Введение
1 Теоретические основы изучения особенностей овладения геометрическим материалом младшими школьниками с ТНР
1.1 Содержание и методика изучения геометрического материала
1.2 Общие особенности/сложности умственных действий у детей с ТНР
Выводы по первому разделу
2 Опытно – экспериментальная работа по формированию приемов умственной деятельности в процессе овладения геометрическим материалом детей младшего школьного возраста с ТНР
2.1 Разработка диагностических заданий, направленных на выявление сформированности овладения геометрическим материалом у детей младшего школьного возраста с ТНР
2.2 Описание методов и приемов, которые могут быть использованы с целью овладения геометрическим материалом
Выводы по второму разделу
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Введение.
В настоящий момент многими учеными для развития познавательной деятельности используется множество математических приемов и методик.
Важнейшей задачей перед учителем начальных классов стоит в правильном формировании умственной деятельности детей младшего школьного возраста.
По мнению Е.Н. Кабановой-Меллер проблема формирования познавательных умений тесно связана с усвоением знаний. Таким образом, многие ученые стремятся выявить условия, способствующие формированию у учащихся соответствующих умений. Эти условия наиболее полно проанализированы в работах. Положительно оценивая такие исследования, необходимо в то же время указать, что сами умения при этом - их структура и содержание - остаются неизвестными, процесс их формирования остается скрытым.
Выдающийся психолог Л. С. Выготский, изучая развитие математических способностей школьников, отмечал, что в школе нужно учить не только и не столько математике, сколько методам математического мышления, а так же общим принципам математического анализа.
Воспитание у младших школьников интереса к математике, а так же развитие их математических способностей невозможно без использования в учебном процессе заданий с геометрическим содержанием.
Так как в младшем школьном возрасте преобладает образное мышление, поэтому с помощью геометрического материала необходимо развивать образное и пространственное мышление младших школьников.
Основной признак тяжелого нарушения речи – резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития. Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия, ринолалия и различного типа дизартрии.
На основании вышесказанного необходимо отметить, что при обучении младших школьников, необходимо найти в педагогическом процессе такие условия, которые могли бы в максимальной степени способствовать проявлению самостоятельности и активности мышления детей, а также продвижению в их умственном развитии, что и обуславливает актуальность темы.
1 Теоретические основы изучения особенностей овладения геометрическим материалом младшими школьниками с ТНР.
1.1 Содержание и методика изучения геометрического материала.
Предмет математики представляет собой систему определений, теорем и правил, которые тесно взаимосвязаны между собой. Так как опираются на предыдущее, ранее введенное, или же доказанное. Так любая новая задача или пример основывается на ранее изученном материале.
Таким образом, взаимозависимость и дополнение всех разделов предмета, а так же нетерпимость к пробелам и пропускам, недопониманию, как в целом, так и в частях, является причиной неуспехов учащихся в обучении математики, особенно младших школьников.
Наряду с этим предмет математики включает в себя систему задач, для решения каждой из которых требуются умственные усилия, настойчивость, воля и другие качества личности младших школьников. Эти особенности математики создает благоприятные условия для развития активности мышления, но также они нередко и служат причиной пассивности учащихся. Для детей, которые не проявляют активность к математике, а так же для которых она кажется не интересной необходимо проводить творческие задания в интересной, занимательной форме. Первоначально у младших школьников вызывает интерес сам процесс, впоследствии учащиеся проявляют инициативу узнавать что-то новое, для того чтоб добиться успехов в решении поставленной задачи [2, c. 74].
Познавательная активность, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего, в учении.
Одной из центральных задач начального курса математики является формирование у учащихся прочных и сознательных вычислительных навыков. Безусловно, навык формируется в процессе многократных упражнений, тем не менее, при выполнении тренировочных упражнений не следует ослаблять работу и над развитием учащихся. Этого можно достигнуть, используя в процессе обучения такие задания, которые побуждают учащихся не только к воспроизведению, но и требуют наблюдения, анализа, сравнения. Примерами таких заданий могут быть задачи и задания с геометрическим материалом.
По мнению Л. В. Занкова именно изучение геометрического материала делает изучение математики более эффективным для развития и обучения младших школьников. Именно формирование пространственных представлений у учащихся способствует развитию, а так же восприятия, развитию памяти и внимания, выработке математических понятий на основе содержательного обобщения, которое может указывать на то, что младший школьник преуспевает в учебном материале от частного к общему, от конкретного к абстрактному.
Выводы по первому разделу.
Изучив и проанализировав теоретическую часть данной работы необходимо отметить, что познавательная активность, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего, в учении.
Одной из центральных задач начального курса математики является формирование у учащихся прочных и сознательных вычислительных навыков. Безусловно, навык формируется в процессе многократных упражнений, тем не менее, при выполнении тренировочных упражнений не следует ослаблять работу и над развитием учащихся. Этого можно достигнуть, используя в процессе обучения такие задания, которые побуждают учащихся не только к воспроизведению, но и требуют наблюдения, анализа, сравнения. Примерами таких заданий могут быть задачи и задания с геометрическим материалом.
Для младших школьников с ТНР необходимо постоянно организовывать специально- организованное обучение, а так же самостоятельную деятельность, так как у таких детей она самостоятельно не возникает.
Необходимо так же отметить, что дети с ТНР не способны на выполнение самостоятельных заданий. Основную часть своих знаний и впечатлений дети получают только в процессе самостоятельной деятельности, которая направленна на расширение словаря и жизненного опыта. Любой вид деятельности детей с речевой патологией складывается только при непосредственном воздействии учителя и специалистов, а так же под руководством ею.
Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием разных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического.
2 Опытно – экспериментальная работа по формированию приемов умственной деятельности в процессе овладения геометрическим материалом.
2.1 Разработка диагностических заданий, направленных на выявление сформированности овладения геометрическим материалом у детей младшего школьного возраста с ТНР.
Для исследования мы подбирали испытуемых по следующим критериям:
примерно одинаковый уровень психофизиологического дефекта;
одинаковая структура речевого дефекта;
одинаковая возрастная группа.
Экспериментальная работа проводилась на базе «...».
Целью констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы было выявление исходного уровня сформированности умственных действий у младших школьников, участвующих в эксперименте.
У детей с тяжелым нарушением речи и опорно-двигательного аппарата при первично сохраненном интеллекте наблюдается недоразвитие всех компонентов речевой системы, относящейся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи. Умственная деятельность часто требует специальных побуждений, стимуляций, недостаточно развита динамика мыслительных процессов.
В данной работе проведено исследование состояния умственных способностей ребенка с помощью специального теста. Тест состоит из 4 заданий. Каждое оценивается по пятибалльной шкале.
Выводы по второму разделу.
На основании второго раздела работы необходимо отметить, что именно на уроках математики дети знакомятся с различными геометрическими фигурами, но необходимо забывать, что в процессе работы с материалом (бумагой, картоном, пластилином) мы моделируем геометрические фигуры и тела, познаем их свойства. И здесь ведущую роль играет осязание, зрительное восприятие, ощущения при движении рук (работа с ножницами). Создавая поделку или детали к ней, составляя узоры или украшения, дети сталкиваются с большим разнообразием форм.
Заключение.
Важнейшей задачей математического образования является овладение учащихся общими приемами мышления, пространственного воображения, развитие способности понимать смысл поставленной задачи, умение логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления.
Речь является высшей психической функцией человека. Она обеспечивается деятельностью коры головного мозга. Поэтому нельзя развивать речь изолированно, в отрыве от других психических процессов ребенка, а именно: ощущений, восприятий, воображения, внимания, памяти, мышления.
Речь и мышление, как психические процессы тесно взаимосвязаны. С одной стороны, в речи раскрывается процесс и результаты мышления, а с другой стороны - оформленная в речи мысль становится осознанной, более точной и отчетливой. Очень важно, что содержанием речи является продукт мышления. Поэтому развитие речи детей должно опираться на развитие познания окружающей действительности, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать, т.е. на умение выполнять мыслительные операции. У детей с тяжелыми нарушениями речи (в первую очередь с ОНР) при первично сохраненном интеллекте наблюдается недоразвитие всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи.
В младшем школьном возрасте для них характерны отельные нарушения психической деятельности.
1. Ананьев, Б. Г. Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей / Б. Г. Ананьев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 86 с.
2. Антропов, А. Г. Математика во вспомогательной школе / А. Г. Антропов. - СПб., 1992. - 73 с.
3. Бантова, М. А. Методика преподавания математики в начальных классах / Под ред. М.А. Бантовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1976. - 335 с.
4. Бобылкина, В. П. Обучение элементам конструирования и расчета на уроках трудового обучения и математики в 1-3 классе / В. П. Бобылкина. - М.: Просвещение, 1978. -193 с.
5. Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения знаний в школе / Д. Н. Богоявленский. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 346 с.
6. Волкова, С.И. Математика и конструирование в 1 классе / С. И. Волкова, О. Л. Пчелкина - М.: Просвещение, 1993. - 24 с.
7. Венгер, Л. А. Восприятие и обучение: Дошкольный возраст / Л. А. Венгкр. - М.: Просвещение, 1968. - 365 с.
8. Гаврилушкина, О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей / О. П. Гаврилушкина. - М.: Просвещение, 1991. - 92 с.
9. Гальперин, П. Я. Талызина Н.Д. Формирование начальных геометрических понятий на основе организованного действия учащихся / П. Я. Гальперин, Н. Д. Талызина // Вопросы психологии. №1. - 1957. – 24 с.
10. Гурьянов, Е.В. Конструктивная деятельность на уроках ручного труда // Обучение ручному труду в начальной школе / Под ред. Е.В. Гурьянова. - М.: Учпедгиз, 1959. – 13 с.
11. Давидчук, А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества / А. Н. Давидчук. - М.: Педагогика, 1976. - 342 с.
12. Деменева, Н.Н. Коррекционно-развивающая направленность обучения младших школьников устным и письменным вычислениям на уроках математики: курс лекций / Н.Н. Деменева. – Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2006. – 128 с.
13. Долгобородова, Н. П. Формирование элементарных представлений и понятий у учащихся младших классов вспомогательной школы в педагогическом процессе / Н. П. Долгобородова. - М., 1949. - 250 с.
14. Карвялис, В. Ю. Мышление умственно отсталых детей в процессе конструктивной деятельности: доклад V научной сессии по дефектологии. - М., 1967. - 66 с.
15. Перова, М.Н Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида / М.Н. Перова. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – 408 с.
16. Поддъяков, Н.Н. Конструирование из строительного материала. // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. / Под ред. Н.Н. Поддъякова. - М.: Педагогика, 1983. – 72 с.
17. Пышкало, А. М. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах / А. М. Пышкало. - М.: Педагогика, 1979. - 207 с.
18. Шинкаренко, В. А. К вопросу развития конструктивной деятельности учащихся вспомогательной школы в ручном труде / В. А. Шинкоренко // Пути активизации познавательной деятельности аномальных детей. - Минск, 1981. – 135 с.