ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Особенности развития ловкости в дошкольном возрасте
1.2 Психофизиологические основы развития ловкости в дошкольном возрасте с применением белорусских игр
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. БЕЛОРУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Констатирующий этап исследования
2.2 Разработка программы развитие ловкости дошкольников с помощью белорусских народных игр
2.3 Контрольный этап исследования
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ВВЕДЕНИЕ
В современной жизни возникают ситуации, которые требуют проявления внимания, быстроты реакции, находчивости, уверенности, настойчивости, самостоятельности, точности движения, координации и многое другое. Все эти качества и способности являются составной частью физического такого физического качества как ловкость.
Актуальность исследования данной темы заключается в том, что в детском возрасте формируются жизненно важные физические качества. Ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Подвижные игры, построенные на движениях, требующих большой затраты энергии, усиливают обмен веществ в организме. Они оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребенка. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность, настойчивость и ловкость.
В исследованиях Е.Н. Вавиловой о развитии физических качеств у детей говорится, что о высоком уровне развития ловкости свидетельствует хорошее выполнение детьми движений с меняющимися условиями или осложненных дополнительными заданиями. Отечественные педагоги Е.Н. Водовозова, П.Ф Каптерев, П.Ф. Лесгафт, К.Д. Ушинский и др., считали подвижные игры эффективным средством в развитие физических качеств детей. Вопросы теории и методики подвижной игры разрабатывались Д.Б. Элькониным, А.А. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Н.Н. Поддъяковым, А.И. Быковой, М.М. Конторович, Л.И. Михайловой, Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеевой, Л.В. Артамоновой и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Особенности развития ловкости в дошкольном возрасте
В настоящее время в научной среде активно изучаются проблемы физического воспитания в сфере дошкольного образования. В контексте этого особую актуальность приобрели вопросы формирования и развития психофизических качеств ребенка, как основной цели физического воспитания. Исследователи отмечают, что проблема физического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства.
Вопросы формирования и развития такого сложного психофизического качества, как ловкость, рассматривались теоретиками с различных сторон, однако до настоящего времени возникают дискуссионные вопросы. Наиболее обстоятельное изучение ловкости, как психофизической характеристики человека принадлежит выдающемуся физиологу Н.А. Бернштейну. По мнению исследователя, «двигательная ловкость представляет собой своего рода простейшую форму двигательной находчивости, которая постепенно перерастает в умственную находчивость» [3, с. 73]. Также исследователь отмечал, что умственная находчивость должна справляться с любой возникающей двигательной задачей и действовать в следующих направлениях:
- правильность;
- рациональность;
- скорость;
- находчивость.
Существует множество определения понятия «ловкость». Рассмотрим их более подробно.
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
Ловкость – это способность человека быстро приобретать навыки новых движений, а также мгновенно перестраивать двигательную систему в зависимости от обстановки и в соответствии с требованиями внезапно изменившейся ситуации. Наиболее активно процесс развития ловкости проходит в старшем дошкольном возрасте. Именно в этот период можно значительно развить основные физические способности и функциональные возможности ребенка.
Одним из наиболее эффективных методов развития ловкости у дошкольников являются подвижные игры. Они развивают координацию, точность и соразмерность движений, анализаторные системы. В подвижных играх приобретаются навыки быстрых и эффективных движений в неожиданно сложившейся ситуации.
ГЛАВА 2. БЕЛОРУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Констатирующий этап исследования
В ходе работы было проведено исследование уровня ловкости старших дошкольников. Исследование проходило на базе ГУО «Ясли-Сад № 53» г. Бреста.
В исследовании принимали участие две группы детей в возрасте 5 лет: контрольная группа (далее 1 группа) – 11 человек, экспериментальная группа (далее 2 группа) – 11 человек. Деление детей на группы осуществлялось с учетом их физических характеристик. Так, в 1 группу попали дети с более развитыми физическими способностями.
Цель констатирующего этапа исследования – установить уровень развития ловкости дошкольников в каждой из двух групп.
Задачи исследования:
- подбор методик исследования;
- апробация тестовых заданий по определению уровня развития ловкости у детей экспериментальной группы;
- анализ результатов исследования.
Методики исследования:
- методика исследования мышечной ловкости в беге на дистанцию 10 метров Н. Ноткиной;
- методика «Ловкость в челночном беге» О.В. Головина.
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
В ходе исследования мышечной ловкости в беге на дистанцию 10 метров по методике Н. Ноткиной было выявлено, что в контрольной группе исследования дети имеют уровень развития ловкости значительно выше, чем в экспериментальной.
