Введение
Глава 1 Понятие «реклама на транспорте: история, определение и основные характеристики
1.1 определение понятия «транзитная реклама/транспортная реклама/реклама на транспорте», его классификации и функции
1.2 реклама на транспорте: история тенденции развития; достоинства и недостатки
Глава 2 Технологии создания и примеры рекламы на транспорте в сфере культуры
2.1 основные технологии создания рекламы на транспорте
2.2 реклама на транспорте: яркие примеры в белорусском и зарубежном рекламном пространстве
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Многие годы реклама прочно занимает свое место в жизни человека. Очень трудно бывает представить себе, как жилось человеку без огромного количества биллбордов по обочинам дороги, на которые то и дело падает взгляд, пока ты путешествуешь. Реклама сегодня просачивается практически через все сферы жизни человека: Интернет, телевидение, радио, печатные СМИ, наружная реклама, реклама на транспорте и многое другое.
Уже несколько лет в сети ходят картинки, которые рассказывают о том, как же «вовремя» порой может появиться реклама на транспорте в соседнем ряду, пока ты стоишь в пробке или на светофоре. Яркий пример такого – всем известная фотография, где в окно машины «заглядывает» Леонид Аркадьевич с рекламы на троллейбусе.
Современный человек очень быстро насыщается тем потоком рекламы, который сваливается на него отовсюду. Именно поэтому для специалиста по рекламе крайне важно знать и постоянно пополнять свои знания в сфере рекламы. Так как транспортная реклама многие годы является одной из самых эффективных, ее изучение весьма актуально. С развитием техники, появлением новых рекламных технологий развивается, совершенствуется и данный вид рекламы. Именно поэтому стоит уделять внимание не только современным тенденциям на рынке, но и изучать историю данного вопроса, чтобы как можно лучше ориентироваться в ситуации и понимать, как в дальнейшем может пойти развитие рынка рекламы. Именно этими обстоятельствами и обусловлена актуальность данной работы.
Объект исследования – реклама на транспорте. Предмет исследования – особенности транспортной рекламы.
Цель работы – выявление особенностей рекламы на транспорте и основных направлений и тенденций исторического развития данного вида рекламы.
Задачи, которые необходимо решить в ходе работы:
1. Уточнить значение термина «реклама» и «транзитная реклама/транспортная реклама/реклама на транспорте», ее функции и классификацию.
2. Охарактеризовать основные этапы развития рекламы на транспорте, современные тенденции, достоинства и недостатки этого вида рекламы.
3. Определить технологию создания рекламы, основные средства и техники (с ориентацией на сферу культуры)
4. Выявить наиболее яркие и репрезентативные примеры мировой и белорусской рекламы на транспорте в сфере культуры.
Глава 1 Понятие: Реклама на транспорте: история, определение и основные характеристики
1.1. Определение понятия «транзитная реклама/транспортная реклама/реклама на транспорте», его классификации и функции
Реклама в современном мире окружает человека постоянно. В нашем мире абсолютно невозможно представить себе ситуацию, в которой бы к нам так или иначе не попадало бы рекламное предложение. По мере развития технологий каналов и источников распространения рекламы становится все больше и больше. Тем не менее, старые и проверенные механизмы распространения рекламы трансформируются с учетом требований времени и продолжают в той или иной мере эффективно функционировать.
Прежде чем анализировать рекламу на транспорте, ее особенности, функции, виды и эффективность, необходимо определиться со значением термина «реклама», который мы будем считать основным в данной работе. Так как многие ученые работали в данной сфере, практически каждый предлагал собственное определение рекламы, которое бы соответствовало основным положениям его исследований. Например, известные теоретики реклама и маркетинга У. Уэллс [20] и Ф. Коттлер [6] в качестве определения рекламы предлагают использовать следующее: «Реклама – это направление в маркетинговых коммуникациях, в рамках которого производится распространение информации для привлечения внимания к объекту рекламирования с целью формирования или поддержания интереса к нему».
