Актуальность нашей работы состоит в том, что у детей в младшем школьном возрасте, которые имеют тяжелые нарушения речи, отмечаются дисграфические нарушения, они испытывают значительные трудности в слуховом, зрительном анализе, а моторную работу руки в процессе письма также нужно контролировать. К тому же, с точки зрения, логопсихологии, отмечается тот факт, что, дисграфия часто сопровождается неустойчивостью внимания и быстрой утомляемостью.
Дисграфия, несомненно, приводит к неуспеваемости в образовательном процессе. Анализ литературы по проблемам неуспеваемости учащихся с ТНР, позволяет выделить два направления исследований:
- Н.Г. Андреева [3], А.Н. Корнев [10], Д.Б. Эльконин [25] и др. в своих исследованиях делали акцент на изучение психофизических и психологических механизмов проявления дисграфии;
- Р.И. Лалаева [11], Р.Е. Левина [12], И.Н. Садовникова [18], Л.Ф. Спирова [20] и др. в работах затрагивают педагогический аспект преодоления затруднений в сформировании навыков чтения и письма у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Несмотря на то, что теоретическое обоснование коррекционной работы с учащимися по устранению дисграфии, является актуальной проблемой, система коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста недостаточно разработана. Современные подходы к образованию детей с тяжелыми нарушениями речи требуют новых форм и методов обучения детей и коррекции различных нарушений.
Наша работа будет посвящена изучению методики коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования – процесс коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Нарушения процесса овладения письменной речью дошкольниками и младшими школьниками рассматриваются в различных аспектах: клиническом (Е.А. Логинова, С.Н. Шаховская), психологическом (А.Н. Корнев), нейропсихологическом (Т.В. Ахутина), психолингвистическом (Р.Е. Левина), педагогическом (Л.Н. Ефименкова, Н.А. Никашина, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, Л.Ф. Спирова, О.А. Токарева, М.Е. Хватцев, А.В. Ястребова и др.) [13; 6; 10; 4; 12; 8; 16; 17; 18; 20; 22; 25].
По мнению некоторых авторов (О.И. Азова, Р.И. Лалаева и др.) расстройства письма (дисграфии) приводят к нарушениям в овладении орфографией, часто являются причиной неуспеваемости, а также отклонений в формировании личности ребенка [1, с. 41; 11, с. 62].
Содержание термина «дисграфия» в современной литературе определяется по-разному. Приведем несколько наиболее распространенных определений:
- это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма [11, с. 37].
- частичное расстройство письма (у младших школьников - трудности овладения письменной речью), основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок [18, с. 22].
стойкая неспособность овладеть навыками письма по правилам графики (т. е. руководствуясь фонетическим принципом письма) несмотря на
Изучение особенностей коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи проводилось на базе ГУО «Специальная общеобразовательная школа для детей с тяжелыми психическими нарушениями (трудности в обучении) г. Могилева». В исследовании принимали участие 11 человек, учащиеся III класса. Возраст детей – 9-10 лет.
Цель эксперимента – выявление состояния письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и разработка мероприятий по устранению дисграфии.
В ходе эксперимента были поставлены следующие задачи:
1. Подобрать диагностические методики для выявления состояния развития дисграфии у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
2. Провести исследование развития письменной речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
3. Провести количественный и качественный анализ результатов исследования.
Для проведения исследования нарушений письменной речи и развития дисграфии у детей младшего школьного возраста с ТНР, мы использовали:
Методику «Слуховой диктант», предложенную И.Н. Садовниковой.
Цель: выявление специфических ошибок письма, связанных с нарушением фонематического восприятия через зрительный контроль.
Речевой материал, представленный в Приложении А, соответствует следующим требованиям:
Понятие дисграфия достаточно сложное. Его рассматривают с нескольких позиций: ее проиcхождение связывают с нарушением высших психических функций (психический и психологический подходы); с недостатком педагогического внимания (педагогический подход); с функциональными нарушениями (клинический подход).
