Введение
1 Понятие «социальный пакет»: специфика, характеристика, функции
1.1 Специфика определение понятия «социальный пакет»
1.2 Принципы составления, функции и классификация социальных пакетов
2 Социальные пакеты в системе социальной ответственности организации: зарубежный и белорусский опыт
2.1 Зарубежный опыт использования социальных пакетов в организациях
2.2 Социальные пакеты белорусских компаний как эффективный механизм поощрения и мотивации сотрудников
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Достойная оплата труда является одним из основных критериев, на который ориентируются потенциальные соискатели, выбирая новое место работы. Уровень заработной платы чаще всего компенсирует работнику затраченные усилия, мотивирует его и вдохновляет к более усердному выполнению своих обязанностей. Но деньги уже давно не могут являться единственным источником стимулирования работника, поэтому с каждым годом предложения работодателей становятся все более привлекательными, что создает на рынке труда конкурентную ситуацию. На сегодняшний день в предложениях о работе практически всегда присутствует такое понятие, как «социальный пакет».
Как показывает практика, не каждый работник правильно понимает суть данного термина, что вызывает иногда недопонимание между ним и нанимателем. Между тем социальный пакет часто является достаточно эффективной формой социальной защиты работников предприятия, поэтому изучение данной темы и анализ конкретных примеров на рынке труда Республики Беларусь является актуальным.
Объект исследования – социальный пакет.
Предмет исследования – особенность содержания и формирования социального пакета.
Цель работы – рассмотреть особенности и характеристики социального пакета предприятия как эффективной формы социальной защиты персонала.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть определения понятия «социальный пакет» и его характеристики.
2. Изучить принципы составления, функции и классификацию социальных пакетов.
3. Проанализировать зарубежный опыт и результаты использования социальных пакетов в организациях (на примере компаний Facebook, Apple, Google).
4. Рассмотреть белорусский опыт использования социальных пакетов в крупных организациях (на примере компаний EPAM, IBA Group, Wargaming).
Некоторые исследователи уделяли достаточно внимания изучению данной темы, например, Е. А. Киселёва, Е. В. Афанасьева, М. В. Кравец, В. В. Подгруша.
Работа состоит из Введения, основной части, которая включает 2 главы, по 2 подраздела в каждой, Заключение, Список использованных источников.
1 ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНЫЙ ПАКЕТ»: СПЕЦИФИКА, ХАРАКТЕРИСТИКА, ФУНКЦИИ
1.1 Специфика определение понятия «социальный пакет»
Внедрение механизмов социальной защиты персонала в первую очередь направлено на повышение эффективности использования человеческих ресурсов на предприятии. Политика компании, проводимая в данной сфере, направлена в первую очередь на снижение текучести среди кадров и привлечение высококвалифицированных специалистов. Все это, в конечном счете, сказывается на результатах деятельности организации, поэтому правильное стимулирование работников среди прочего является важным аспектом результативности. Для того чтобы правильно понять специфику и характеристику такого понятия, как социальный пакет, необходимо определить, что именно в современном правоведении понимается под данным термином.
Некоторые исследователи (А. Скакодуб, Л. С. Морозова, Е. Тяжельникова, Ю. В. Мурашова) в своих трудах обращают внимание на то, что понятия «социальный пакет» и «компенсационный пакет» могут пониматься как одно и то же. Ряд других исследователей (А. П. Левченко, Е. Лановенко, Е. А. Киселёва, Л. С. Бабынина, Ю. Н. Талышева) говорят, что понятие компенсационного пакета шире, чем социального.
Проблеме определения понятия «социальный/компенсационный пакет» посвящена статья Е. А. Киселёвой «Компенсационный пакет: к вопросу об определении понятия». В данной работе говорится, что несмотря на довольно частое употребление термина в научном сообществе, единого определения и значения так и не выбрано. Можно выделить два подхода к определению понятия «социальный пакет»:
1.Это социальные льготы и выплаты, как предусмотренные, так и не предусмотренные законодательством, предоставляемые в качестве добровольно взятых на себя обязательств.
