их развития [21, с. 75].
Внимание в дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней. При этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие это в повышение, с возрастом изменяются. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является универсальным средством организации внимания.
Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер, но к концу старшего дошкольного возраста приобретает произвольность. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес,
Цель эмпирического исследования: выявить особенности агрессивного поведения как проявления дезадаптации у дошкольников.
Эмпирическое исследование осуществлялось в три этапа:
1) подбор методов и методик исследование, формирование выборки исследования, подготовка диагностического инструментария;
2) непосредственное выявление особенностей поведения детей в детском саду;
3) обработка результатов, их анализ и интерпретация, формулирование выводов.
Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ.
Для выявления особенностей агрессивного поведения как проявления дезадаптации у дошкольников была использована методика Р. Жиля.
Методика Р. Жиля, предназначенная для исследования структуры личностных отношений ребенка 4-5 лет с окружающими, особенностей социальной приспособляемости ребенка, некоторых его поведенческих характеристик и черт личности. В адаптации И.Н. Гильяшевой и Н.Д. Игнатьевой методика Жиля носит название «Фильм-тест» [16].
Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими. Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность – выявление
Дошкольный возраст – это этап психологического развития, когда происходит интенсивное развитие всех психических процессов и различных видов деятельности. К моменту достижения старшего дошкольного возраста происходит интенсивное развитие познавательной мотивации, появляется произвольность психических процессов, развивается логическое мышление.
Адаптация представляет собой постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, сопровождаемым изменениями личности и поведения, в физическом и психическом развитии, а также результат этого процесса. Процесс, противоположный адаптации, носит название дезадаптации. Дезадаптированные дети по различным причинам не могут на равных со сверстниками адаптироваться к условиям среды жизнедеятельности (группе детского сада, воспитателю). Дезадаптивноть детей может быть обусловлена низким уровнем его социализации, недооценкой важности режима адаптации родителями, низкими навыками самообслуживания, отсутствием регулярного поведения детского сада.
Агрессивное поведение – это поведенческая реакция, характеризующаяся стремлением нанести вред другому человеку или объекту. Агрессия может быть деструктивной и конструктивной. Агрессивное поведение связано с социальной адаптацией в качестве одного из ее социально-психологических факторов. Агрессивное поведение у детей выражается вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью и может быть направлена на других детей, воспитателя, на близких людей, на животных, на себя, на внешние объекты.
Результаты исследования особенностей агрессивного поведения как проявления дезадаптации у дошкольников показывают, что дошкольники преимущественно обладают низким (40%) и высоким (40%) уровнем агрессивности и конфликтности. Высокий уровень агрессивности у дошкольников предполагает и высокий уровень конфликтности – личностной
1. Агеева, Л.Г. Социально-психологическая дезадаптация современных школьников и ее причины / под ред. Ю.А. Клейберга. – Ульяновск : УлГТУ, 2010. – 180 с.
2. Александрова, A.B. Нравственность, агрессия, справедливость / А.В. Александрова // Вопросы психологии. – 1992. – № 1–2. – С. 1–7.
3. Безруких, М.М. Диагностика развития детей старшего дошкольного возраста как способ раннего выявления рисков дезадаптации / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, В.А. Байдина // Новые исследования. – 2012. – № 1 (30). – С. 145–150.
4. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. – Л.: ЛГУ, 1988. – 256 с.
5. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия, контроль / Л. Берковиц. – М.: Прайм-Еврознак, 2005. – 512 с.
6. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.
7. Волков, Б.С. Детская психология. Психические развития ребенка до поступления в школу / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Просвещение, 2000. – 349 с.
8. Данченкова, С.Н. Агрессивное поведение старших дошкольников как фактор дезадаптации младших школьников / С.Н. Данченкова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. – № 5. – С. 105–108.
9. Калинина, Р. Ребенок пошел в детский сад. К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении / Р. Калинина // Дошкольное воспитание. – 1998 – № 4. – С. 2–9.
10. Колосова, С.И. Особенности дезадаптации детей 6-7 летнего возраста с агрессивным поведением / С.И. Колосова // Вопросы психологии. – 2006. – № 2. – С. 50–58.
11. Крысько, В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии / В.Г. Крысько. – СПб.: Питер, 2003. – 416 с.
12. Маклаков, А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А.Г. Маклаков // Психологический журнал. – 2001. – № 1. – Т. 22. – С. 16–24.
13. Невенчанный, С.В. Понятие агрессивного поведения в современной психологии / С.В. Невенчанный // Наука и современность. – 2011. – 10-1. – С. 300–306.
14. Овчинникова, Г.А. Социальная дезадаптация подростков «группы риска» / Г.А. Овчинникова // Вестник КГУКиИ. – 2013. – № 4-1. – С. 22–27.
15. Ольшанская, Е.В. Подростковая агрессия как фактор социальной адаптации: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / Е.В. Ольшанская. – М.: МОДН ГЛУ, 2000. – 125 с.
16. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я. Райгородский. – Самара: Изд. дом «БАХРАХ», 1998. – 672 с.
17. Распономарева, О.В. Агрессия: философские и психиатрические аспекты / О.В. Распономарева. – М.: Академия, 2001. – 273 с.
18. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 656 с.
19. Родакер, Н.М. Адаптация детей в детском саду / Н.М. Радакер // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2014. – № 41. – С. 64–68.
20. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой. – М.: Академия, 1980. – 487 с.
21. Стребелева, Е.А., Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2005. – 164 с.
22. Тимошок, А.В. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста / А.В. Тимошок // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 25–27.
23. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – Минск: Ильин В.П., 1996. – 192 с.