Е. П. Голубков определяет рекламу как «оплаченную, неличную коммуникацию, осуществляемую идентифицированным спонсором с целью склонить (к чему-то) или повлиять (как-то) на аудиторию» [4, с. 5].
Согласно закону Республики Беларусь «О рекламе», под рекламой следует понимать «информацию об объекте рекламирования, распространяемую в любой форме с помощью любых средств, направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке» [11]. Так как это определение принято в нашей стране на законодательном уровне, а также не перечит предыдущим, в данной работе под термином «реклама» мы будем понимать приведенное выше определение.
Так сложилось, что реклама на транспорте – один из немногих видов рекламы, с которым человек практически не может избежать контакта. Буквально везде нас окружают автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутные такси, обычные автомобили с рекламой на бортах. Использование рекламы на транспорте имеет свою историю, правила, характерные особенности и тенденции. С развитием технологий совершенствуется и этот вид рекламы, появляются новые подходы к ее реализации.
Глава 2 Технологии создания и примеры рекламы на транспорте в сфере культуры
2.1 Основные технологии создания рекламы на транспорте
Реклама на транспорте может быть нескольких видов, что подчеркивается в работе И. А. Исаковой, а именно: политическая, коммерческая, социальная (к данному общепризнанному делению исследователь предлагает добавить квазисоциальную и квазикоммерческую рекламу) [5, с. 61]. Данное определение помогает нам в рамках исследования определиться с тем, какую именно цель преследует реклама, относящаяся к сфере культуры.
Исследованиями политической рекламы, в частности, занимались Ю. Е. Мелихов и П. А. Малуев в своей книге «Дизайн рекламы», где целая глава посвящена теме создания политической рекламы для транспорта, рассмотрению ее характерных черт и особенностей.
Стоит помнить, что реклама на транспорте – в первую очередь брендовая реклама, направленная на создание, поддержание и узнаваемость имиджа компании, бренда, товара, услуги. Поэтому она может отлично подойти для таких целей, как повышение осведомленности граждан о музеях, выставочных комплексах, выставках, культурных программах. Именно поэтому следует как можно больше изучать данный вопрос и продвигать культурные идеи и ценностные установки через размещение рекламной информации на транспорте.
При этом стоит отметить, что в таком случае реклама о культурном объекте или мероприятии может относиться как к коммерческой (или квазикоммерческой) рекламе, так и к социальной (квазисоциальной). Все будет зависеть исключительно от цели, которую планируется достичь посредством размещения данной рекламы. Если основная цель – прибыль, даже небольшая, то такая реклама будет относиться к коммерческой. Если же донесение информации, повышение осведомленности потенциального клиента будет приоритетным направлением при разработке рекламной компании, то, безусловно, она будет относиться к социальной.
Однако при всем этом возникает вопрос, какую же конкретно цель стоит ставить перед собой заказчику, который захочет продвинуть свой культурный бренд. Рассмотрим это на примере музея. Даже если первоочередная цель рекламной компании – создание положительного имиджа организации, повышение его узнаваемости среди целевой аудитории, здесь нельзя исключать того факта, что при всем вышеперечисленном такая реклама будет преследовать и еще одну цель – коммерческую выгоду от реализации билетов.
Заключение
1. В современной специализированной литературе часто встречаются несколько понятий, которые относятся к одному и тому же: транзитная реклама, транспортная реклама, реклама на транспорте. Все они понимаются исследователями либо как одно и то же, либо одно определение понимается как часть второго.
Как и любой вид рекламы, транспортная реклама имеет ряд функций, которые выполняет. Кроме того, до сих пор не существует единой общепринятой классификации транспортной рекламы. Это объясняется, в первую очередь, тем, что не выделено единого критерия, по которому эту классификацию следует проводить. Именно поэтому на сегодняшний лень существует несколько классификаций, которые разрабатывают разные авторы в рамках своих исследований.
Нами также выявлены особенности понимания транспортной рекламы как наружной, так и самостоятельного вида. Некоторые специалисты придерживаются первого варианта, иные – второго. На наш взгляд, считать рекламу на транспорте наружной вполне обосновано, и такая точка зрения имеет право быть.
