1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОК «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»
1.1. Понятие «здоровый образ жизни»
1.2. Задачи и содержание учебного предмета «Человек и мир» в начальных классах и компонента «Человек и его здоровье» в третьем классе
1.3. Специфика методов, приемов, средств обучения по ОК «Человек и его здоровье»
2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ КОМПОНЕНТА «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»
2.1. План-конспект урока по изучению компонента «Человек и его здоровье»
2.2. Анализ проведенного урока
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время вопрос сохранения здоровья особенно важен. Это обусловлено условиями современной жизни человека и общества в целом.
В организме человека всё взаимосвязано, как и в природе. Все части тела тесно связаны между собой, они работают в гармонии, выполняют определенные функции и постоянно взаимодействуют друг с другом. Поэтому очень важно иметь хорошее здоровье и сохранять его, как можно дольше. Каждому человеку необходимо иметь элементарные знания о своем здоровью, о том, как устроен собственный организм.
Процесс формирования элементарных представлений о здоровом образе жизни является важной задачей образования. В системе современного образования все больше внимания уделяется пропаганде здорового образа жизни. Под здоровье понимается не только физическое, но и психическое, нравственное как основной показатель качества человеческой жизни.
Дети младшего школьного возраста начинают интересоваться тем, как работает их тело. Им интересно узнавать, как где расположены органы, какие функции они выполняют, что необходимо предпринимать, чтобы сохранить свое здоровье. Учителям необходимо воспользоваться этой любознательностью и дать учащимся необходимые знания.
Для того, чтобы процесс получения знаний был интереснее, эффективнее, учитель должен использовать различные методы, приемы и средства обучения, эффективность которых при изучении компонента «Человек и его здоровье» рассматривается в данной работе.
Главное место в организации учебного процесса отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Для этого необходимы соответствующие материальные условия: оборудование рабочего места ученика, наличие приборов и инструментов (лупа, компас и т.д.), наличие тетрадей, атласов, наглядных материалов, макетов, справочников других источников информации. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОК «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»
1.1. Понятие «здоровый образ жизни»
Объяснить что такое здоровый образ жизни в нескольких словах невозможно. Существует множество определений понятия «здоровый образ жизни», но все они схожи по смыслу. Здоровый образ жизни – это такой образ жизни человека, целью которого является сохранение здоровья, профилактика болезней, укрепление организма, достижение долголетия и полноценное выполнение социальных функций. Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого человека. Отсутствие здорового образа жизни наоборот влечёт за собой огромное количество проблем, которые отражаются на самочувствии человека.
Здоровый образ жизни – предпосылка и необходимое условие для:
- полноценного развития различных сторон человеческой жизнедеятельности;
- достижение человеком активного долголетия;
- активного участия человека любого возраста в социальной, трудовой, семейной деятельности.
Здоровый образ жизни – это «образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье» [1, с. 187].
Существует три вида здоровья:
- физическое,
- психическое,
- нравственное (социальное).
Под физическим здоровьем понимается естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ КОМПОНЕНТА «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»
2.1. План-конспект урока по изучению компонента «Человек и его здоровье»
Для изучения эффективности методов изучения компонента «Человек и его здоровье» нами был разработан детальный план-конспект урока по теме «Кожа».
Данный урок был опробован в 3 «А» классе средней школе №24 г. Минска.
Тема урока «Кожа»
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «кожа», ее строение и функциями кожи
Задачи:
Образовательные: выделить значение кожи в приспособлении организма к окружающей среде
Развивающие: развивать интеллектуальные и практические умения детей; развивать навыки, связанные с заботой о собственном здоровье;
Воспитательные: прививать любовь и заботу о собственном здоровье; воспитывать культуру общения, уважение к мнению одноклассника, чувство ответственности.
Методы: словесный (беседа, рассказ учителя), наглядный (работа с изображениями), практический.
Приемы: чтение вслух, составление логических цепочек, выполнение логических тестовых заданий
Оборудование: лупа, картинки по теме, зеркальце
Структура урока:
1) Организационный момент
2) Объяснение материала
3) Закрепление материала
4) Рефлексия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирования представлений о здоровом образе жизни – это долгий и трудный процесс педагогического воздействия на человека. Это процесс продолжается на протяжении всего его роста и развития, становления его личности, характера, в том числе формирование установки на здоровый образ жизни. От того, что будет заложено в человеке с самого раннего детства, во многом будут зависеть его мировоззрение, культура и образ жизни.
Компонент «Человек и мир» включает в себя элементарные сведения о строении организма человека, которые необходимы для осознанного усвоения учащимися знаний о нормах и правилах здорового образа жизни. В процессе изучения данных тем происходит формирование здорового образа жизни как гармоничного единства физического, социального, нравственного, интеллектуального и эстетического здоровья личности, экологической культуры.
Учащиеся усваивают такие понятия:
- питание и здоровье,
- гигиена питания,
- роль физической активности и трудовой деятельности человека в физиологическом и умственном развитии,
- значение эффективного отдыха для здоровья,
- профилактика инфекционных заболеваний,
- профилактика травматизма,
- профилактика кожных заболеваний
Прочные и сформированные умения в единстве со знаниями являются взаимодополняющими компонентами, определяющими приобщение детей к здоровому образу жизни.
Содержание компонента «Человек и его здоровье» подразумевает использовать в процессе обучения учащихся различные методы:
- словесные (беседа, рассказ),
- наглядные (демонстрации макетов, работа с изображениями),
- практические (проведение экспериментов, наблюдение).
1. Дубровский, В. Гигиена физического воспитания и спорта / В. Дубровский. – М.: Владос, 2003. – 512 с.
2. Шухатович, В.Р. Здоровый образ жизни / В.Р. Шуханович // Энциклопедия социологии. – Минск.: Книжный Дом, 2003. – 435 с.
3. Баранова, Л.И. Методика преподавания предмета «Человек и мир» / Л.И. Баранова, Т.А. Соколова. – Минск : БГПУ, 2016. – 104 с.
4. Трафимова, Г.В. Человек и мир, учебник для 3 класса / Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. – Минск : 2018. – 144 с.
5. Концепция учебного предмета «Человек и мир». I ступень общего среднего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://www.adu.by/uchitelu/kontseptsii-uchebnych-predmetov. – Дата доступа:
6. Аквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г.Н. Аквилеева, З.А. Клепинина. – М., 2001. – С. 208-234.
7. Клепинина, З.А. Практикум по методике преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. – М.: Академия, 2008.-142 с.
8. Минаева, В.М. Экологическое воспитание в начальных классах / В.М. Минаева, И.А. Шарапова. – Минск: Нар. Асвета, 1998. – 112 с.
9. Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 496 с.