Введение
Глава 1 Роль стратегического анализа в разработке стратегии предприятия
1.1 Стратегический анализ предприятия: понятие, сущность, задачи, этапы
1.2 Методы стратегического анализа
Глава 2 Анализ деятельности предприятия ОАО «БПС-Сбербанк»
2.1Анализ организационно-экономической деятельности ОАО «БПС-Сбербанк»
2.2 Стратегический анализ ОАО «БПС-Сбербанк» с использованием SWOT-анализа
Глава 3 Планирование мероприятий и оценка их эффективности
3.1Планирование стратегии ОАО «БПС-Сбербанк» на основе стратегического анализа
3.2 Мероприятия по повышению эффективности работы ОАО «БПС-Сбербанк» и оценка их экономической эффективности
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В условиях сегодняшней экономической нестабильности и жесткой конкуренции на рынке вся ответственность за деятельность и развитие компании возлагается на руководителя.
Любая компания вынуждена взаимодействовать с внешней средой, и главная задача руководителя - установить баланс между компанией и внешней средой, создавая продукты с использованием внутреннего потенциала компании и его постоянным обменом с внешними условиями среды, которые обеспечивают необходимые ресурсы для обеспечения жизнедеятельности компании. Существует также потребность во внутренней комплексной оценке, которая проводится путем анализа таких факторов, как: маркетинговые исследования и разработки, система управления информацией, команда менеджеров, технологическая деятельность, финансы, персонал, которые можно определить с точки зрения материальных ценностей и нематериальных ресурсов компании и ключевых заинтересованных сторон, а также сильных и слабых сторон самой компании, то есть организационные характеристики, которые отличают ее от конкурентов.
Актуальность этой темы заключается в том, что современные руководителям, наряду с интеллектом, образованностью и аналитическими навыками, должны мыслить более стратегически, иметь предпринимательские способности, основанные на творческом подходе и нестандартном принятии решений. Умение рисковать, предпринимательский опыт, способность реагировать на изменения как во внутренней, так и во внешней среде организации - это теоретические знания основных методов стратегического анализа для определения долгосрочной поведенческой линии организации и поддержания баланса в конкурентной среде.
ГЛАВА 1 РОЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Стратегический анализ предприятия: понятие, сущность, задачи, этапы
Стратегический анализ - это комплексное исследование позитивных и негативных факторов, которые могут повлиять на экономическую ситуацию компании в будущем, а также путей достижения стратегических целей компании. Посредством стратегического анализа разрабатывается комплексный стратегический план развития, научно обоснованная, всесторонняя и своевременная поддержка стратегических решений управления.
Стратегический анализ занимает центральное место в процессе развития компании. Грамотный стратегический анализ становится существенным конкурентным преимуществом для компании, поскольку он предоставляет ей актуальную и полезную информацию, такую как ситуация на рынке. Существенным качеством стратегического анализа является его долгосрочная перспектива. Стратегический анализ позволяет спрогнозировать будущее компании через оценку её настоящего и прошлого. Таким образом, он показывает главные причины, которые порождают неудачи компании, а также или указывает на перспективные направления её роста. Простыми словами, именно на основе информации, полученной из стратегического анализа, должен происходить рациональный выбор стратегии.
Стратегический анализ внешней среды Компании - это процесс выявления критических факторов окружающей среды, которые влияют на принятие управленческих решений. Однако недостаточно раскрывать такие факты, необходимо предвидеть их дальнейшее развитие и влияние на компанию.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «БПС-СБЕРБАНК»
2.1 Анализ организационно-экономической деятельности ОАО «БПС-Сбербанк»
ОАО «БПС-Сбербанк» является частью единой банковской системы Республики Беларусь, является коммерческой организацией, которая привлекает и вносит деньги, а также осуществляет другие виды банковских операций в соответствии с законодательством Республики Беларусь. ,
ОАО «БПС-Сбербанк» является юридическим лицом, владеет отдельным имуществом, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, выполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, Банк имеет собственный баланс.
ОАО «БПС-Сбербанк», образованное в 1923 году, является одним из старейших и крупнейших банков Республики Беларусь, который начинает свою историю в советский период, с 1923 года, как банк промышленного строительства.
В 1959 году был создан Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений - Стройбанк СССР. Белорусский офис Стройбанка был ориентирован на финансирование строительства и реконструкции промышленных предприятий, объектов строительства, транспорта, связи, жилищного и социально-культурного назначения (90% капитальных вложений осуществлено в республику) и краткосрочных кредитов подрядным строительным организациям.
В ходе реформы банковской системы, проведенной в 1987 году, был образован Промышленно-строительный банк СССР. Структурное подразделение Промстройбанка в Беларуси начало осуществлять весь спектр банковских операций и услуг, связанных не только с инвестициями, но и с производственно-сбытовой деятельностью предприятий и организаций.
