Актуальность темы исследования обусловлена тенденцией к росту детей с нарушениями речи. В последнее время среди учащихся, поступающих в начальную школу, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии. Наиболее распространенным нарушением среди таких детей являются тяжелые нарушения речи (ТНР) [9, с. 5].
Высокая значимость проблемы развития выразительной стороны речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи связана с задачами обучения языку в качестве средства общения, коррекции речи с целью наиболее полной адаптации детей с нарушением речи в обществе. Коррекционная работа над интонационно-выразительной стороной речи в младших классах способствует овладению средствами выразительности (интонацией), которые представляют собой базу для усвоения интонации в качестве средства общения, а также для дальнейшего обучения грамматики и выразительному чтению. Выразительность речи позволяет передавать не только информацию, но и своё эмоциональное состояние, что способствует лучшему пониманию информации, большей контактности, живости, непосредственности общения.
Выразительное чтение – это чтение, которое характеризуется правильным использованием интонационных средств в зависимости от смысла читаемого текста [12, с. 47].
Значительный вклад в развитие теории и практики выразительного чтения внесли М. Бродовский, В.Г. Горецкий, И.Г. Качурин, О.В. Кубасова, Н.И. Кудряшев, P.P. Майман, Б.С. Найденов, З.И. Романовская, Н.М. Соловьева, Н.П. Шевелев и другие.
На сегодняшний день накоплен достаточно богатый материал по методике формирования выразительности речи у детей без речевых нарушений. Методы и приемы формирования интонационной стороны разрабатывались такими авторами как Б. А. Буяльский [4], Л. В. Лопатина, Л. А. Позднякова [11], Т.Ф. Заводская [13], С.Г. Калашникова [18], Н.Н. Светловская [19], А.И. Черновоморов [22], Е.Е. Шевцова [24].
В настоящее время, в научно-методической литературе имеются лишь единичные исследования состояния интонационных средств выразительности речи у детей (Т.А. Алтухова [2], Л.Ф. Емельянова [5], Л.А. Копачесвкая [6], Е.А. Ларина [9]).
Однако, исследований, направленных на изучение проблемы формирования выразительности речи у детей с речевыми нарушениями, недостаточно.
Таким образом, противоречие между необходимостью формирования полноценного навыка выразительного чтения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, с одной стороны, и недостаточной изученностью проблемы, обусловило выбор темы настоящего исследования: «Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников с ТНР».
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
1.1 Понятие и сущность выразительного чтения
Чтение является сложным психофизиологическим процессом. Акт чтения осуществляется с участием зрительного, речедвигательного, речеслухового анализаторов. Основу этого процесса составляют сложные механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем [18, с. 31].
Чтение как сложный навык, усвоение которого происходит в процессе обучения, представляет собой узнавание и воспроизведение звуков речи, обозначенных буквами [24].
Чтение непосредственно связано с устной речью. С помощью устной речи отрабатывается выразительность чтения; при чтении используются средства речевой выразительности, а также связная устная речь для передачи содержания текста и общения между читающими.
Основными качества чтения являются:
Правильность, т.е. плавное чтение без искажений, которые оказывают влияние на смысл читаемого;
- беглость – скорость чтения, которая обусловливает понимание прочитанного текста;
- сознательность чтения, которая предполагает понимание замысла автора, осознание художественных средств, которые помогают реализовать данный замысел, а также осмысление собственного отношения к прочитанному тексту;
- выразительное чтение – это умение использовать основные средства выразительности с целью отражения в чтении своего понимания, оценки содержания и смысла текста [8, с. 191].
Сознательность чтения предполагает, в первую очередь, понимание детьми фактического содержания читаемого текста, сущности и направленности текста. Это качества чтения тесно ввязано с жизненным опытом учащегося, от понимания лексического значения слов, от ряда методико-педагогических условий.
Техническая сторона чтения представлена другими компонентами навыка чтения – правильностью, беглостью, выразительностью. Каждый из этих компонентов, как и их совокупность, подчиняются смысловой стороне, пониманию, направлены на ее более полное отражение [24, с. 96].
Беглость чтения отражает определённое количество слов, произносимые в минуту. Темп чтения возрастает постепенно и тесно связан с правильным и сознательным чтением.