2. История развития рекламы на транспорте начинается едва ли не с появления первого транспортного средства. Очень быстро рекламисты поняли простую истину: транспорт позволяет в разы увеличить охват территории, а вместе с ней и аудитории, которая увидит рекламу и, возможно, захочет приобрести рекламируемый товар или услугу. Осознание выгодности и эффективности транспортной рекламы не сразу осознавали в некоторых странах, тем не менее, и сегодня этот вид рекламы является одним из самых востребованных и эффективных.
Как и любая другая реклама, такой вид имеет ряд своих достоинств и недостатков. Однако стоит отметить, что заметных достоинств у него гораздо больше, чем недостатков. Основные недостатки довольно просто могут быть устранены при правильном подходе. А развитие современных технологий изготовления рекламы значительно снизили степень повреждаемости рекламы от атмосферных явлений, что привело к увеличению срока эксплуатации такой рекламы.
1 Алпатова, Н. С. Исследование рекламных тенденций / Н. С. Антропова. – М.: МЦР, 2012. – 321 с.
2 Бернадская, Ю. С. Основы рекламы. / Ю. С. Бернадская [и др.] / Под ред. Л. М. Дмитриевой. – М.: Наука, 2005. – 285 с.
3 В вагонах минского метро открылась «Мобильная библиотека» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mts.by/news/95533/.
4 Голубков, Е. П. Основы маркетинга: Учебник / Е. П. Голубков. – М. : Финпресс,1999. – 656 с.
5 Исакова, И. А. Воздействие городской транспортной культуры на жителей города: дис.…канд. социолог. наук: 22.00.04 / И. А. Исакова. – Нижний Новгород, 2013. – 210 с.
6 Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – СПб. :Литера Плюс, 1994. – 653 с.
7 Лидовская, О. П. Оценка эффективности маркетинга и рекламы / О. П. Лидовская. – СПб. : Питер,2008. – 141 с.
8 Меликов, В. С. Эффективность рекламы на транспорте – эффективность или расчет / В. С. Меликов. – М. 1999 – 34 с.
9 Мокшанцев, Р. И. Психология рекламы: Учеб. пособие для вузов / Р. И. Мокшанцев. – М.: Инфра –М, 2002. – 228 с.
10 Назайкин, А. Н. Наружная, внутренняя, транзитная реклама / А. Н. Назайкин. – М. : Солон-пресс, 2014. – 426с.
11 О рекламе [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 10 мая 2007 г., № 225-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 10.07.2015 г. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. Минск / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=H10700225.
12 Рекламное агентство «Игвитта» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://igvitta.by/naruzhnaya-reklama/reklama-na-transporte.
13 Рекламное агентство «Интрекс Групп» [Электронный ресурс]. – Режим доступ: https://intrex.by/reklama-na-obshestvennom-transporte.
14 Рекламное агентство «Мегаполис медиа» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.megapolis-reklama.by/uslugi/reklama-v-transporte/.
15 Рекламное агентство полного цикла «Prime Time» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sostav.by.
16 Саркисян, О. А. Реклама на транспорте набирает обороты / О. А. Саркисян. – М. : Практика рекламы, 2006. – 148 с.
17 Саркисян, О. А. Реклама на транспорте: обзор и анализ российского рынка. Мировой опыт / О. А. Саркисян // Реклама. Теория и практика. – №1 (13), февраль 2006 г. – С. 34 – 41.
18 Саркисян, О. А. Творческий подход к транзитной рекламе / О. А. Спркисян. – М. : Наружная реклама в России, 2003. – 165 с.
19 Саркисян, О. А. Транзитная реклама / О. Г. Саркисян. – М. : Нью -Тон, 2002. – 228 c.
20 Уэллс, У. Реклама: принципы и практика / У. Уэллс. – СПб.: Питер, 2001. – 736 с.
21 Хьюз, Т. Искусство создания рекламных объявлений / Т. Хьюз. – М.:б.и., 2005. – 364 с.