Литературное творчество представляет особую форму искусства. В художественном произведении могут раскрываться различные темы, которые обусловлены позицией писателя и его целью, идеей. Так, невозможно перечислить все то многообразие тем, которые раскрываются писателями на страницах их романов. Среди них представлены темы любви, борьбы, противостояния, путешествия, познания истины, и, конечно же, творчества.
Тема творчества, несмотря на сложность своего раскрытия, является излюбленной для многих писателей. При этом не имеет особого значения, какое именно творчество раскрывается в романе. Оно может быть музыкальным, изобразительным, литературным. Более того, персонажи романа могут быть как вымышленными, так и вполне реальными. Например, в романе «Гойя, или тяжелый путь познания» Л. Фейхтвангера раскрывается тема творчества на базисе реально существовавшего персонажа.
Тема творчества имеет особое значение. Она может служить для различных целей в художественном произведении. Например, она может обрисовывать реальную картину мира, показывать становление личности, демонстрировать поиск истины и многое другое. Тема творчества, начиная с XVIII в. и вплоть до наших дней — одна из центральных в литературе.
Роман Айрис Мердок «Черный Принц» является одним из наиболее популярных среди ее произведений. Тема творчества в нем является одной из ведущих. Актуальность исследования обосновывается тем, что ранее среди русскоязычных исследований не проводилось изучения значимость и функционирования темы творчества внутри этого романа.
Объект исследования — роман Айрис Мердок «Черный принц».
Предмет исследования — тема творчества в романе Айрис Мердок «Черный принц».
Цель исследования — изучить значимость и функционирование темы творчества в романе Айрис Мердок «Черный принц».
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ ТВОРЧЕСТВА В ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Значимость темы творчества и творческой личности в английской литературе
Англия — страна, в которой искусство и культура обладают длительными историческими традициями. Эта культура отличается от других стран мира рядом характерных особенностей, которые подчас трудно выразить словами, но которые, вместе с тем, нельзя не ощутить буквально везде и во всем: в поведении, быту, традициях, искусстве, морали, религии, языке, литературе.
Так же, как и другие страны Европы, Англия пережила эпоху Возрождения. Эта эпоха характеризуется не только распространением гуманизма, но также общим подъемом культуры. Однако нельзя сказать, что Возрождение в Англии было таким же длительным и мощным, как в той же Италии. Тем не менее, оно оказало значительное влияние на культуру и искусство. Распространение получает тенденция включения темы творчества в само творчество [4, c.77].
Творческая личность получала освещение в литературе не только Англии, но также и европейской. Это связано не только с эволюцией творческой мысли в целом, но также с эволюцией образа самого человека. В период предромантизма, который получил широкое распространение в XVIII в., наиболее яркое формирование представление о личности творчества получает именно в английской литературе. Она представлена в ней как гений, создатель шедевров.
За этапом предромантизма, соответственно, последовал непосредственно романтизм. Романтики обратились к понятию творческой личности в XIX в. Несмотря на то, что эта концепция изначально была
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА В РОМАНЕ АЙРИС МЕРДОК «ЧЕРНЫЙ ПРИНЦ»
Раскрывая историю через различные точки зрения, роман «Черный Принц» Айрис Мердок заслуживает звания правдивой фантастики. Задача, которую устанавливает каждая точка зрения, устанавливает и показывает сложность реальности и обостряет метапрозаическое обрамление романа. Сложный текстуальный проект с центральной историей о причудливых эротических отношениях Брэдли с Джулиан, двадцатилетней дочерью его друга, плодовитым романистом Арнольдом Баффином, в убийстве которого он в конце концов осужден, повествование доказывает, что истинная любовь, очень отличная от своего романтического образа в истории Брэдли, уважает другого и, таким образом, является индексом более полной человечности. Из-за невнимательности Брэдли к чувствам других и пробелов в его повествовании, Мердок указывает на то, что современное моральное вырождение происходит из-за неспособности человека ассоциировать добродетель, истину и любовь, взаимодействие которых имеет важное значение для совершенствования человека. Как показано в случае Брэдли, стремление к одному из этих принципов без других не может привести человека к лучшему видению реальности [6, c.148].
