ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью
1.2. Особенности развития мелкой моторики у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью
2. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1. Основные направления коррекционно-развивающей работы по совершенствованию мелкой моторики у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью
2.2. Нетрадиционные средства развития мелкой моторики рук у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках по изобразительному искусству
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития мелкой моторики на занятиях по изобразительной деятельности весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.
Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает сознательный отбор наиболее отточенных моторных функций. Ребенок осознает, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде.
Л.В. Занков, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и другие специалисты считают, что нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов интеллектуальной недостаточности. Данные специалисты отмечают, что движения пальцев рук у школьников с интеллектуальной недостаточностью неуклюжи, некоординированные, их точность и темп нарушены.
По данным исследований проведенных Л.В. Антаковой - Фоминой, М.М. Кольцовой, Б.И. Пинским была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук у учащихся младших классов является использование нетрадиционных техник рисования. В своих исследованиях И.М. Соловьев обращает внимание на недооценку коррекционно-развивающего значения рисования. Он говорит о возможности нахождения такого соотношения различных видов рисования, которое обеспечит его эффективное влияние на развитие познавательной
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью
Категория интеллектуальной недостаточности представляет собой аномалию в психофизиологическом развитии ребенка, имеющую значительные различия в структуре, степени тяжести и возможностях коррекции (компенсации) дефекта. С психолого-педагогической точки зрения эти дети обладают значительной общностью психического дефекта, проявляющегося в недостаточности развития познавательной, эмоционально-волевой сферы, активности личности в целом, что вызывает определенные трудности в процессе обучения в школе.
Основной дефект – нарушение познавательной деятельности – вызван органическим повреждением коры головного мозга (Е.М. Мастюкова, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и др.).
Все причины нарушений интеллекта можно разделить на следующие группы (по Г.Е. Сухаревой):
- генетическая и хромосомная патология (наследственные факторы, в том числе неполноценность генеративных клеток родителей, умственная отсталость родителей, нарушения хромосомного набора);
- патология внутриутробного развития (прием алкоголя или наркотиков беременной матерью, ее недоедание, инфицирование краснухой, ВИЧ-инфекцией, некоторыми вирусными инфекциями, интоксикации, травмы, а также многих других болезней матери в течение беременности;
2. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1. Основные направления коррекционно-развивающей работы по совершенствованию мелкой моторики у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью
Формирование навыков, связанных с совершенствованием мелкой моторики руки у учащихся младших с интеллектуальной недостаточностью имеет важное, значение в целях предотвращения дальнейших отклонений в их развитии.
Знание своеобразия формирования мелкой моторики дает возможность успешно осуществлять коррекционно-воспитательную работу в процессе различных учебных предметов, предусмотренных учебным планом школы, а также во внеклассное время. Решение такой задачи позволяет продуктивно готовить учащихся к трудовой деятельности.
Мы определили следующие направления коррекционно-развивающей работы по совершенствованию мелкой моторики у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью:
1. Развитие динамической координации и соразмерности движений руки.
2. Коррегирование избирательных высококоординированных действий пальцев рук; зрительно-пространственной координации движений;
3. Формирование первичных функции планирования и контроля мелко-моторных ручных актов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив и проанализировав труды С.Я. Рубинштейн, А.Д. Виноградовой, Л.С. Выготского, Н.Г. Морозовой, Г.Е. Сухаревой, Ж.И. Шиф, М.С. Певзнер, Т.А. Власовой, М.Н. Перовой и др. о психолого-педагогических особенностях учащихся с интеллектуальной недостаточностью нами выявлено, что нарушение интеллекта – стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга (наследственного или приобретенного).
Основными клиническими признаками интеллектуальной недостаточности являются: преобладание тотальной интеллектуальной недостаточности со своеобразной иерархией интеллектуального дефекта; интеллектуальный дефект, который сочетается с нарушениями моторики, речи, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения; недоразвитие познавательной деятельности при нарушении интеллекта проявляется, в недостаточности логического мышления и нарушении подвижности психических процессов; проявляется замедленный темп мышления и инертность психических процессов; наблюдается недоразвитие мышления сказывается на протекании всех психических процессов: восприятия, памяти, внимания.
