Введение
Глава 1 Теоретический анализ влияния стилей семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Характеристика стилей семейного воспитания
1.2. Анализ самооценки дошкольников в научной литературе и влияние на нее семейного воспитания
Глава 2 Экспериментальное исследование влияния стилей семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Выявление самооценки у детей старшего дошкольного возраста и влияния на ее формирование стилей семейного воспитания
2.2. Система работы с детьми и их родителями по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение.
Актуальность исследования. Одной из актуальных тем дошкольного образования является проблема становления самооценки личности ребенка. Причины раннего обращение ученых и педагогов практиков к этой проблеме в том, что в дошкольном возрасте наблюдается начальный период осознания ребенком самого себя, своих мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Именно поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Проблема развития и становления самооценки является одной из центральных в психологии. Адекватная самооценка позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень и направленность его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Формирование неадекватной самооценки оказывает негативное влияние на психическое развитие ребенка дошкольного возраста. «Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым и был способен лучше адаптироваться и решать трудности, ему необходимо иметь положительные представления о себе» (Р. Бернс). Ребенок не рождается с определенным отношением к себе. Личность ребенка формируется там, где он общается и может проявить себя через отношение к окружающему миру. И его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье. Семья – один из основных институтов социализации, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Традиционно считается, что самооценка формируется в результате оценки значимыми людьми результатов деятельности и поведения ребенка. То есть, ребенок видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и определение его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и что недопустимо в отношении ребенка.
Глава 1 Теоретический анализ влияния стилей семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Характеристика стилей семейного воспитания.
Стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности имеют большое значение в становлении самооценки. Он представляет собой систему приемов и характер взаимодействия родителей и детей и во многом определяется личностными ресурсами семьи [1].
Стиль семейного воспитания относится к ряду понятий, обозначаемых терминами «родительское отношение», «типы воспитания», «родительская позиция», которые очень часто рассматриваются как синонимы и отражают воспитательное воздействие родителей на ребенка .В зависимости от «жесткости – мягкости» стили семейного воспитания в психолого-педагогической литературе делятся на авторитарный, демократический и либеральный, каждый из которых оказывает воздействие на формирование тех или иных качеств личности ребенка [2, с. 47].
1.Авторитарный стиль общения (холодные отношения с высоким контролем). При авторитарном стиле руководства родители действуют при помощи приказа, нажима, жесткого контроля, лишают детей самостоятельности, ограничивают их инициативу. Если ребенку предоставляется инициатива в значительно меньшем объеме, контроль над ним сопровождается повышенной критичностью, ограничивается его участие в принятии семейных решений и отклоняются все его предложения, то ответной реакцией, как своеобразного протеста в его поведении могут быть агрессивность, грубость, злобность. Авторитарный стиль ограничивает возможности развития свободного мышления у детей, воспитывает отрицательные личностные качества (неуверенность в себе, низкую самооценку).
Глава 2 Экспериментальное исследование влияния стилей семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Выявление самооценки у детей старшего дошкольного возраста и влияния на ее формирование стилей семейного воспитания.
Исследование проводилось на базе …. Исследование проводилось с воспитанниками старшего дошкольного возраста (в количестве 15 человек и их родителями).
Констатирующий этап эксперимента, в ходе которого проводилось диагностическое обследование, обработка данных, целью которых являлось выявление стилей воспитания и самооценки детей, анализ и подведение результатов эксперимента.
Формирующий этап эксперимента, в ходе которого проводилась работа с родителями и дошкольниками. Целью этого этапа являлось изменение родительского отношения к детям, и работа была направлена на гармонизацию стиля воспитания для успешного формирования у ребенка адекватной самооценки.
Контрольный этап эксперимента, целью которого было проведение сравнительного анализа результатов исследования. Определение эффективности подобранных и проведенных упражнений, направленных на изменение стиля семейного воспитания и успешного формирования у ребенка адекватной самооценки.
В эксперименте участвовали 15 детей старшего дошкольного возраста и их родители, которые дают представление о социальном статусе испытуемых семей.
Заключение.
Анализ научной литературы позволил выявить, что прослеживается взаимосвязь между самооценкой и типом взаимоотношений в семье. Адекватная самооценка и хорошая социальная и личная адаптированность сочетаются с наличием теплых, доверительных отношений между детьми и родителями. Дети с низкой самооценкой, выраженным чувством собственной изолированности и ненужности, малой социальной активностью и неудовлетворенностью в межличностных контактах имели негативный опыт внутрисемейных отношений.
