ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ФУНКЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
1.1. Особенности контрольно-оценочной функции в современной школе
1.2. Специфика контрольно-оценочной функции в первом классе
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ФУНКЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Методика исследования особенностей контрольно-оценочной функции на уроках математики в начальной школе
2.2. Анализ результатов исследования особенностей контрольно-оценочной функции
2.3. Вывод и педагогические рекомендации по реализации особенностей контрольно-оценочной функции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Ориентация общества и государства на обеспечение современного качества образования требует от преподавателя умения решать, в том числе и задачи, связанные с оценкой достижений учащихся. Контрольно-оценочная деятельность – неотъемлемый компонент обучения, определяющий его результативность и качество. Учебный процесс – деятельность трехсторонняя. Ее участниками являются учащиеся, учителя и родители. Все заинтересованы в достижении учебных результатов и в том, чтобы эти результаты были оценены объективно, чтобы были исключены случаи субъективных и ошибочных суждений, чтобы отметки отражали действительную успеваемость учащихся.
Проблема контрольно‐оценочной деятельности педагога и связанной с ней контрольно-оценочной самостоятельности школьников находится в поле зрения педагогической науки, но при традиционном обучении на практике не решается, так как контроль и оценка в массовой школе относятся исключительно к компетенции педагога. Большинство учителей считает, что ученики всегда согласны с их отметками, а их отрицательное поведение – следствие недостатков семейного воспитания.
Контрольно-оценочная деятельность в педагогическом процессе становилась предметом научного исследования. Необходимость изменения традиционной системы контроля и оценивания знаний обосновывалось Ю.К. Бабанским, З.И. Калмыковой, В.А. Кальней, Г.Ю.Ксензовой, П.И. Пидкасистым, Н.Ф. Талызиной, СЕ. Шишовым, Д.Б. Элькониным, В.А. Якуниным и др.
Различные психолого-педагогические аспекты организации контрольно-оценочной деятельности, учителя в системе личностно-ориентированного обучения отражены в работах Ш.А. Амонашвили, В.П. Беспалько, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, Г.Ю. Ксензовой, В.М. Полонского, В.А. Сухомлинского, Л.М. Фридмана, И.С. Якиманской и др.
Методологические основы организации контрольно-оценочной деятельности учителя раскрыты в работах Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьева, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной, ДБ. Эльконина, В.А. Якунина и др.
Актуальность данной работы заключается в неослабевающем внимании к поиску путей и методов работы с младшими школьниками.
Цель курсовой работы: изучить особенности реализации контрольно-оценочной функции на уроках математики в начальной школе.
Объект исследования: уроки математики в начальной школе.
Предмет исследования: реализация контрольно-оценочной функции на уроках математики в начальной школе.
ГЛАВА 1. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ФУНКЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
1.1. Особенности контрольно-оценочной функции в современной школе
Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.
Контроль в педагогическом процессе рассматривается как процедура оценочной деятельности, включающая в себя действия с использованием разнообразных педагогических мер и методов измерений по получению информации о ходе и результатах обучения.
Профессиональная компетентность современного учителя начальной школы невозможна без специальных знаний, умений организации контрольно-оценочной деятельности, отвечающей личностно-ориентированному обучению.
В стандарте профессионального образования в качестве одной из базовых компетентностей современного учителя выделена компетентность в педагогическом оценивании: умение осуществлять контроль и оценивание с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся (диагностическая функция контроля), делегировать контрольно-оценочную функцию учителя ученику (формирование контрольно-оценочной самостоятельности младшего школьника), создавать психологическую комфортность каждому ребенку в процессе контроля и оценивания и т.п.
Ряд других ученых, таких как Ш.А. Амонашвили, Е.Д. Божович, Л.И. Божович, Г.Ю. Ксензова, В.М. Полонский, Н.В. Селезнев и др., отмечают, что процесс оценки знаний, оценивание – самостоятельная деятельность учителя, сопровождающая его профессиональную деятельность. При этом данный вид деятельности эти ученые называют поразному.
Так, Ш.А. Амонашвили считает, что оценка является деятельностью оценивания, осуществляемая человеком. Ученый дает следующее определение оценки: «процесс соотнесения хода или результата деятельности с намеченным в задаче эталоном» [2, с. 25].
Основной целью оценки учителя Ш.А. Амонашвили видит в том, чтобы научить школьника, как самому оценивать свое продвижение в учении. Среди функций процесса оценивания педагог особое внимание уделяет стимулирующей функции, он утверждает, что оценивание – это мощный стимулятор развития мотивов учебной деятельности учащихся. В процессе
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ФУНКЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Методика исследования особенностей контрольно-оценочной функции на уроках математики в начальной школе
Для изучения особенностей контрольно-оценочной функции на уроках математики в начальной школе была проведена исследовательская работа.
Цель – исследование контрольно-оценочной функции на уроках математики в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Провести анкетирование учителей.
2. Предложить педагогические рекомендации по использованию безотметочного обучения уроках математики.
Базой эксперимента стало государственное учреждение образования «Гимназия № 2 г. Волковыска». В исследовании принимали участие 6 учителей 1-2 классов.
С целью выявления особенностей контрольно-оценочной функции на уроках математики в начальной школе было проведено анкетирование учителей, работающих в 1-2 классах и использующих в контрольно-оценочной деятельности безотметочное обучение (Приложение 1).
Педагогам было предложено ответить на следующие вопросы.
1. Считаете ли Вы, на уроках математики необходимо целенаправленно осуществлять контроль учебной деятельности младших школьников?
2. Обучаете ли Вы учащихся приемам самооценки и самоконтроля?
