Введение
Глава 1 Теоретическое исследование своеобразия пейзажной живописи
1. 1. Характеристика законов изобразительного искусства
1. 2. Определение пейзажной живописи.
1. 3. Выразительные средства в живописи, стилизация
Выводы по главе 1
Заключение
Список использованных источников
Введение.
Ранние эмоциональные переживания, связанные с восприятием искусства, красоты часто оставляют неизгладимый след в душе ребенка. С годами это первое, не всегда преднамеренное, стремление к прекрасному выражается в необходимости знать и понимать искусство.
Некоторые исследователи считают, что дети дошкольного возраста не могут в полной мере оценить глубину высокохудожественных произведений и их художественную ценность, но они многое запоминают и впитывают. Исследования русских авторов об особенностях восприятия искусства детьми дошкольного возраста убедительно доказывают несостоятельность суждений некоторых зарубежных авторов о недоступности детскому восприятию произведений искусства. Они считают, что необходимо активно направлять внимание ребенка на восприятие произведений искусства, учить его наблюдать и выделять выразительные средства.
Психолого-педагогическая работа по восприятию картин детьми дошкольного возраста в основном охватывает вопросы о том, как ребенок понимает картину. Что касается эстетического восприятия натюрморта и пейзажа, то количество таких исследований невелико.
Существуют противоречивые мнения ученых о способности детей эстетически воспринимать пейзаж. В литературе существуют разные мнения по вопросам жанра, с которого дети должны начать знакомство с произведениями искусства.
По мнению ученых, в восприятии живописи дети отдают предпочтение картинам бытового жанра, в меньшей степени их привлекает пейзаж. Сюжетная линия привлекает ребенка интересным, веселым содержанием. Однако ребенок, как правило, не обращает внимания на эстетическую сторону. Пейзажная живопись представляет интерес для детей по изображению предметов и явлений, а также из-за цветовых сочетаний.
Глава 1 Теоретическое исследование своеобразия пейзажной живописи.
1. 1. Характеристика законов изобразительного искусства.
Живопись означает «писать жизнь», «писать живо», то есть полно и убедительно передавать действительность. Живопись — искусство цвета.
Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого (картины, фрески, росписи и др.) отражают действительность, оказывают воздействие на мысли и чувства зрителей.
Произведение искусства, выполненное красками (масляными, темперными акварельными, гуашевыми и др.), нанесенными на какую-либо поверхность называется живописью. Образы живописи очень наглядны и ярки. Художники создают полотна живописными и пластическими средствами. Они используют возможности рисунка и композиции, но главным средством выразительности в живописи является цвет. Он способен вызывать различные чувства, ассоциации, усиливать эмоциональность изображения.
Живописное изображение создается с помощью красок, то есть цвета, которые образуют непрерывный красочный слой изобразительной поверхности. Лаже в акварельной живописи, где порой остаются незакрашенные участки бумаги, они существенным образом не влияют на общее впечатление непрерывности изображения, потому что краски перетекают одна в другую, сплавляются и смешиваются.
Изобразительные и выразительные возможности цвета используются в живописи в полную силу, свободно, так, как необходимо художнику. Цветом можно выделить главное в композиции, акцентировать важные детали, передать глубину пространства или подчеркнуть плоскостность изображения. Сама красочная масса с тончайшими переходами цвета, нюансами, контрастами, рефлексами — ценность в живописи.
Главная отличительная особенность живописи состоит в том, что изображение формы и пространства, образов и действий строится исключительно с помощью цвета.
Живопись способна запечатлеть сложный мир человеческих чувств и характеров, передать тончайшие изменения в природе, извечные философские идеи и фантастические образы. Полнота охватываемых живописью явлений проявляется в присущих ей жанрах.
Многообразие объектов, событий и явлений в окружающем мире, пристальный интерес к ним художников способствовали появлению в XVII в. жанровой живописи: портрета, натюрморта, пейзажа, анималистического, мифологического, исторического, батального, бытового (жанровая живопись) и др. В произведениях живописи может встречаться сочетание жанров или их элементов. Например, натюрморт и пейзаж могут удачно дополнять портретное изображение.