Часто проявляемые детьми в игре, общении, а впоследствии и учебе такие личностные качества как уверенность или неуверенность в себе, зависят от объективных и субъективных условий. Объективными условиями являются, такие особенности: окружающая социальная среда, национальность и вероисповедание, семейные взаимоотношения, а субъективные: тип нервной системы, темперамент.
Благоприятным условием развития адекватной самооценки можно считать эмоциональную вовлеченность родителей в жизнь ребенка, не препятствующую развитию его самостоятельности. Отношение взрослых к детям, формирует личностную характеристику – самооценку, которая определяется в научной литературе как умение оценивать свои личностные качества, и от которой зависят взаимоотношения личности с окружающими (критичность, требовательность, отношение к успехам и неудачам, как своим, так и окружающих). Если самооценка завышенная или заниженная, то в таких случаях дети начинают неправильно оценивать себя, возникают эмоциональные срывы, повышается тревожность. Стиль родительского воспитания зависит от особенностей личности родителей, эмоционального принятия или отвержения ребенка, степени контроля и выраженности стремления к социальной желательности.
1. Белобрыкина, О. А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста / О. А. Белобрыкина. – Новосибирск : ГЦРО, 2005. – 395 с.
2. Смирнова, Е. О. Влияние формы общения с взрослым на эффективность обучения дошкольников / Е. О. Смирнова. – Москва : Академия, 2012. – 88 с.
3. Спиваковская, А. С. Как быть родителями / А. С. Спиваковская – Москва : Академия, 2011. – 297 с.
4. Коробейников, И. А. Психологическая дифференциация нарушений развития у старших дошкольников / И. А. Коробейников. – Москва :Владос, 2011. – 396 с.
5. Выготский, Л. С. Проблемы возраста / Л. С. Выготский. – Москва : Просвещение, 2004. – 396 с.
6. Годовиков, Д. Б. Общение и познавательная активность у дошкольников / Д. Б. Годовиков // Вопросы психологии. – 2010. – № 1. – С. 34-56.
7. Варга, А. Я. Дела семейные / А. Я. Варга, В. В. Столин. – Москва : Просвещение, 2004. – 297 с.
8. Лихачева, Е. Н. Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ / Е. Н. Лихачева. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2013. – 80с.
9. Мухина, В. С. Психология дошкольника / В. С. Мухина. – Москва :Владос, 2005. – 388 с.
10. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. – Москва :Владос, 2006. – 407 с.
11. Репина, Т. А. Психология дошкольника. Хрестоматия / Т. А. Репина. – Москва, 2005. – 438 с.
12. Леонтьев, А. Н. Психологические вопросы формирования личности ребенка в дошкольном возрасте / А. Н Леонтьев. – Москва : Просвещение, 2005. – 289 с.
13. Леонтьев, А. Н. К теории развития психики ребенка / А. Н. Леонтьев. – Москва :Владос, 2011. – 396 с.
14. Липкина, А. И. Самооценка Большая Советская Энцикло-педия / А. И. Липкина.– Москва, 2004. – 698 с.
15. Коломийченко Л. В. Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет / Л. В. Коломийченко, О. А. Воронова. – Москва : ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.
16. Ефремова, Н. А. «Родительская пятница» в группах раннего возраста / Н. А. Ефремова // Воспитатель. – 2017. – № 3. – С. 91-93.
17. Развитие общения у дошкольников и младших школьников / под редакцией А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. – Москва :Владос, 2004. – 364 с.
18. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Москва : Просвещение, 2007. – 387 с.
19. Бабынина, Т. Ф. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи / Т. Ф. Бабынина, Л. В. Гильманова, В. Э. Головенко. – Москва : ТЦ Сфера, 2016. – 128с.
20. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. – Санкт-Петербург : Дет-ство-Пресс, 2006. – 656 с.
21. Обухова, Л. Ф. Детская психология / Л. Ф. Обухова. – Москва : Просвещение, 2000. – 395 с.
22. Репина, Т. А. Общение детей в детском саду и семье / Т. А. Репина, Р. В. Стеркин. – Москва :Владос, 2006. – 396 с.
23. Попцова, Р. В. Семейный клуб выходного дня в детском саду / Р. В. Попцова // Воспитатель. – 2017. – № 3. – С. 84-90.
24. Лисина, М. И. Психология самопознания у дошкольников / М. И Лисина, А. И. Сильвестру. – Кишинев, 2004. – 399 с.
25. Бранден, Н. Мощь самооценки / Н. Бранден. – Киев, 2005. – 396 с.