ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ПРИРОДЕ
1.1 Психолого-педагогические основы формирования бережного отношения к природе у младших школьников
1.2 Принципы и условия формирования у младших школьников ценностного отношения к природе
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ НА УРОКАХ
2.1 Выявление уровня сформированности у младших школьников бережного отношения к природе на уроках
2.2 Работа по формированию у младших школьников бережного отношения к природе на уроках
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Экологической воспитание является важным компонентом воспитательной работы и всестороннем развитии личности. В современных условиях, когда воспитательные возможности и потребности общества возрастает, эта проблема приобретает особую остроту.
Младший школьный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период является сензитивным для развития личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте у ребёнка развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой.
Большой вклад в разработку данной проблемы внесли П.Г. Саморукова, С.Н. Николаева, Н.Н. Кондратьева, Л.С. Ишаткина, И.А. Хайдурова, Н.Н. Верлов, В.И. Ложнова, А.М. Федотова, И.Р. Колтунова, Н.А. Рыжова, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин и др.
Научить чувствовать красоту родного края, красоту земли, и осознать, что каждый ребёнок является ответственным участником сохранения этой красоты – одна из главных задач педагога.
Экологические знания становятся основой экологического воспитания. Благодаря правильно организованного воспитательного пространства, у ребёнка формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния. Важно также воспитывать понимание необходимости разумного потребления. У ребенка следует формировать активную позицию, желание что-либо вокруг себя в лучшую сторону.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ПРИРОДЕ
1.1 Психолого-педагогические основы формирования бережного отношения к природе у младших школьников
Как показывает отрицательный опыт предыдущего столетия, при быстром развитии научного и технического оснащения не менее быстро разрушается и природа нашей планеты. Непроизвольно появляется подозрение тесной взаимообусловленности этих процессов. Свою среду обитания человечество разрушает, а комфортные условия, создаваемые для жизни, не могут спасти их от вымирания вместе с разрушенными ландшафтами. Самосовершенствование в интеллигентной сфере также не продлит существование людей на этой планете.
Кажется, всем известен очень простой способ выхода из создавшейся ситуации - непрерывное экологическое образование и воспитание. Однако такое образование «пробуксовывает» и почти не укоренилось ни в одной стране. Население планеты не препятствует экологическому просвещению своих детей. Более того, в некоторых странах оно ведётся, стимулирует его экологическое движение. Во многих странах экология вводится в систему школьного обучения как отдельный предмет. В России десятки лет существуют специализированные научно-исследовательские институты экологии. Так что многие законы и правила науки давно сформулированы, отработаны специальные методы исследований.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ НА УРОКАХ
2.1 Выявление уровня сформированности у младших школьников бережного отношения к природе на уроках
В условиях структурных и мировоззренческих изменений, происходящих в обществе, с особой остротой встает вопрос о необходимости более пристального внимания к формированию бережного отношения к природе у младших школьников.
Опытно-экспериментальное исследование по определению уровня сформированности бережного отношения к природе у младших школьников проводилась на базе Лоевской средней школы им. А.В. Козлова. В эксперименте участвовал 2 «Б» класс, состоящий из 19 человек. Заместитель директора по учебной работе начальных классов – Ковзик Наталья Витальевна, классный руководитель 2Б класса – Господарева Татьяна Николаевна.
Исследование проводилось в два этапа:
1. Констатирующий. На данном этапе было осуществлено определение и выбор диагностических методов, их описание, выявление уровней сформированности бережного отношения к природе.
2. Формирующий этап включал в себя разработку и апробацию занятий, направленных на повышение уровня бережного отношения к природе младших школьников.
Цель констатирующего этапа – определение уровня сформированности бережного отношения к природе у младших школьников на первоначальной стадии эксперимента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ психолого-педагогической литературы позволил рассмотреть современное состояние проблемы формирования бережного отношения к природе у младших школьников.
Среди основных направлений работы школы сказано, что воспитание эмоционально-бережного, позитивного отношения к себе и к окружающему миру имеет большое значение. Государство ставит перед школой задачу совершенствования экологического образования подрастающего поколения, перехода к экологическому образованию для стабилизации возникшей экологической проблемы.
На основе изученной литературы можно сказать, что на данный момент экология – это не просто наука, изучающая взаимоотношения человека и природы, а сложный, структурированный стиль жизни всего человечества. Так как человечество заинтересованно в поддержании благоприятной и комфортной для себя среды. И так как будущее человечества – это дети и подрастающие поколения, то необходимо их вразумить на сохранение и поддержание тех условий, в которых они проживают.