1. 2. Определение пейзажной живописи.
Пейзаж - (фр. Paysage, из pays - местность, страна, родина) – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, типы местности, ландшафт. Пейзаж также называют работой данного жанра. Пейзаж – традиционный жанр станковой живописи и графики [17].
Человек начал изображать природу в древние времена, элементы пейзажа можно встретить еще в эпоху неолита, в рельефах и картинах стран Древнего Востока, особенно в искусстве Древнего Египта и Древней Греции. В средние века пейзажными элементами украшали храмы, дворцы, богатые дома.
Особой линией развития был пейзаж в искусстве Востока. Как самостоятельный жанр, он появился в Китае еще в 6 веке. Пейзажи китайских художников, выполненные чернилами на шелковых свитках, очень духовны и поэтичны. Они имеют глубокий философский смысл, словно чтобы показать вечно обновляющуюся природу, бесконечное пространство, которое кажется таковым благодаря введению в композицию обширных горных панорам, водянистых поверхностей и туманного воздуха. Пейзаж включает в себя человеческие фигуры и символические мотивы (горная сосна, бамбук, дикая слива), олицетворяющие возвышенные духовные качества. Под влиянием китайской живописи также развивался японский пейзаж, характеризующийся повышенным графическим оформлением, выпуском декоративных мотивов и более активной ролью человека в природе (К. Хокусай) [2].
В европейском искусстве художники венецианского ренессанса (А. Каналетто) первыми обратились к образу природы. Как самостоятельный жанр, пейзаж окончательно сформировался в 17 веке. Он был создан голландскими художниками. Художники обратились к изучению природы: Леонардо да Винчи, а позже П. Брейгель в Нидерландах разработал систему валеров, светло-воздушную перспективу в 16 веке. Формируются первые разновидности и направления этого жанра: лирический, героический, документальный пейзаж: П. Брейгель «Пасмурный день» (канун весны) (1565, Вена, Музей истории искусств), П.П. Рубенс «Охота на льва» (ок. 1615, Мюнхен, Старая пинакотека), Рембрандт "Пейзаж с прудом и арочным мостом" (1638, Берлин - Далем), И. ван Рейсдаль "Лесное болото" (1660-е годы, Дрезден, изображение города Алери), Н. Пуссен "Пейзаж с Полифемом" (1649, Москва, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).
В XIX веке творческие открытия мастера пейзажа, насыщение его социальных проблем, развитие пленэра привели к достижениям импрессионизма, что дало новые возможности в живописной передаче пространства. Глубина, изменчивость свето-воздушной среды, сложность цветовой гаммы открыли новые возможности в передаче изменчивой игры яркого света, неуловимых состояний природы и богатства красочных оттенков.
Крупные мастера конца XIX и XX веков. (П. Сезанн, П. Гоген, Ван Гог, А. Матисс во Франции, А. Куинджи, Н. Рерих, Н. Крымов в России, М. Сарьян в Армении) расширяют эмоциональные, ассоциативные качества пейзажной живописи. Традиции русского пейзажа были расширены и обогащены А. Рыловым, К. Юоном, Н. Рерихом, А. Остроумовой-Лебедевой, А. Куприным, П. Кончаловским и другими.
1. 3. Выразительные средства в живописи, стилизация.
Для исполнения картин используются акварельные, гуашевые, пастельные краски, тушь, масло и другие материалы [1, с.5].
Изобразительные и выразительные возможности живописи, особенно техника письма, во многом зависят от свойств красок, которые определяются степенью разрушения пигмента и характером связующих веществ, от инструмента, с которым работает художник (кисти, ножи), от растворителей, которые он использует; гладкая или шероховатая поверхность основания и грунта (в разной степени поглощающая связующее) влияет на способы нанесения краски, текстуру картины и полупрозрачный цвет основания или грунта – на цвет; иногда части основы или грунтовки, которые не содержат краски, могут играть роль в построении цвета (в основном, для акварели) [1, с.7].