3. Чему способствует формирование навыков самоконтроля и самооценки с использованием «волшебных линеечек», «лесенки успеха» и т.д.??
4. Какие методы и приемы контрольно-оценочной деятельности на уроке математики вы используете?
5. Хотели ли бы Вы пополнить свои знания по проблеме формирования контрольно-оценочной деятельности?
Ответы педагогов были проанализированы, и на основе полученных данных были сделаны выводы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В образовательном процессе сочетаются контрольно-оценочная деятельность педагога, контрольно-оценочная деятельность учащихся в отношении друг друга (взаимоконтроль и взаимооценка) и контрольно-оценочная деятельность учащихся относительно процесса и результата собственной деятельности, а также самих себя (самоконтроль и самооценка).
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Контрольно-оценочная деятельность – это составляющая часть профессиональной деятельности учителя, основная функция которой состоит в стимулировании активности учеников. На современном этапе целью оценочной деятельности учителя является не просто контроль успеваемости учащихся, а создание условий для развития у них адекватной самооценки. Предметом оценочной деятельности учителя становится организация образовательного процесса в целом и собственная профессиональная педагогическая деятельность. В процессе обучения учителю необходимо применять следующие виды контроля: предварительный контроль, поурочный контроль, тематический контроль, прогностический (планирующий) контроль, пооперационный контроль, контроль по результату, который осуществляется после выполнения учебного действия; внешний контроль, внутренний (рефлексивный) контроль, (самоконтроль и самооценка).
Основной целью оценочной деятельности учителя является развитие у учащегося адекватной самооценки, позволяющей с достаточной долей объективности видеть ценности как вне, так и в самом себе.
Контрольно-оценочная функция в первом классе имеет свою специфику прежде всего из-за использования безотметочной системы оценивания. Целью безотметочного обучения является создание условий для сохранения психофизического здоровья младших школьников, развития у них положительной мотивации к учению, способности самостоятельно оценивать результаты собственной учебной деятельности. К основным принципам безотметочного обучения относятся критериальность, непрерывность, гибкость и вариативность инструментария оценки, естественность процесса контроля и оценки.
Для изучения особенностей контрольно-оценочной функции на уроках математики в начальной школе была проведена исследовательская работа. Результаты исследования указывают на осуществление педагогами на уроках математики в 1-2 классах контрольно-оценочной функции.
Констатировав определенный уровень знаний школьников, учитель имеет возможность корректировать дальнейший процесс обучения, оказывать помощь
1. Автайкина, Т.О. Формирование готовности учителя начальных классов к личностно-ориентированной контрольно-оценочной деятельности в системе повышения квалификации : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 - теория и методика профессионального образования/ Т.О. Автайкина. – Новокузнецк, 2008. – 24 с.
2. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников : экспериментально-педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 1984. – 180 с.
3. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. – М. : Просвещение, 1985 – 248 с.
4. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. – М. : НИЦСПО, 1990. – 366 с.
5. Воронцов, А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности (система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова) / А.Б. Воронцов. — М. : Издатель Рассказов А. И., 2002. – 303 с.
6. Воронцов, А.Б. Проблемы постепенного перехода на безотметочное обучение в начальной школе / А.Б. Воронцов // Начальное образование.– 2003. – № 1. – С. 3–8.
7. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации работы учреждений общего среднего образования по осуществлению контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся в период безотметочного обучения на i ступени общего среднего образования» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://adu.by/ru/uchitelyu/uchebno-metodicheskoe-obespechenie-doshkolnogo-obshchego-srednego-i-spetsialnogo-obrazovaniya/normy-otsenki-rezultatov-uchebnoj-deyatelnosti-uchashchikhsya-na-i-stupeni-obshchego-srednego-obrazovaniya.html. – Дата доступа: 03.04.2017.
8. Калинина, Н.В. Методика оценки учебных достижений в начальной школе / Н.В. Калинина, С.Ю. Прохорова, А.Я. Горбылева. – М. : Аркти,2006. – 72 с.
9. Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя / Г.Ю. Ксензова. – М. : Педагогическое общество России, 1999. – 180 с.
10. Младший школьник: развитие познавательных способностей : пособие для учителя / И.В. Дубровина [и др.] ; под ред. И.В. Дубровиной. – Москва : Сентябрь, 2011. – 180 с.
11. Полонский, В.М. Оценка знаний школьников / В.М. Полонский. – М. : Знание, 1981. – 160 с.
12. Селезнев, В.Н. Развитие оценочной деятельности учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе : автореферат дис. … д-ра педагогических наук : 13.00.01 / В.Н. Селезнев. – Борисоглебск, 1997. – 29 с.
13. Селиванова, Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве / Н.Л. Селиванова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http.www.vspu. var.ru8101/parts/facultets/mstitute/conf/conf7.htm. – Дата доступа: 12.12.2016.
14. Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевич. – Минск : Современное слово, 2001. – 380 с.
15. Столяренко, Л.Д. Педагогика : учеб. для вузов / Л.Д. Столяренко. – Ростов‐н/Д. : Феникс, 2000. – 448 с.
16. Фридман, Л.М. Психологическая наука – учителю / Л.М. Фридман, К.Н. Волков. – Москва : Просвещение, 1985. – 284 с.
17. Чикилева, З.П. Контрольно-оценочная деятельность педагога и учащихся / З.П. Чикилева // Пачатковая школа. – 2016. – № 1. – С. 4–11.
18. Шадрина, И.В. Математическое развитие младших школьников / И.В. Шадрина. – М. : Изд-во МГПУ, 2009. – 130 с.
19. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.
20. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – Москва : Сентябрь, 1996. – 120 с.