Введение
Глава 1. Теоретические аспекты использования моделирования в процессе познавательного развития детей дошкольного возраста
1.1 Формирование познавательных умений у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
1.2 Сущность метода моделирования и его значение при формировании познавательных умений у дошкольников
Глава 2. Метод моделирования как условие формирования познавательных умений у детей от 5 до 6 лет
2.1 Особенности и уровень сформированности познавательных умений у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Актуализация метода моделирования в процессе формирования познавательных умений у детей старшей группы
2.3 Эффективность использования моделирования как метода формирования познавательных умений у дошкольников
Заключение
Список использованных источников
Приложение А "Материал к методике «Что здесь лишнее»".
Приложение Б "Результаты сформированных познавательных умений у старших дошкольников на констатирующем этапе исследования".
Приложение В "Список контрольной группы (КГ)".
Приложение Г "Модель «Части суток»".
Приложение Д "Результаты сформированных познавательных умений у старших дошкольников на контрольном этапе исследования".
Введение.
Формирование познавательных умений в различных областях знаний и видах деятельности является одним из составных частей успешности воспитания в детском саду. Интерес ребенка дошкольного возраста к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа развития этого качества. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более результативные средства обучения и воспитания на базе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих развитию познавательных умений, является метод моделирования. Основываясь на том, что данный метод является наглядно-практическим методом обучения и его можно применять во всех видах детской деятельности, он формирует познавательный интерес к различным областям знаний, и в свою очередь формирует познавательные умения.
В обозначенную нами проблему, значительный вклад внесли исследования Л.С. Выготского, Л.И. Божовича, Л.А. Вегнера, Е.Н. Кабанова-Меллера, А.А. Люблинской, Г.М. Чуткиной и др.
Наряду с тем, что данной проблеме посвящено немало исследований, ощущается потребность в исследовании использования метода моделирования в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста познавательных умений.
Объектом исследования является процесс познавательного развития детей дошкольного возраста.
Предметом исследования: моделирование как метод формирования познавательных умений у детей дошкольного возраста.
Цель работы: определение и апробация педагогических условий использования метода моделирования в процессе формирования познавательных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Глава 1. Теоретические аспекты использования моделирования в процессе познавательного развития детей дошкольного возраста.
1.1 Формирование познавательных умений у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема.
Дошкольный возраст характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечнососудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.
Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи. Как утверждал В.В. Зеньковский, интеллектуальное развитие ребенка в определенной степени яснее, чем его эмоциональное развитие, потому что интеллектуальная сфера прозрачнее по своей сути, так и обращения к внешнему миру. Интеллектуальное развитие хоть и не занимает центрального положения в психике детей, отрицать того, что именно постепенное развитие интеллекта открывает перед ребенком дальнейшие ступени его созревания. Точнее сказать будет, что рост интеллектуального развития тут не главный фактор, а важный симптом перемен в ребенке.
Глава 2. Метод моделирования как условие формирования познавательных умений у детей от 5 до 6 лет.
2.1 Особенности и уровень сформированности познавательных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе ГУДО «Детского сада комбинированного вида № 22, г. Слуцк». В исследовании приняли участие 40 детей в возрасте от 5 до 6 лет.
Цель исследования: выявить уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста познавательных умений при помощи метода моделирования.
Задачи исследования:
1. Выявить исходный уровень познавательных умений старших дошкольников.
2. Разработать, апробировать комплекс занятий, направленных на формирование познавательных умений у детей старшего дошкольного возраста с применением метода моделирования и определить их эффективность.
Исследование проводилось в три этапа:
1. Констатирующий – определение исходного уровня сформированности познавательных умений у старших дошкольников.
2. Формирующий – разработка и реализация комплекса занятий по формированию познавательных умений старших дошкольников при помощи метода моделирования.
3. Контрольный – определение эффективности проведенного комплекса занятий по формированию познавательных умений у старших дошкольников.
Целью данного исследования являлось определение и апробация педагогических условий использования метода моделирования в процессе формирования познавательных умений у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе теоретического анализа проблемы было выявлено, что у детей старшего дошкольного возраста интенсивно развиваются познавательные процессы. Проблема формирования познавательных умений - одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития.
Формирование познавательных умений - это готовность и прогрессивное изменение процессов индивида, ведущих к более высокому уровню достижения знаний.
Познавательные умения делятся на следующие виды:
Сенсорные;
Интеллектуальные;
Творческие.
Интеллектуальные умения основываются на мыслительных операциях и моделировании.
«Моделирование - это вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели. При этом источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности».
Применение метода моделирования в процессе формирования познавательных умений облегчает дошкольнику процесс познания, открыть ему доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям.
1. Ананьев, Б.Г. Познавательные интересы и потребности / Б.Г. Ананьев. – Ученые записки ЛГУ. «Психология», 2001. - № 16. – с. 7-23.
2. Борякова, Н.Ю. Моделирование в детском саду: методическое пособие / Н.Ю. Борякова. – М.: Изд. – во Владос, 2003. – 66 с.
3. Венгер, Л.А. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1988. – 366 с.
4. Гавриленко, М. В. Развитие мотивации познавательной деятельности у старших дошкольников / М.В. Гавриленко, Т.П. Кузнецова. Изд.:. Magister Dixit. - № 1, 2012. – С. 192 – 198 с.
5. Глинский, Б.А. Моделирование как метод научного познания / Б.А. Глинский, Б.С. Грязнов, Б.С. Дынин, Е.П. Никитин. – МГУ, 2001. – 248 с.
6. Джиоева, Г.Х. Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе подготовки к школе / Г.Х. Джиоева. - Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 2015. - №3 (22) - с. 74-78.
7. Запорожец, А.В. Интеллектуальная подготовка детей к школе (содержание, формы и методы). Дошкольное воспитание \ А.В. Запорожец, 1977. - № 8. - С.. 30-34.
8. Использование моделей в образовательном процессе дошкольных учреждений. Учебно-методическое пособие для студентов, педагогов дошкольных учреждений. Шадринск: издательство ПО "Исеть", 1997. – 203 c.
9. Кларина, Л.М. Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующие познавательному развитию дошкольников / Л.М. Кларина / Готовимся к аттестации. – Спб.: Детство. – Пресс, 2002. – С.. 9-20.
10. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Изд-й центр «Академия», 2000. – 416 с.
11. Кукушин, В.С. Педагогические технологии: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.С. Кукушин. – Изд-й центр«Март»,2002.–320 с.
12. Клюкина, О.М. Модели в детском саду: Книга для воспитателей дет. сада / О.М. Клюкина. – М.: Детство – Пресс, 2002. – 78 с.
13. Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст / Н.С. Лейтес. - М.: Владос, 2007. - 240 с.
14. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: ИЦ «Академия», 2002. - 456 с.
15. Слюсарева, М.Н. Интеллектуальное развитие ребенка в онтогенезе / М.Н. Слюсарева. - Научные проблемы гуманитарных исследований. - № 8, 2009. - С. 94-98.
16. Черепанова, Е.В. Морфофункциональное и психофизиологическое развитие детей 6-7 лет и их адаптация к систематическому обучению в школе / Е.В. Черепанова. - МНКО. - №4-1, 2010. - c. 288-291.
17. Тропина, Т.Д. Проблема психологической готовности к школьному обучению в психолого-педагогических исследованиях [Электронный ресурс] // URL: http://festival.1september.ru/articles/599933/.
18. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева - М.: Изд.центр «Академия», 1999. - 336 с.
19. Эльконин Д.Б. Игра и психическое развитие. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн. - М.: Воронеж, 2001.- c.218-238.