Результаты исследования по методике «Ловкость в челночном беге» О.В. Головина показали, что уровень развития ловкости старших дошкольников в контрольной группе также значительно лучше, чем в экспериментальной группе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы было выяснено, что вопросы формирования и развития такого сложного психофизического качества, как ловкость, рассматривались теоретиками с различных сторон, однако до настоящего времени возникают дискуссионные вопросы. Наиболее обстоятельное изучение ловкости, как психофизической характеристики человека принадлежит выдающемуся физиологу Н.А. Бернштейну.
Ловкость как психофизическое качество личности во многом обусловлена степенью пластичности нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга. Также на развитие ловкости большое влияние оказывает имеющийся двигательный опыт. Наиболее активно процесс развития ловкости проходит в старшем дошкольном возрасте. Именно в этот период можно значительно развить основные физические способности и функциональные возможности ребенка.
Одним из наиболее эффективных методов развития ловкости у дошкольников являются подвижные игры. Они развивают координацию, точность и соразмерность движений, анализаторные системы. В подвижных играх приобретаются навыки быстрых и эффективных движений в неожиданно сложившейся ситуации.
С целью развития у детей старшего дошкольного возраста ловкости можно обратиться к белорусским народным играм. В процессе вовлечения дошкольников в белорусские народные игры они знакомятся с традициями и культурой своего народа, что во многом способствует воспитанию патриотизма, уважения к народному творчеству.
1. Аркин, Е. А. Ребенок в дошкольные годы / под ред. А.В. Запорожца и В.В. Давыдова. – 2-е. изд. – М.: Издательство «Просвещение», 2003. – 445 с.
2. Беларускія гульні ў дзіцячым садзе: дапаможнік для выхавальніка / Склад. 3.I. Ермакова, В.М. Шабека. – 2-е выд., дап. – Мн.: Нар. асвета, 1987. – 80 с.
3. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 288с.
4. Волков, В.М. К проблеме предпосылок развития двигательных способностей / В.М. Волков // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 5-6. – С.21.
5. Волошина, Л.H. Влияние подвижных игр с элементами спорта на развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. . канд. пед. наук / Л.Н. Волошина. – Екатеринбург, 2001. – 20с.
6. Кожухова, Н.Н., Рыжова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб. пособ. для студ. высш. и сред.пед. учеб.заведений / под ред.С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
7. Коротков, И.М. Подвижные игры: учеб. пособ. для студ. вузов и ссузов физической культуры / И.М. Коротков, Л.В. Былеева, М.С. Бриль. –М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 229 с.
8. Коротков, И.М. Подвижные игры. Практический материал: учеб. пособ. для студ. вузов и ссузов физической культуры / И.М. Коротков, Л.В. Былеева, М.С. Бриль и др. М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 279с.
9. Лукьяненко, В.П. Физическая культура. Основы знаний: учеб. пособ. / В.П. Лукьяненко. – М.: Изд-во СГУ, 2001. – 224 с.
10. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.
11. Лях, В.И. О классификации координационных способностей / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. – 2007. – № 7. – С. 28-31.
12. Муравьев, В.А. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста: методическое пособие / В.А. Муравьев, Н.Н. Назарова. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 112 с.
13. Ноткина, Н.А. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н. Бойнович. – СПб, 2003. – 284 с.
14. Образцова, Т.Н. Подвижные игры для детей: учеб. пособ. / Т.Н. Образцова. – М.: ООО «Эстро», 2005. –192с.
15. Пензулаева, Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет / Л.И. Пензулаева. – М.: Просвещение, 2001. – 192 с.
16. Рутина, A.A. Методика развития физических качеств и формирование основных движений у детей 3-6 лет: автореф. дис. . канд. пед. наук / А.А. Рутина. – Майкоп, 2000. – 20 с.
17. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2001. – 368 с.
18. Усаков, В.И. Программно-методическое обеспечение оздоровительного воздействия физической культуры в условиях семьи, детского сада и школы: дисс. . доктора пед. наук / В.И. Усаков. – Омск, 2000. – 87 с.
19. Учебная программа дошкольного образования / под. редакцией Г.И. Бондаренко – Минск: Национальный институт образования, 2012. – 416 с.
20. Шебеко, В.Н. Использование белорусских народных игр в образовательной работе с детьми дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.bspu.by/bitstream/doc. – Дата доступа: