Введение
Глава 1 Специфика творческого воображения детей дошкольного возраста
1.1 Теоретические аспекты развития творческого воображения детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности (рисовании)
1.2 Особенности детского рисования как вида изобразительной деятельности
Глава 2 Изобразительная деятельность как средство развития творческого воображения детей среднего дошкольного возраста
2.1 Особенности развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
2.2 Методика развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности
2.3 Результаты экспериментального исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Введение.
Дошкольное воспитание – чрезвычайно важная ступень в развитии ребенка. От воспитания детей в дошкольном возрасте во многом зависит дальнейшее их развитие и обучение в школе. Реагируя на изменения в обществе, меняется и система образования.
Проблема развития творческого воображения детей дошкольного возраста актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли творческого воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. В связи с этим одной из важнейших задач психологической и педагогической работы является всестороннее изучение личности ребенка, и в частности, ребенка дошкольного возраста как наиболее сенситивного для становления всех психических функций, в том числе и воображения, раскрытие его потенциала и создание благоприятных условий для развития всех его психических функций.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать заключение, что развитию творчества детей дошкольного возраста посвящено значительное количество работ. Проблемой развития детского творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.В. Рождественская, Б.М. Теплов и др.
Глава 1 Специфика творческого воображения детей дошкольного возраста.
1.1 Теоретические аспекты развития творческого воображения детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности (рисовании).
В психологии и педагогике исследования творческого воображения велись главным образом в двух направлениях: с одной стороны, изучалось развитие воображения в онтогенезе (Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко и др.), с другой – функциональное развитие указанного процесса (Е.И. Игнатьев и др.). В педагогических исследованиях, которые были посвящены проблеме развития творческого воображения, отмечается, что оно эффективно развивается в дошкольном возрасте под воздействием специально организованного обучения, значимым условием которого является выбор средств (В.П. Сохина – на примере конструирования, Е.М. Струнина, О.С Ушакова – на примере развития речи, Е.А. Флерина – на примере обучения изобразительной деятельности,).
Воображение – это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально – смыслового опыта.
Воображение – это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из "царства" животных. Будучи психологической основой творчества, воображение обеспечивает как историческое создание форм культуры, так и освоение их в онтогенезе. Воображение – это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само это понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение) [18].
Глава 2 Изобразиельная деятельность как средство развития творческого воображения детей среднего дошкольного возраста.
2.1 Особенности развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
В данном подразделе вопрос развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста раскрывается на практике в ходе опытно-поисковой работы.
Цель опытно-поисковой работы – экспериментально исследовать процесс развития творческого воображения детей среднего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.
Задачи:
1. Выявить исходный уровень развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста (средней группы учреждения дошкольного образования);
2. Определить содержание и педагогические условия развития творческого воображения детей среднего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельность (рисованию).
В опытно-поисковой работе мы использовали для диагностики индивидуальную форму работы с детьми, так как такая организация педагогического процесса наиболее достоверна.
Наша опытно-поисковая работа осуществлялась на базе средней группы ГУО "Ясли-сад №239 г. Минска.
В опытно-поисковой работе приняли участие 20 детей средней группы.
Возраст детей – 4-5 лет.
Заключение.
В ходе творческого воображения ребенок самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в оригинальных продуктах деятельности. Как видно, существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением.
Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного отражения. Другая тенденция считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.
Таким образом, понимание воображения как процесса, противоположного мышлению, а мышления, протекающего по законам логики, как нетворческого – неправомерно. Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем (в воображении) всегда предполагается преобразование чувственного материала.
Под творческим воображением понимается создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой: воображение формируется в процессе творческой деятельности.
1. Битянова, М.Р. Социальная психология / М.Р. Битянова. – М.: ЭКСМОПресс, 2004. – 576 с.
2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособ. для вузов / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
3. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление: пер. с англ./Общ. ред. С. Ф. Горбова и В.П. Зинченко. Вступ. ст. В.П. Зинченко. – М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008 – 336 с.
4. Вострокнутов, Е.В. Формирование творческих компетенций у будущих инженеров / Е.В. Вострокнутов // Теоретические и прикладные аспекты личностно профессионального развития: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: В 2-х ч. Часть 1. / Е.В. Вострокнутов. – Омск, 2011. – С. 56-58.
5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991. – 206.
6. Грибовская, А. А. Обучение детей среднего дошкольного возраста декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий / А.А. Грибовская. – Скрипторий, – 2008. – 151 с.
7. Грибовская, А.А. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет / А.А. Грибовская. – М.: Сфера, 2010. – 80с.
8. Дьяченко, О.М. Развитие воображения ребенка среднего дошкольного возраста / О.М. Дьяченко. – М. : Знание, 1996. – 96 с.
9. Жуков, В.Г. Формирование профессионально-творческой компетентности будущих специалистов в учебно-производственном процессе колледжа: дисс. канд. пед. наук / В.Г. Жуков. – М.: Новосибирск, 2012. – 189 с.
10. Жуков, Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. – М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 448 c.
11. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб., 2008. – 800 с.
12. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г Казакова. – М., 2006. – 256 с.
13. Казакова, Т.Г. Развивайте у детей среднего дошкольного возраста творчество / Т.Г Казакова. – М.: Просвещение, 1985 – 193 с.
14. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2000. – 218 с.
15. Комарова, Т.С. Программа эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста. Изд. 4-е переработанное и дополненное / Под ред. Комаровой Т.С. (Совм. с Антоновой А.В., Зацепиной М.Б.). – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.
16. Кудрявцев, В.И. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей [Текст] / В.И. Кудрявцев, В.Г. Синельников // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 9. – С. 23-25.
17. Майерс, Д. Социальная психология: учеб. пособие / Д. Майерс. – СПб., Питер, 2010. – 794 с.
18. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. М., ВЛАДОС, 2003.
19. Озерова, О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей [Текст]: игры и упражнения / О.Е. Озерова. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 192 с.
20. Пахтусова, Н.А. Формирование профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения в условиях вуза: дисс. канд. пед.наук / Н.А. Пахтусова. – Челябинск, 2011. – 214 с.
21. Петрушин, В.И. Психология и педагогика художественного творчества / В.И. Петрушин. – М. : Академический Проект, Гаудеамус, 2008. – 496 с.
22. Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. – М.: Наука, 2006. – 303 с.
23. Психология развития: энциклопедический словарь / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Речь, 2008. – 176 с.
24. Ремезова, Л.А. Играем с цветом: формирование представление о цвете у детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет / Л.А. Ремезова. – М.: Школьная Пресса, 2014. – 96 с.
25. Смолярчук, И.В. Развивать творческие способности детей / И.В. Смолярчук // Школьное воспитание. – 1993. – №8. – С.10-12.
26. Теплов, Б.М. Психология и психифизиология индивидуальных различий: избранные психолог. труды: в 2 т. / Б.М. Теплов. – 2-е изд., стер. – М.: МСПИ, 2009. – 328 с.
27. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Национальный институт развития, 2012. – 417 с.