Мелкая моторика в жизни и деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью выполняет много разных функций. Развитие мелкой моторики активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.
1. Безруких, М. М. Возрастная физиология / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. – М. : Академия, 2002.
2. Беличева, С. А. Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий / С. А. Беличева. – М. : Социальное здоровье России, 1999.
3. Белопольская, Н. Л. Детская патопсихология: хрестоматия. / Н. Л. Белопольская – М. : Когито-Центр, 2000.
4. Богомолов, В. А. Тестирование детей: Психологическое тестирование, диагностика интеллекта. / В. А. Богомолов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
5. Вайнерман, С. М., Большов, А. С., Силкин, Ю. Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М. : Владос, 2001
6. Власова, Т. А., Певзнер, М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М. : Академия, 2002 –207 с.
7. Воспитание и обучение во вспомогательной школе. / Под ред. В. В. Воронковой. – М. : Школа – ПРЕСС, 1994 – 416 с.
8. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский – Минск, 1998
9. Гозова, А. П., Кулагин, Ю. А., Лубовский, И. В., Петрова, В. Г., Розанова, Т. В. Изучение психического развития аномальных детей. // Дефектология. – 1983. – №6. – С. 13-16.
10. Головина, Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы / Т. Н. Головина – М. : Педагогика, 1990 – 120 с.
11. Горбатов, Д. С. Практикум по психологическому исследованию. / Д. С. Горбатов. – М. : Бахрах - М, 2000.
12. Грошенков, И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М. : Издательский центр «Академия», 2002 – 208 с.
13. Грошенков, И. А. Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М. : ООО «Институт общегуманитарных исследований», 2001 – 224 с.
14. Грошенков, И. А. О преподавании рисования во вспомогательной школе. / Методические рекомендации и планирование. – «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1998 – 48 с.
15. Джемс, У. Психология: перевод / Ред. Л. А. Петровская. – М. : Педагогика, 1991.
16. Жаренков, Г. И. Коррекционная работа на уроках трудового обучения. (в сб. коррекционно-развивающее обучение). – М. : Дрофа – С. 115-148.
17. Забрамная, С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения / С. Д. Забрамная – М., 1998 – 94 с.
18. Занков, Л. В. Психология умственно отсталого ребенка / Л. В. Занков – М., 1988.
19. Исследование познавательных процессов детей-олигофренов: Сб. науч. тр. / Под ред. В. Г. Петровой. – М., 1987
20. Комарова, Т. С. Формирование графических навыков у дошкольников / Т. С. Комарова – М. : Просвещение, 1980 – 152 с.
21. Коррекционно-развивающее обучение. / Под ред. Шевченко С. Г. – М.: Владос, 1999 – 140 с.
22. Левченко, И. Ю. Патопсихология: теория и практика / И. Ю. Левченко – М.: Издательский центр «Академия», 2000 – 232 с.
23. Маллер, А. Р., Цикото, Г. В. Воспитание детей с тяжёлой интеллектуальной: Учеб. пособие для вузов – М. : Академия, 2003.
24. Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии в работе с умственно отсталыми детьми. / И. И. Мамайчук. – М. : ЧеРо: МГУ: Высш. шк., Т2. – 2002.
25. Матюгин, И. Ю., Аскоченко, Т. Ю., Бонк, И. А. Как развивать внимание и память вашего ребенка. – М. : Эйдос, 1996 – 114 с.
26. Морозова, Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей / Н. Г. Морозова – М., 1987.
27. Обучение детей с задержкой психического развития. / Под ред. Лубовского В. И. – Смоленск, 1994 – 218 с.
28. Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. / Под ред. Романова Л. И., Ципиной Н. А. – М., 1993 – 158 с.
29. Пенькова, В. А. Коррекционно-воспитательная работа с дошкольниками с нарушением интеллекта / В. А. Пенькова. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития – №4. – 2003.
30. Пинский, Б. И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы. – Минск: «Парадокс», 1999.
31. Понарядовой, Г. М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью. // Вопросы психологии. – 1982. – №2. – С. 51-52.
32. Практикум по олигофренопсихологии. – Ленинград : ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1980 – 80 с.
33. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение, 1986 – 190 с.