Введение
1 Теоретические аспекты развития речевого дыхания у младших школьников с заиканием
1.1 Механизмы речевого дыхания и их нарушения при заикании
1.2 Особенности речевого дыхания у учащихся младшего школьного возраста с заиканием
2 Методические аспекты развития речевого дыхания у младших школьников с заиканием на коррекционных занятиях
2.1 Методы, приемы и содержание работы по развитию речевого дыхания у учащихся младшего школьного возраста с заиканием на коррекционных занятиях
2.2 Рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания у учащихся младшего школьного возраста с заиканием на коррекционных занятиях
Заключение
Список используемых источников
Приложение А
Введение
Мы убеждены, что дыхание представляет собой основу жизни. Корректное дыхание составляет основу здорового образа жизни. Дыхание играет чрезвычайно важную роль в жизни человеческого организма. Помимо своей главной физической роли –выполнения газообмена, помимо этого, дыхание делает возможной такую функцию, как речь – а это одна из главных составляющих речевой деятельности.
Речевое дыхание считается базой звучащей речи, источником формирования голоса и звуков. Оно содействует корректному соблюдению пауз, помогает поддерживать плавность речи, изменять громкость, а также способствует тому, что речь становится достаточно выразительной. Речевое дыхание относится к способности человека делать короткие, достаточно глубокие вдохи в процессе речи и рационально использовать воздух во время выдоха. Корректное речевое дыхание предоставляет возможность при меньших затратах мышечной энергии голосового аппарата достичь максимальной звуковой эффективности, более эффективно использовать воздух. Речевое дыхание – это высоко скоординированный процесс, в течение которого как дыхание, так и артикуляция тесно взаимосвязаны во время речевого высказывания. Обычно у детей наряду с речевым развитием формируется корректное речевое дыхание.
Нарушение речевого дыхания считается одним из наиболее перманентных характеристик заикания. Заикание представляет собой сбои в темпе, ритме и сглаживании речи, которые вызваны судорожностью мышц речевого аппарата. Это речевое расстройство начинается обычно во время активного формирования функции речи, а именно, в возрасте от 2 до 6 лет. По этой причине Ю.А. Флоренская наименовала это нарушение эволюционным заиканием, а другие ученые – заиканием развития. Нарушение речевого дыхания у младших школьников с заиканием столь ярко выражено, что ученые зачастую разъясняют причину заикания нарушением регуляции дыхательной функции [2]. Считается, что заикание происходит из-за дыхательной недостаточности. Н.И. Жинкин считает, что дыхательная недостаточность и содействует к заиканию. По этой причине особенной частью деятельности с детьми с заиканием считается формирование корректного дыхания [1].
1 Теоретические аспекты развития речевого дыхания у младших школьников с заиканием
1.1 Механизмы речевого дыхания и их нарушения при заикании
Дыхание представляет собой физиологический процесс, независимый от человеческого сознания, основанный на вдохе и выдохе. Даже в древние времена дыханию было приписано роль посредника между «духовным» и «физическим». Древние греки считали, что человеческая душа располагается на диафрагме, и именно оттуда исходит «френ», которое является другим наименованием данного органа. По словам И. Максимова, понятие «дыхание» включает в себя различные процессы, которые находятся в тесной связи с поставлением кислорода изне в клетку и выбросом углекислого газа изнутри клетки в окружающий нас мир [4]. Помимо этого, органы дыхания принимают участие в формировании звука, определении запаха, выработке определенных гормонов, в липидном и водно-солевом обмене, а также в поддержании иммунитета тела.
Развитие дыхания (как физиологического, так и речевого) изучалось с различных сторон многими учеными. Вопросам в сфере физиологии уделяли внимание Э.Н. Малютин, И.И. Левидов, Ф.Ф. Заседателев, Л. Дмитриев, Н.И. Жинкин, Л.Д. Работнов, М.Ф. Фомичева, В.Г. Ермолаев. Они стремились исследовать типы дыхания и важность дыхательной системы для правильной вокализации [4].
Анатомически дыхательная область представлена легкими, грудной клеткой, межреберными мышцами, а также мышцами диафрагмы. Некоторое давление воздуха поддерживается при помощи легких. Оно чрезвычайно важно для деятельности голосовых связок, модуляции голоса и изменения его тона [6].
Во время внутриутробного развития нервно-мышечный аппарат дыхательной системы имеет более раннюю основу и чрезмерно быстрое созревание при сопоставлении с иными мышцами как тела, так и конечностей. Развитие дыхания в онтогенезе делится на три стадии. Первая стадия непродолжительная – от рождения до абсолютного расширения легких. На втором этапе устанавливается устойчивая связь между дыхательной и кровеносной системами. Его продолжительность колеблется от пары часов до нескольких недель. Третья фаза включает развитие органов дыхания и кровообращения. Параллельно с увеличением тела ребенка осуществляется рост и активное развитие бронхиального дерева (которое длится до 7–8 лет) и легких – этому содейтсвует возрастание его физической активности. Развитие дыхательных мышц увеличивает скорость воздуха в дыхательных путях. Свидетельством тому является увеличение дыхательного объема [7].