Драматическая ирония, реализуемая автором относительно Брэдли, и его несообразность видения событий делает роман полем дискурсивной борьбы противоречивых взглядов, весьма мощных и убедительных. Моральные, научные, материалистические, субъективные, и художественные способы восприятия мира конкурируют, чтобы показать себя как лучший «контейнер для истины», однако абсолютно безуспешны в этом. Кроме того, на диегетическом уровне описательные элементы романа являются локусом конфликта; реалистические и модернистские противоположные взгляды на
В начале проведения нами были поставлены некоторые задачи, которые были решены в ходе его проведения. В первую очередь нам было необходимо рассмотреть, насколько значимым является тема творчества и творческой личности в английской литературе. Было выявлено, что проблема творческой личности в английской литературе поднималась на различных уровнях в различные периоды литературной деятельности английских писателей. Изменения в восприятии происходили с изменениями в превалировании литературных течений. При этом большая часть направлений конца XVIII — начала XX вв. рассматривают проблему творчества в качестве одной из центральных. Раскрытие темы творчества имело разные значения, но в основном эта тема помогала реализовывать принципы эстетизма, а также создать реальную картину мира в рамках художественного произведения.
Также нами были изучены особенности творчества Айрис Мердок. В ходе проведения этой части исследования было выявлено, что основной отличительной особенностью творчества Мердок является философская мысль, отраженная на страницах книг. Также значительное место занимает отображение основных принципов морали. Несмотря на это, романы написаны не сухим «философским» слогом, а имеют некоторое «магическое» обрамление, что и выделяет их среди других произведений своего времени.
Далее нами были рассмотрены особенности художественной структуры романа Айрис Мердок «Черный принц». Нами было определено, что роман являет собой метапрозу, или, иными словами, литературное произведение, важнейшим предметом которого является сам процесс его разворачивания, исследование природы литературного текста. В процессе анализа художественной структуры романа мы выяснили, что повествование производится на нескольких уровнях, в которых рассказчик выступает в различных ипостасях. Хронология романа не является линейной, что также
1. Айвина, К.М. Художественные произведения в контексте современной литературы / К.М. Айвина, В.Г. Боровиков. — М. : Куб, 2009. — 312 с.
2. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста / Л.Г. Бабенко. М. : Академический проект, 2004. – 400 с.
3. Белый, А. Критика. Эстетика / А. Белый. — М., 1994. — Т.1. — 480 с.
4. Бочаров, С.Г. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер / С.Г. Бочаров. — М. : изд-во АН СССР, 1962. — 515 с.
5. Виноградов, В.В. О языке художественной прозы / В.В. Виноградов. – М.: Наука, 1980. — 193 с.
6. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа художественного произведения / А.Б. Есин. — М. : Флинта, 2000. — 248 с.
7. Сепир, Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Э.Сепир. - М., 1993. - С. 259-265.
8. Тынянов, Ю.Н. Литературный факт / Ю.Н. Тынянов // Поэтика. — C.122—143.
9. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. — М. : Академия, 2004. — 405 с.
10. Шкловский, В.Б. Художественная проза: размышления и обзоры / В.Б. Шкловский. — М. : Наука, 1959. — 452 c.
11. Byatt, A.S. Iris Murdoch / A.S. Byatt. — London: Longman Group Ltd, 1976. — 214 p.
12. Conradi, Peter. Iris Murdoch: the Saint and the Artist / Peter Conradi. — London: Macmillan Press, 1986. - 286 p.
13. Franková, Milada. Human Relationships in the Novels of Iris Murdoch / Milada Franková. — Brno: Masarykova Univerzita, 1995. — 312 p.
14. Griffin, Gabriele. The Influence of the Writings of Simone Weil on the Fiction of Iris Murdoch / G. Griffin. — New York: The Edwin Mellen Press, 1993. — 161 p.
15. Ikonomakis, Roula. Post-war British Fiction as ʻMetaphysical Ethnographyʼ / Roula Ikonomakis. — Bern: Peter Lang, 2008. — 340 p.
16. Jordan, Julia. Chance and the Modern British Novel / Julia Jordan. — London: Continuum, 2010. — 289 p.
17. Murdoch, Iris. Existentialists and Mystics / I. Murdoch. — London: Chatto and Windus, 1997. — 412 p.
18. Murdoch, Iris. Metaphysics as a Guide to Morals / Iris Murdoch. — Harmondsworth: Penguin Books, 1993. — 443 p.
19. Murdoch, Iris. The Black Prince / Iris Murdoch. — Harmondsworth: Penguin Books, 1994. — 395 p.
20. Murdoch, Iris. The Sovereignity of Good / Iris Murdoch. — London: Ark, 1985. — 132 p.
21. Wheeler, Kathleen. A Crirical Guide to 20th Century Women Novelists / Kathlen Wheeler. — Oxford: Blackwell, 1998. - 617 p.