ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Известно, что фундамент здоровья закладывается в детском возрасте. Основную информацию о здоровом образе жизни и гигиенических навыках дети получают в младшем школьном возрасте. Начальной школе принадлежит решающая роль в создании основ гигиенических навыков и культуры здоровья всего подрастающего поколения. Вопрос формирования гигиенических представлений младших школьников представляется крайне актуальным как вопрос сохранения здоровья подрастающего поколения.
Гигиена детей и подростков призвана обосновывать и разрабатывать профилактические мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Эта дисциплина изучает влияние различных факторов окружающей среды, анализирует, оценивает и прогнозирует их воздействие на растущий организм. На основе научных данных разрабатываются гигиенические нормативы, санитарно-гигиенические и санитарно-противоэпидемические правила и нормы, обосновываются лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия, направленные на снижение заболеваемости, совершенствование функциональных возможностей, повышение работоспособности и гармоническое развитие детей и подростков.
Основной задачей гигиенического воспитания детей младшего школьного возраста является сообщение им элементарных гигиенических сведений и формирование на их основе умений, навыков и привычек, а также воспитание культуры поведения. Гигиенические представления младшего школьника формируются в урочной и внеурочной деятельности. Важное место в формировании гигиенических представлений младшего школьника занимает предмет «Человек и мир».
Объект исследования – гигиенические представления младшего школьника.
Предмет исследования – формирование у младших школьников гигиенических представлений в процессе изучения предмета «Человек и мир».
Цель работы – изучить возможности предмета «Человек и мир» в формировании гигиенических представлений у младших школьников.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
1) рассмотреть сущность категорий «представление», «гигиена», «гигиеническое воспитание»;
2) выявить основные методы формирования представлений о гигиене;
3) определить роль знаний о гигиене в целостном представлении младших школьников по предмету «Человек и мир»;
4) провести анализ содержания материала, ведущие приёмы и методы представлений о гигиене;
5) рассмотреть методику работы над понятиями и представлениями о гигиене у младших школьников в процессе изучения предмета «Человек и Мир».
Методы исследования – анализ психолого-педагогической литературы, изучение передового педагогического опыта; анализ программ воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, сравнительно-сопоставительный.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
1.1. Сущность категорий «представление», «гигиена», «гигиеническое воспитание»
Мышление является основой знаний. В процессе отражения окружающей действительности различается сенсорное и логическое познание, и первым шагом в усвоении знания является восприятие отдельных фактов или явлений. Применительно к познанию младших школьников о природе процесс восприятия предметов или явлений природы осуществляется через формирование их ощущений, основанных на деятельности органов чувств ребенка. В мозге происходит отражение индивидуальных свойств, внешних аспектов объектов, явлений, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Из ощущений возникает восприятие, при котором ученик уже отражает совокупность свойств, характерных для данного объекта, «строит» чувственно-визуальный образ. Восприятие отражает объект в целом, во взаимосвязи его особенностей. Объект, который высвобождается во время восприятия, вызывает наибольшее возбуждение в коре головного мозга, в полушариях головного мозга и в других отделах в это время происходит торможение; поэтому другие объекты, окружающие выделение, нечетко воспринимаются как фон.
Объект или явление можно восстановить в памяти, запомнить. Затем создаются представления. Представления в науке определяются как чувственно-живое изображение предметов и явлений реальности, сохраняемое в уме и без непосредственного влияния самих предметов и явлений на чувства. Они появляются не сразу и не в готовом виде, а формируются, постепенно совершенствуются, изменяются под воздействием новых, целенаправленных актов восприятия. Представления, возникающие у детей в сознании в виде зрительных образов, носят специфический характер, однако эти образы могут отражать незначительные признаки, так как часть ощущений пропускается. Они могут быть сформированы не только на основе непосредственного наблюдения, но и в результате воображения ребенка, работы с учебником и наглядными пособиями.
Возникающие на основе ощущений и восприятий, являющиеся формой более обобщенного, но в то же время визуального, чувственного отражения окружающей природы, идеи служат переходной стадией к высшей форме познания - абстрактному мышлению, которое опирается на система взаимосвязанных понятий.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА УРОКАХ ЦИКЛА «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1. Анализ содержания материала, ведущие приёмы и методы представлений о гигиене
Как указано в учебной программе [20], учебный предмет «Человек и мир» состоит из трех основных компонентов: «Природа и человек», «Человек и его здоровье», «Человек и общество».
Целью предмета «Человек и мир» является формирование начальных знаний о природе, обществе и человеке, основах экологической культуры и здорового образа жизни, гражданского воспитания сучащихся.
Достижение этой цели включает в себя следующие задачи:
• формирование элементарных представлений об объектах и явлениях природы и общественной жизни, приводящих учащихся к элементарному пониманию отношений в системе «природа - человек - общество» и осознанию их места во внешнем мире;
• формирование первоначальных представлений и элементарных представлений об историческом пути белорусского народа на основе знакомства с личностями и важнейшими событиями отечественной истории;
• воспитание патриотизма, национальной идентичности, гуманного отношения ко всему живому, развитие потребности в познании природы и уважения к ней;
• формирование нравственных качеств личности на основе усвоения знаний о нормах и правилах человеческого общества;
• формирование представления о том, что человек является частью природы, а его здоровье и жизнь во многом зависят от состояния окружающей среды; создание условий для развития необходимых навыков и навыков здорового образа жизни;
• формирование опыта интеллектуальной и творческой деятельности, развитие познавательного интереса к изучению предмета и учебной деятельности;
• формирование общеобразовательных и предметных навыков, необходимых для дальнейшего усвоения систематических знаний по биологии, географии, обществознанию и истории [20].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
3адача гигиенического воспитания и обучения школьников начальных классов – закрепление гигиенических знаний, умений и навыков, приобретенных в дошкольном возрасте. Необходимо также углубление знаний об основах гигиены, охраны здоровья, доступных для понимания и активного усвоения детьми данной возрастной группы.
Воспитание гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от младших школьников точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
На уроках предмета «Человек и мир» младший школьник получает основные гигиенические представления: о личной гигиене, о режиме дня, а также о необходимости следить за своим здоровьем, соблюдать гигиенические процедуры. При работе над понятиями и представлениями о гигиене на уроках «Человек и мир» используются разнообразные методы, приемы и средства обучения. Первостепенное значение придается наблюдениям в природе, практическим работам, демонстрационным и лабораторным опытам, решению ситуативных задач. Особое место в учебном процессе отводится игровой деятельности, направленной не только на усвоение предметных знаний и умений, но и на развитие познавательных процессов (способов логического мышления, восприятия, памяти, воображения), сохранение и поддержание работоспособности учащихся, обеспечение их потребности в общении и физической активности, снятие физического и психического напряжения, используются также методы и приемы, способствующие усилению эмоционального восприятия учащимися учебного материала, интеграции интеллектуального и эмоционального компонентов в обучении.
Таким образом, с целью формирования гигиенических навыков младшего школьника используются разнообразные методы и приемы, позволяющие в доступной для младшего школьника игровой форме закрепить и расширить гигиенические представления младшего школьника.