ГЛАВА 3 ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ и оценка их эффективности
3.1 Планирование стратегии ОАО «БПС-Сбербанк» на основе стратегического анализа
Проектирование стратегий на основе разработанной ранее SWOT-матрицы осуществляется следующим образом.
На основе ранее созданной SWOT-матрицы спроектируем стратегии четырех типов:
- стратегии вида SO - силы-возможности.
- стратегии вида ST - силы-угрозы.
- стратегии вида WO - слабости-возможности.
- стратегии вида WT - слабости-угрозы.
В таблице 3.1 представлены разработанные стратегии, для каждой их них указана сокращенная запись параметров, из которых образована стратегия. При этом использованы наиболее значимые факторы.
В зависимости от целей банка возможен выбор одной или нескольких из вышеприведенных стратегий.
На основании проведенного анализа и изучения необходимых документов можно обозначить выявленные преимуществ, слабостей, возможностей и угроз.
Преимущества - стабильное состояние банка на сегодняшний день позволяет клиентам банка решать свои финансовые вопросы при помощи высоких технологий, топ-менеджерам разрабатывать инновационные проекты, персонал имеет возможность постоянного повышения квалификации.
Слабости - возникающие неудобства клиентов, в связи с небольшим количеством инфокиосков и банкоматов, особенно в регионах, для топ-менеджеров банка проблемой становится подготовка персонала, адаптация организации к инновациям. В свою очередь, персоналу необходимо постоянное повышение своих профессиональных знаний, проведения курсов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выбор метода стратегического анализа в процессе разработки стратегии зависит главным образом от цели анализа, стадии процесса, конкретной ситуации, человеческих, финансовых и информационных ресурсов.
Стратегический анализ выполняет роль отправной точки в процессе разработки стратегии развития компании. Стратегия должна включать в себя две полностью независимые, но взаимосвязанные фазы: анализ внешней бизнес-среды и анализ ресурсного потенциала предприятия (внутреннего потенциала).
На основе проведенного SWOT-анализа для ОАО «БПС-Сбербанк» были получены результаты о слабых и сильных сторонах предприятия, возможностях и угрозах для его текущей и дальнейшей деятельности. Было выявлено, что компания является лидером по развитию и использованию инноваций и технологий, а также сильными сторонами являются отношения компании с клиентами и новаторские решения в работе персонала и его структуре.
Именно на основе выделенных сильных сторон была предложена стратегия дальнейшего развития ОАО «БПС-Сбербанк», основанная на поддержании лучшего клиентского опыта, технологического лидерства и построение структуры персонала на основе людей нового качества в эффективных командах.
1. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. - СПб.: Питер, 2009. - 215 с.
2. Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. - 122 с.
3. Басовский Л.Е. Управление качеством: Учеб.: 2-е изд., перераб. и доп. / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев - М.: Инфра-М, 2012. - 212с.
4. Басовский Л.Е. Современный стратегический анализ: Учебник / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 256 с.
5. Брюс Д. Хендерсен. Продуктовый портфель // Бостонская консалтинговая группа BCG Review: Бостонская консалтинговая группа, - М: Дайджест, 2008. - В.02. - С.7-8.
6. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник для вузов. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2003. - 292 с.
7. Основы менеджмента: пер. с англ. / общ. ред. и вступ. статья Л.И. Евенко. - М.: Дело, 1998. - 799 с.
8. Портер М. Воздействие конкуренции на форму стратегии / В кн.: Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения. - СПб.: Питер, 2008. - С.88.
9. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Майкл Е. Портер; Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 454с.
10. Сироткин С.А. Стратегический менеджмент на предприятии: Учебное пособие / С.А. Сироткин, Н.Р. Кельчевская - М.: НИЦ ИНФРА-М; Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. - 246 с.
11. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. - 9 изд., испр., доп. - М.: Дело, 2008. - 448 с.
12. Хангер Дж.Д. Основы стратегического менеджмента: учебник для студентов вузов/ Дж.Д. Хангер, Т.Л. Уилен; пер. с англ. - 4-е изд. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2011. - 319с.
13. Экономика предприятия (фирмы): Практикум/ Под ред. проф.В.Я. Позднякова, доц.В.М. Прудникова. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 319 с.
14. Стратегический план развития ОАО «БПС-Сбербанк» до 2020 года
15. Официальный сайт ОАО «БПС-Сбербанк» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bps-sberbank.by/. – Дата доступа:
16. Стратегический анализ. Методы стратегического анализа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.catback.ru/articles/theory/strman/analiz.htm/. – Дата доступа:
17. SWOT-анализ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/SWOT%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7/. – Дата доступа:
18. Отчет о прибылях и убытках за 2017 год «БПС-Сбербанк»