В всех случаях дисграфия отличается рядом характерных признаков: трудности в овладении письмом, нарушение формирования процесса письма, неумение применять орфографические правила.
Специфика проявления дисграфии у младших школьников с ТНР заключается в том, что для обучения письму таким детям необходимо учитывать их логопатологические особенности.
В научной литературе выделяются несколько этапов коррекции дисграфии, в процессе которых происходит формирование письменной речи от буквы к предложениям.
Экспериментальное исследование показало, что у большинства младших школьников с ТНР достаточно четко выражены признаки дисграфии, которая нуждается в систематической коррекционной работе.
Мы полагаем, что наиболее эффективной может стать коррекционная работа, включающая следующие этапы:
- коррекция ошибок письма на уровне буквы;
- коррекция ошибок письма, связанных с фонематическим восприятием;
- коррекция ошибок письма на уровне слога;
- коррекция ошибок письма на уровне слова;
- коррекция ошибок письма на уровне словосочетания;
- коррекция ошибок письма на уровне предложения;
- коррекция ошибок письма на уровне текста.
1. Азова О.И. Диагностический комплект. Логопедическое обследование младших школьников. – Часть 1 – М.: ТЦ Сфера, 2011. - 64 с.
2. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Ананьев // Начальная школа. 1999. – ISSN 1617-2736
3. Андреева, Н.Г. Развитие письменной связной речи младших школьников с нарушением чтения и письма/ Н.Г. Андреева // Шк. логопед. - 2008. – №1. – С. 29-41.
4. Ахутина, Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика / Т.В. Ахутина // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции. – М.- Воронеж, 2001. – 270 с.
5. Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи: учебно-методическое пособие для учителей-деффектологов дошкольных учреждений / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2010 – 152 с.
6. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. и др. Логопедия // Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 232 с.
7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. / Выготский Л.С. / Т. 2, 3, 5. – М., 1983.
8. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 232 с.
9. Иваненко, С.Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников (логопедический аспект) / С.Ф. Иваненко // Дефектология. – 1994. – №1. – С. 52-55.
10. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / Корнев А.Н. – СПб.: Речь, 2003.
11. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. пособие для учителя-логопеда. / Р.И. Лалаева – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 240 с.
12. Левина, Р.Е. Нарушение чтения и письма у детей. // Хрестоматия по логопедии. – М,: ВЛАДОС, 2001 – 423 с.
13. Логинова, Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой. – СПб., 2004. – 300 с.
14. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии /А.Р. Лурия – М.: Изд-во МГУ., 2001 – 448 с.
15. Ляудис, В.Я. О структуре мнемического действия / В.Я. Ляудис // Сб. Проблемы инженерной психологии, вып. 3. Психология памяти / Под ред. П.И. Зинченко. – Л., 1965. – С. 175-207.
16. Никашина, Н.А. Нарушения письменной речи у младших школьников. / Н.А. Никашина – М., 2004. – 265 с.
17. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей./ Л.Г. Парамонова – СПб.: Издательство «Союз», 2004. – 170 с.
18. Садовникова, И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников / И.Н. Садовникова – М., 2003. – 296 с.
19. Сиротюк, М.В. Смешанная дисграфия - миф или реальность? / М.В. Сиротюк // Дефектология. - 2006. - №2. - С. 26-30.
20. Спирова, Л.Ф., Ястребова, А.В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ. / Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. // Дефектология. – 1988. – №5. – С. 37-42.
21. Токарева, О.А. Дизартрии. – В кн.: Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М., 1969.
22. Хватцев, М.Е. Логопедия. – Книга 1 / М.Е. Хватцев – М.: Владос, 2009. - 272 с.
23. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. / Л.С. Цветкова – М., 1997. – 140 с.
24. Эльконин Д.Б. Избранные произведения. – М.: Просвещение, 2000. – Т.1.
25. Ястребова, А.В., Бессонова, Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе – М.: «Когито-Центр», 1996 - 47 с.