2 Методические аспекты развития речевого дыхания у младших школьников с заиканием на коррекционных занятиях
2.1 Методы, приемы и содержание работы по развитию речевого дыхания у учащихся младшего школьного возраста с заиканием на коррекционных занятиях
Работа по развитию речевого дыхания состоит из следующих шагов:
расширение физических способностей дыхательной системы (постановка диафрагмального реберного дыхания и образование продолжительного выдоха через рот),
образование длинного выдоха,
развитие речевого выдоха.
Общеизвестным является тот факт, что плавность речи является целостной непрерывной артикуляцией интонационно-логически полного сегмента говорения в течение единственного непрерывного выдоха.
Принимая во внимание тот факт, что при заикании имеется неглубокое нерегулярное дыхание, для мышц грудной клетки типично состояние чрезмерного напряжения, большинство логопедов используют диафрагмальное дыхание, часто называемое диафрагмальным, для развитию заикания. При таком типе дыхания деятельность мышц брюшного пресса особенно важна.
Постановку диафрагмального реберного дыхания стоит осуществлять в положении лежа. Оптимальное установление диафрагмального дыхания осуществляется на базе расслабления мышц.
В будущем с целью тренировки диафрагмального дыхания, его устойчивости и продолжительности используются различные игровые приемы.
Следующие рекомендации должны быть приняты во внимание:
Упражнения организованы в игровой форме, так что ребенок может произвольно осуществить более глубокий вдох и более продолжительное выдох.
Все речевые дыхательные упражнения связаны с двумя основными движениями: руки «сбоку» двигаются вперед с обхватом груди или падают из положения «вверх». Движения тела обычно связаны с нагибом вниз или в сторону.
Большинство упражнений для младших школьников подразумевают выдох при артикуляции согласных (чаще всего щелевых) или гласных, что предоставляет педагогу возможность контролировать продолжительность и непрерывность выдоха на слух, а затем формировать обратную биологическую связь у ребенка.
Заключение
Речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с продукцией устной речи. Характер речевого дыхания подчиняется внутреннему речевому программированию, что означает семантическое, лексико-грамматическое и интонационное содержание высказывания. Речевое дыхание подвержено различным речевым потокам, чередованию речевых единиц (групп слов от паузы до паузы), которые, в зависимости от содержания, могут быть длинными и короткими, медленными и быстрыми, интенсивными и спокойными, поэтому моменты вдыхания, впуска воздуха, количества, интенсивность его потребления не должны быть в одной и той же ритмической последовательности одна за другой. Простые речевые задания реализуются детьми на фоне сформированного речевого выдоха. В процессе одного речевого выдоха они произносят простые фразы из трех, четырех слов с общим словарным запасом. Короткие строки стихов произносят дети, как правило, с помощью речевого дыхания.
Во время заикания у младших школьников нарушается весь речевой процесс, нарушается последовательность речевых движений, возникает судорожность при произношении. Темп и беглость речи принудительно и внезапно прерываются либо принудительным повторением звуков и слогов, либо непроизвольными остановками (паузами), часто сопровождающимися конвульсиями речевых органов (голосовые связки, мышцы горла, язык, губы). Заикающиеся дети имеют расстройство голоса, который становится небезопасным, хриплым, слабым.
Респираторные судороги характерны для речевого дыхания во время заикания, которое может возникнуть в фазе вдоха или в случае внезапного выдоха. Нарушение речевого дыхания у детей с заиканием выражается в недостаточном количестве вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, в укороченном речевом выдохе, а также в отсутствии формирования взаимосвязанных механизмов между речевым дыханием и вокализацией. Зачастую объем выдыхаемого воздуха недостаточен для произношения всей фразы, речь прерывается, и в середине слова ребенок лихорадочно дышит. В этом случае возникают неоправданные паузы в речи и нарушение правильного и четкого произношения звука.
1 Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. – М.: Директ-Медиа. – 2008. – 1104 с.
2 Белякова, Л.И. Заикание: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – М.: В. Секачев, 1998. – 304 с.
3 Леонова, С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у младших школьников / С.В. Леонова; под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Владос, 2004. – 127 с.
4 Максимов, И. Фониатрия / И. Максимов. – М.: Медицина, 1987. – 288 с.
5 Лаврова, Е.В. Логопедия: основы фонопедии / Е.В. Лаврова. – М.: Академия, 2007. – 144 с.