2 СОЦИАЛЬНЫЕ ПАКЕТЫ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И БЕЛОРУССКИЙ ОПЫТ
2.1 Зарубежный опыт использования социальных пакетов в организациях
Как показывают исследования и анализ тенденций на международном и белорусском рынке, несмотря на заметный рост затрат на социальные льготы и гарантии персоналу, в большинстве компаний соцпакет понимается как сложившаяся исторически статья расходов, которая помогает конкурировать на рынке труда. В такой ситуации для работодателей становится насущным вопрос о том, как превратить социальный пакет из просто статьи дополнительных расходов компании в ресурс, который может быть использован для повышения мотивации сотрудников предприятия и привлечения новых высококвалифицированных кадров. Кроме того, это также способствуют укреплению имиджа компании среди других работодателей, повышению лояльности к ней, стимулированию труда. На сегодняшний день в мировой практике сложились несколько подходов к пониманию социального пакета.
Согласно первому подходу, социальный пакет рассматривается как инструмент управления персоналом[14].
В рамках данного подхода особое значение придается социальным льготам, которые работодатель предоставляет своим сотрудникам сверх требований законодательства. «Соцпакет рассматривается как инструмент для решения целого ряда задач, например, повышения привлекательности работодателя, удержания работников и сохранения контролируемого уровня текучести кадров, повышения мотивации и управления производительностью труда, снижения уровня абсентизма (отсутствия на рабочем месте), обеспечения благоприятного социально-психологического климата, формирования в сотрудниках положительного отношения к организационным изменениям», – отмечают И. Скитяева и Е. Чернова [14].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальный пакет является в современном мире обязательным элементом системы управления персоналом и социальной защиты сотрудников, поэтому с каждым годом компании все больше внимания уделяют этому. Наличие социального пакета не просто дополнение к заработной плате, а обязательное условие, которое должно соблюдаться на любой предприятии. Проведя исследования теоретических положений по данному вопросу и рассмотрев конкретные примеры применения социального пакета в компаниях, мы пришли к следующим выводам:
1. Понятию «социальный пакет» не дается определения в законодательных и нормативных правовых актах Республики Беларусь, как и нет единого общепринятого определения среди экономистов и ученых. Тем не менее, проанализировав несколько определений, наиболее часто встречающихся в литературе, можно сказать, что все они так или иначе отражают основную суть понятия.
2. Социальный пакет является в настоящее время важным инструментом управления персоналом и широко используется на предприятиях. Он может состоять как из стандартных льгот и социальных гарантий, предусмотренных законодательными и нормативными документами, так и быть дополнен иными видами мотивации и поощрения сотрудника, которые добавляются на усмотрение руководства компании. Есть даже целый ряд рекомендаций, которые помогают в этом, например, рекомендации государственных органов или специальные «шпаргалки», разработанные бухгалтерскими фирмами.
В соответствии с этим существует и ряд принципов, которые лежат в основе формирования социального пакета на предприятии. Чаще всего именно на основе принципов и подходов составляется классификация и выделяются виды соцпакетов. А на основании задач, которые должен выполнять соцпакет на предприятии, формулируются основные функции: воспроизводственная и функция обеспечения кадровой безопасности.
3. Как мы видим, зарубежный опыт применения социального пакета показывает, что он действительно может выступать как эффективное средство управления и социальной защиты персонала. Финансовое благополучие и общая удовлетворенность сотрудника, как показывает практика, во многом обуславливают уровень его производительности и успешности, а от него, в свою очередь, зависят и результаты деятельности всей компании в целом. Поэтому затраты, которые необходимы для предоставления сотрудникам льгот и гарантий, оправдывают себя. Кроме того, социальный пакет является важным элементом социальной политики компании, которая несет перед своими сотрудниками ответственность.
4. В последние годы расширенные социальные пакеты все чаще применяются руководством компаний, т.к. среди основных тенденций рынка труда можно выделить рост конкуренции среди работодателей. Кроме того, хороший социальный пакет в значительной степени помогает снизить текучесть кадров, что в итоге положительно сказывается на общих результатах работы как отдельно взятого сотрудника, так и всей компании в целом. Крупные компании уделяют много внимания удовлетворенности своих сотрудников. Уровень зарплаты теперь не является единственным фактором, который соискатель учитывает при выборе места работы. Поэтому компании тщательно подходят к вопросу формирования социального пакета и его содержания, а в некоторых особо крупных, например, даже созданы специальные отделы, занимающиеся этими вопросами, как в компании Wargaming.