Поверхность красочного слоя картины, то есть ее фактура, бывает глянцевой и матовой, сплошной или прерывистой, гладкой или неровной [19, с.189]. Желаемый цвет, оттенок достигаются путем смешивания цветов на палитре, инструменте художника.
Процесс создания живописной композиции можно разделить на несколько этапов. Но имеются более импульсивные картины, которые позволяют художнику напрямую и динамически воплощать свои жизненные впечатления, особенно в произведениях, выполненных по принципу а-ля прима, благодаря одновременной работе над рисунком, композицией, моделированием форм и цветов.
Техника и материалы живописи практически неисчерпаемы. Строго говоря, все, что оставляет след в чем-то, - это живопись: живопись создается природой, временем и человеком. Это отметил уже Леонардо да Винчи.
Основные материалы живописи:
живопись гуашью, потому что художник использует бумагу, характерную для графики, в качестве основного материала – она также классифицируется как графика; последний используется для создания монохромных работ;
В масляной живописи, для письма маслом используется твердый холст на раме или грунтованный картон, кисти из щетины.
акварельная живопись – это еще одна техника живописи, некоторые виды техники ближе к живописи, некоторые к графике;
рисование пастелью (примечание, сказанное о предыдущем, верно для этой техники);
работа с чернилами – в данном случае, как и в двух предыдущих – нельзя четко отнести к графике; на востоке, например, каллиграфия, по большей части использующая этот материал, традиционно считается живописью, поскольку, действительно, в китайской академической живописи используется в основном тушь – ахроматический диапазон; акриловая живопись; смешанная техника.
Выводы по главе 1.
Таким образом, живопись означает «писать жизнь», «писать живо», то есть полно и убедительно передавать действительность. Живопись — искусство цвета.
Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого (картины, фрески, росписи и др.) отражают действительность, оказывают воздействие на мысли и чувства зрителей.
Живопись делится на станковую и монументальную.
Следует отличать такие виды живописи, как иконопись, миниатюра, декоративная роспись, театрально-декорационная. Каждая из разновидностей живописи отличается спецификой технического исполнения и решения художественно-образных задач.
Объективными законами живописи являются: закон целостности, закон типизации, закон контрастов.
Объективными законами живописи являются: закон целостности, закон типизации, закон контрастов. Названные законы живописи наиболее глубоко обоснованы и полностью сформулированы академиком Е. А. Кибриком.
Пейзаж - (фр. Paysage, из pays - местность, страна, родина) – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, типы местности, ландшафт. Пейзаж также называют работой данного жанра. Пейзаж – традиционный жанр станковой живописи и графики.
В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить следующие виды пейзажа: сельский, городской (в том числе городской архитектурный и ведута), индустриальный пейзаж. Особой областью является изображение морских элементов – пристаней и речного ландшафта.
Для исполнения картин используются акварельные, гуашевые, пастельные краски, тушь, масло и другие материалы. Изобразительные и выразительные возможности живописи, особенно техника письма, во многом зависят от свойств красок, которые определяются степенью разрушения пигмента и характером связующих веществ, от инструмента, с которым работает художник (кисти, ножи), от растворителей, которые он использует; гладкая или шероховатая поверхность основания и грунта (в разной степени поглощающая связующее) влияет на способы нанесения краски, текстуру картины и полупрозрачный цвет основания или грунта – на цвет; иногда части основы или грунтовки, которые не содержат краски, могут играть роль в построении цвета (в основном, для акварели).
Заключение.
Живопись воссоздает все богатство и разнообразие мира. По широте охвата она занимает первое место. Реальный мир с пространственной глубиной, объемом, цветом, светом и воздухом воссоздается на холсте, бумаге, на стене дома или дворца с помощью живописи. Цвет является основным инструментом рисования. Живопись характеризуется богатством жанров. Внешний вид определяется интересами художников разных эпох ко всем аспектам жизни.