6 Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека: учебное пособие / Н.И. Федюкович. – изд. 2-е. – Р-н/Д.: Феникс, 2003. – 416 с.
7 Нейман, Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.В. Нейман, М.Р. Богомильский; под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 2001. – 224 с.
8 Ингерлейб, М.Б. Путеводитель по дыхательным гимнастикам: анализ известных методик / М.Б. Ингерлейб. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 313 с.
9 Андреев, Ю.А. Твое волшебное дыхание. / Ю.А. Андреев. – СПб.: Питер, 2007. – 160 с.
10 Паров, Ю. Азбука дыхания: пер. с нем. И.Н. Громыко / Ю. Паров. – Мн.: Полымя, 1988. – 47 с.
11 Ермолаев, В.Г. Руководство по фониатрии / В.Г. Ермолаев, Н.Ф. Лебедева, В.П. Морозов. – М.: Медицина, 1970. – 272 с.
12 Белякова, Л.И. Методика развития речевого дыхания у младших школьников с нарушениями речи / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова; под ред. Л.И. Беляковой. – М.: Книголюб, 2004. – 56 с.
13 Савкова, З.В. Техника звучащего слова / З.В. Савкова. – СПб: СПбГУКИ, 1997. – 95 с.
14 Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для студентов педагогических факультетов высших учебных заведений / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Владос, 2003. – 483 с
15 Цвынтарный, В.В. Радость правильно говорить / В.В. Цвынтарный. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 111 с.
16 Беккер, К.Л. Логопедия / К.Л. Беккер, М.Н. Совак. – М.: Медицина, 1984. – 288 с.
17 Сикорский, И.А. Заикание / И.А. Сикорский. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. – 191 с.
18 Выгодская, И.Г. Устранение заикания у младших школьников в игре / И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская. – М.: Просвещение, 1984. – 175с.
19 Белякова, Л.И. Логопедия. Заикание. Хрестоматия: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 304 с.
20 Шевцова, Е.Е. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция заикания / Е.Е. Шевцова. – М.: В. Секачев, 2009. – 271 с.
21 Лосева, И.И. Теория и методика развития речи детей младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие / И.И. Лосева. – Р-н/Д: ПИ ЮФУ, 2009. – 85 с.
22 Козлянинова, И.П. Тайны нашего голоса / И.П. Козлянинова, Э.М. Чарели. – Екатеринбург. – 1992. – 320 с.
23 Лавров, Н.Н. Дыхание по Стрельниковой / Н.Н. Лавров. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 128 с.
24 Селиверстов, В.И. Заикание у детей: психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений / В.И. Селиверстов. – 4-е изд., доп. – М.: Владос, 2000. – 208 с.
25 Поварова, И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах: Практическое руководство для заикающихся и логопедов / И.А. Поварова. – СПб: Союз, 2001. – 224 с.
26 Фатеева, Н.М. Использование дыхательных методик для формирования речевого дыхания у детей с псевдобульбарной дизартрией / Н.М. Фатеева [и др.] // Специальное образование. – 2010. – № 2. – С. 44 – 50.
27 Щетинин, М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой / М.Н. Щетинин. – М.: Метафора, 2006. – 128 с.
28 Янушко, Е. Развитие речевого дыхания / Е. Янушко // Практическая психология и логопедия. – 2009. – № 3. – С. 39 – 51.
29 Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у младших школьников: книга для логопедов / Г.А. Волкова. – СПб.: Детство-Пресс, 2003. – 240 с.
30 Янушко, Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет / Е. Янушко. – М.: Теревинф, 2007. – 232 с.
31 Набиева, Т.Н. Пути устранения мышечной патологии при заикании / Т.Н. Набиева // Дефектология. – 2000. – № 6. – С. 28 – 36.
32 Яковлев, С.Б. Логопедическая работа по развитию заикания младших школьников / С.Б. Яковлев // Практическая психология и логопедия. – 2006. – № 4. – С. 37 – 40.
33 Шевцова, Е.Е. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция заикания / Е.Е. Шевцова. – М.: В. Секачев, 2009. – 271 с.
34 Соломатина, Г.Н. Нормализация функции дыхания у детей с врожденными расщелинами нёба / Г.Н. Соломатина // Логопед. – 2004. – № 1. – С. 17 – 25.
35 Меньшикова, Г.В. Лучшие дыхательные гимнастики для вашего здоровья / Г.В. Меньшикова. – СПб.: Сова. – 2008, – 64 с.
36 Шабала, Я. Заикание: причины и коррекция / Я. Шабала // Пралеска. – 2006. – № 7. – С. 46 – 50.
37 Лаврова, Е.В., Филимонова В.И. Исследование состояния голоса у заикающихся младших школьников / Е.В. Лаврова, В.И. Филимонова // Заикание: прблемы теории и практики – Прометей, 1992. – С. 107-113.