Опытно-экспериментальная работа включала в себя два этапа: констатирующий и формирующий. Нам удалось определить первоначальный уровень сформированности бережного отношения к природе у младших школьников, провести апробацию комплекса мероприятий во внеурочной деятельности с целью формирования бережного отношения к природе, сравнить результаты этапов эксперимента, отметить положительную динамику, обобщить результаты и сформулировать выводы.
1. Алексеев, С. В. Идея ценности в системе экологического образования младших школьников / С. В. Алексеев, Л. В. Симонова // Начальная школа. – 2011. – № 1. – С. 19-22
2. Бахарева, А. С. Формы экологического воспитания детей / А.С. Бахарева. – М.: 1996. – 109 с.
3. Большакова, М. Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями / М. Д. Большакова // Начальная школа. – 2006. – № 3. – С. 48-49.
4. Бурова, Л.И. Экологическая практика как инновационная модель внеурочной деятельности /Л.И. Бурова // Начальная школа. – 2016. -№ 5. – С.45-47.
5. Веселова, Т. М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала / Т.М. Веселова // Начальная школа, 2013. – №2. – 123 с.
6. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир в начальной школе / Н.Ф. Виноградова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 94 с.
7. Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе озна-комления с природой / Н. Ф. Виноградова. – Москва: Просвещение, 1982. – 112 с.
8. Виноградова, Н. Ф. Экологическое воспитание младших школьни-ков. Проблемы и перспективы / Н. Ф. Виноградова // Начальная школа. – 2012. –№ 4. – С. 36-40.
9. Глазачев, С. Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя: автореф. д-ра пед. наук / С.Н. Глазачев. – Москва, 1998. – 68 с.
10. Глазачев, С.Н. Экологическое воспитание подрастающего поколения в системе воспитательной работы школы / С.Н. Глазачев. – Волгоград, 2012. – 235 с.
11. Захлебный, А. Н. Экологическое образование школьников / А.Н. Захлебный. – М.: Педагогика, 2001. – 266 с.
12. Зверев, И. Д. С любовью к природе / И. Д. Зверев. – Москва: Педагогика, 2003. – 232 с.
13. Зверев, И. Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования / И. Д. Зверев. – Москва: Знание, 1980. – 96 c.
14. Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников/ Е.Н. Землянская// Начальная школа. -2005. - №9. – С.55-59.
15. Каропа, Г.Н. Экологическое воспитание в учебной и внеклассной работе по предметам естественнонаучного цикла / Г.Н. Каропа. – Минск, 2015. – 124 с.
16. Максакова, В. И. Теоретические основы и методика воспитания младших школьников : учебное пособие для студентов педагогических училищ и колледжей, обучающихся по специальностям 0312, «Педагогика дополнительного образования» / В. И. Максакова. – Москва : ВЛАДОС, 2006. – 240 с.
17. Моисеева, Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования: книга для учителя. Екатеренбург, 1996.
18. Молодова, Л. П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию. Минск, Асар, 2004. 158 с.
19. Новиков, А. М. Основания педагогики. – М.: Эгвес, 1-е изд., 2010. – 208 с.
20. Новолодская, И. Г. Методика развития экологической культуры младших школьников / И. Г. Новолодская // Начальная школа. – 2012. – № 3. – С. 52-55.
21. Программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/10/05/programma-formirovaniyaekologicheskoy-kultury-kultury-zdorovogo (Дата обращения).
22. Райков, Б. Е. Зоологические экскурсии / Б.Е. Райков. – М. : Топикал, 1994. – 184 с.
23. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: Учеб.пособие для студ. высш. учебн. Заведений / Т.А. Серебрякова. – М.: Издотельский центр «Академия», 2006. – 346 с.
24. Сидельковский, А.П. Психологические основы отношения школьников к природе / А.П. Сидельковский. – Ставрополь: Ставр. Госпединстит., 2013. – 127 с.
25. Симонова, Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учебн. пособие для студ. учереж. сред. пед. учеб. заведений / Л.П. Симонова. – М.: «Академия», 2014. – 236 с.
26. Сластенин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.
27. Тарасова, Т.И. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки учителя начальных классов: сборник научных трудов / под ред. Т. И. Тарасовой. – Борисоглебск, 2003. – 142 с.
28. Цветкова, И. В. Экологический светофор для младших школьников: методическое пособие по воспитанию экологической культуры детей младшего школьного возраста / И. В. Цветкова. – Москва: Владос, 2013. – 256 с.
29. Шипунова, Т. Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста: [пособие]: в 2-х ч. Ч. 1 / Т. Я. Шипунова. –Новосибирск: [РПО СО РАСХН], 2004. – 272 с.