Проблема цвета всегда была и остается актуальной для художника, дизайнера, ткача и архитектора – для любого, кто так или иначе использует цвет в своей профессиональной деятельности. Основы понимания цвета как художественного инструмента должны быть заложены на школьной скамье, как и основы рисования и живописи. Но, хотя наука о цвете существует для художников, она практически недоступна для учеников, поскольку она разбросана по десяткам и сотням источников.
Живопись широко используется в работе с детьми дошкольного возраста, так как она доступная, чувственная, познавательная, выразительная, продуктивная. В педагогической практике мы не стоит забывать, что дети творят в соответствии со своими потребностями, а не для того, чтобы показывать себя, и нельзя фокусировать их только на результате, заменяя поиск шаблоном, творчество выполнением, а желание – принуждением. Рисунок должен поощрять искреннюю, оригинальную работу ребенка, а не послушное воспроизведение.
1. Баррас, Д. Свет в акварели. Поурочные разработки по изобразительному искусству/ Д. Баррас. – М.: Издательство Кристина, 2011. – 48 с., ил.
2. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты / Г.В. Беда. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.
3. Белая, А. Цвет в природе, бизнесе, моде, живописи, воспитании и психотерапии / А. Белая. – М.: ИП Стрельбицкий, 2012. – 250 с.
4. Бесчастнов, Н.П. Графика пейзажа: книга для учителя / Н.П. Бесчастнов. –М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012. – 332 с.
5. Герчук, Ю. Я. Основы художественной грамоты / Ю.Я. Герчук. – М.1998. – 208 с.
6. Горький, М. О том как я учился писать. – Горький о литературе. М., 1953. –309 с.
7. Горяева, Н. А. Первые шаги в мире искусства: книга для учителя / Н. А. Горяева. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
8. Кузьмина, М.Т. История зарубежного искусства / М.Т. Кузьмина. – М., Изобразительное искусство, 1984. – 472 с.
9. Калякина, В. И. Методика организации уроков коллективного творчества: планы и сценарии уроков изобразительного искусства / В. И. Калякина. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014. – 176 с.
10. Кибрик, Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве / Е.А. Кибрик. – Москва // Рисунок. Живопись. Композиция : хрестоматия : учебное пособие / Сост. Н.Н. Ростовцев, С.Е. Игнатьев, Е.В. Шорохов. – Москва : Просвещение, 1989. – С. 178-189.
11. Комарова, Т.С. «Детское художественное творчество». Методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т.С. Комарова. – Издательство Мозайка - Синтез, г. Москва, 2006. – 159 с.
12. Костерин, Н.П. Учебное рисование / Н.П. Костерин. – М.1984. – 223 с.
13. Ломоносова, М.Т. Графика и живопись. Учебное пособие. / М.Т. Ломоносова. – М.: Просвещение, 2012. – 267 с.
14. Морозова, О. Шедевры европейских художников. Учебное пособие / О. Морозова. – Олма Медиа Групп, 2013. – 347 с.
15. Робинсон, М. Прерафаэлиты. Жизнь и творчество в картинах. Поурочные разработки по изобразительному искусству / М. Робинсон. – М.: Издательство Эксмо, 2014. – 256 с.
16. Сокольникова, Н.В. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе / Н.В. Сокольникова. – М.2002. – 368 с.
17. Суздалев, П. О жанрах живописи / П.Суздалев. – Журнал «Творчество», 1964. – № 2, 3]
18. Чумичёва, Р.М. «Дошкольникам о живописи». Книга для воспитателя детского сада / Р.М. Чумичева. – Москва «Просвещение», 1992 г. – 126 с.
19. Эдвардс, Б. Ты – Художник! Поурочные разработки по изобразительному искусству / Б. Эдвардс. – М.: Издательство Попурри, 2010. – 254 с.