1 О нормативных правовых актах Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З : с изм. и доп. от 2 июля 2009 г. № 31-З // Pravo.by / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2018
2 О социальном пакете [Электронный ресурс] : письмо М-ва труда и соц. защиты, 21 окт. 2011, № 09-1-17/5555п // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012
3 Примерный перечень трудовых и социальных гарантий («социальный пакет»), рекомендуемых для включения в коллективные договоры, иные локальные нормативные правовые акты организаций, контракты в целях закрепления в организациях республики высококвалифицированных работников (с изменениями от 20.09.2011) [Электронный ресурс] // Комитет по труду, занятости и социальной защите Брестского исполкома. – Режим доступа: http://www.komtsz.gov.by/index.php/trudovye-otnosheniya-i-demografiya/sotsialnoe-partnerstvo/255-primernyj-perechen-trudovykh-i-sotsialnykh-garantij-sotsialnyj-paket-rekomenduemykh-dlya-vklyucheniya-v-kollektivnye-dogovory-inye-lokalnye-normativnye-pravovye-akty-organizatsij-kontrakty-rabotnikov.html. – Дата доступа: 20.12.2018
4 Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 26 июля 1999 г. № 296-З: принят Палатой представителей 8 июн. 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июн. 1999 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018
5 Афанасьева, Е. В. Социальный пакет работников в современном российском обществе: сущность, содержание, классификация, подходы к формированию [Электронный ресурс] / Е. В. Афанасьева // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(9). – Режим доступа: https://sibac.info/studconf/science/ix/62822. – Дата доступа: 19.12.2018.
6 Афанасьева, Е. В. Инновационный подход к формированию социального пакета в компаниях: зарубежный опыт и российская практика / Е. В. Афанасьева // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки : сб. ст. по материалам XLVI Междунар. студ. науч.-практ. конф. – Новосибирск : АНС «СибАК», 2016. – С. 61–66
7 Белоус, С. Квартира, медстраховка и абонемент в спортзал. Какие «плюшки» белорусам раздают на работе? [Электронный ресурс] / С. Белоус // TUT.by. Белорусский портал. – Режим доступа: https://news.tut.by/society/433652.html. – Дата доступа: 21.12.2018
8 Долгополова, И. В. Эффективность фирменного социального пакета: мнение сотрудников / И. В. Долгополова // Научный журнал НИУ ИТМО. – СПб. : НИУ ИТМО, 2015. – №1. – С. 48–54
9 Киселёва, Е. А. Компенсационный пакет: к вопросу об определении понятия [Электронный ресурс] / Е. А. Киселёва // Baikal Research Journal. – 2013. – № 3. – Режим доступа: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=18116. – Дата доступа: 19.12.2018
10 Кравец, М. В. Гибкий подход к организации социального пакета сотрудников организации / М. В. Кравец // Государственное управление. Электронный вестник. – М. : Факультет государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова, 2015. – № 50. – С. 137–151
11 Мустаева, Ф. А. Социальная политика на промышленном предприятии. Учебно-методическое пособие / Ф. А. Мустаева. – Магнитогорск : МГУ, 2013. – 37 с
12 Подгруша, В. В. Социальный пакет: правовая природа [Электронный ресурс] / В. В. Подгруша // Отдел кадров. – Режим доступа: https://otdelkadrov.by/number/2014/10/10201409/. – Дата доступа: 19.12.2018.
13 Расширенный социальный пакет для сотрудников [Электронный ресурс] // Делай свое дело. – Режим доступа: https://www.dsvd.by/assets/files/shpargalka_N23_rasshirennyj-socialnyj-paket-dlya-sotrudnikov.pdf. – Дата доступа: 19.12.2018
14 Скитяева, И. Социальный пакет: статья расходов или инструмент управления? [Электронный ресурс] / И. Скитяева, Е. Чернова // Корпоративный менеджмент. – Режим доступа: http://www.cfin.ru/press/zhuk/2005-12/8.shtml?printversion. – Дата доступа: 20.12.2018
15 Социальная ответственность [Электронный ресурс] // IBA Belarus. – Режим доступа: http://iba.by/team/csr/progIBA/. – Дата доступа: 21.12.2018
16 Социальный пакет [Электронный ресурс] // EPAM. – Режим доступа: https://careers.epam.by/careers/benefits. – Дата доступа: 21.12.2018
17 Социальный пакет в Facebook: для работы без забот [Электронный ресурс] // Mojazarplata.by. – Режим доступа: https://mojazarplata.by/obrazovanie-karera/socialqny-paket-v-facebook-dlja-raboty-bez-zabot. – Дата доступа: 21.12.2018.