Правильность чтение – это чтение без искажений: отсутствуют ошибки произношения, отсутствуют перестановки в предложениях, слова не пропускаются. Ошибки возникают зачастую в словах, смысл которых
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТНР
2.1 Изучение интонационно-выразительной стороны речи у младших школьников с ТНР
Экспериментальное исследование включало три этапа:
– подбор методов и методик, формирование выборки исследования;
– изучение интонационно-выразительной стороны речи у учащихся 2 класса с ТНР в сравнении с детьми без отклонений в речевом развитии;
– подбор методов, средств и упражнений для формирования навыков выразительного чтения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Цель констатирующего эксперимента: выявить особенности интонационно-выразительной стороны речи у младших школьников с ТНР.
Методы исследования: констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ.
Диагностика интонационно-выразительной стороны речи у младших школьников осуществлялась с использованием скрининг-диагностики, разработанной Е.А. Лариной [9].
Диагностика интонационно-выразительной стороны речи основана на положении о том, что просодические характеристики речи представляют собой единое целое; описание интонационной системы возможно через установление ее структуры (Л. А. Кантер).
Скрининг-диагностика интонационной стороны речи осущетсвлялась по следующим направлениям:
– исследование процессов восприятия и воспроизведения мелодических рисунков фраз, соответствующих трем основным видам интонации русского языка (повествовательной, вопросительной, восклицательной);
– возможность использования интенсивности при воспроизведении интонационных конструкций;
– определение особенностей темпо-ритмической организации речи;
– диагностика чувства ритма;
– исследование восприятия и воспроизведения логического и словесного ударения;
– определение особенностей паузирования;
– выявление особенностей тембра и эмоциональной окраски голоса.
Совокупность компонентов интонации определяет прагматический компонент речевой способности – интонационный навык (аспектно-
ГЛАВА 3 КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТНР
3.1 Методы и приемы, способствующие формированию навыка выразительного чтения у младших школьников с ТНР
В учебном пособии Т.Ф. Завадской «Методика выразительного чтения» приведены основные идеи методики формирования выразительного чтения в начальной школе:
– учащимся необходимо хорошо понимать, что от них требуется передать слушающим, читая текст произведения;
– у учащихся должно быть правильное отношение ко всему, о чем идет речь в произведении;
– учащиеся должны читать текст произведения с осознанным желанием передать конкретное содержание: события, факты, картины природы, так, чтобы слушающие их правильно поняли и оценили [13, с. 85].
В качестве материала выразительного чтения в школе используют различные художественные произведения: сказки, рассказы, басни, стихотворения, скороговорки и т.д.
Выразительное чтение организуется путем специально отобранных методов и приемов. Используя методы и приемы, необходимо учитывать возрастные особенности детей, уровень сформированности у них необходимых умений и навыков, а также требования программы.
Существуют следующие приемы обучения выразительному чтению:
– работа над дыханием, а также над артикуляцией;
– прослушивание записей образцов выразительного чтения, которое может исполняться педагогом или известными артистами;
– образец выразительного чтения педагога;
– различение на слух текстов разной интонационной окрашенности;
– нотирование (специальная разметка текста) как подготовительная работа к выразительному чтению;
– чтение предложений с внимательным выделением пауз, словесного и логического ударения;
– ответы на вопросы, поставленные педагогом к отдельным словам предложения;
– чтение текста по ролям;
– коллективное чтение (несколько учащихся или весь класс);
– упражнение в чтении с разными установками (например: читать громко, тихо, медленно, быстро);
– чтение фраз с выделением отдельных слов на базе подражания учителю;
Теоретический анализ литературы показал, что выразительное чтение представляет собой правильное, осмысленное и эмоциональное чтение художественного произведения. Определяющую роль в выразительном чтении играет интонация – совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания. Интонация представляет собой сложное образование, в которое входят следующие компоненты: логическое и фразовое ударение, паузы (логические и психологические), тест, тембр речи, ритм, сила и высота голоса. Использование этих качеств или интонационных средств является главным условием выразительности речи.
Формирование навыков чтения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи имеет свои особенности. Уроки чтения в младших классах, где обучаются школьники с нарушениями речи, организуются как объяснительное чтение, которое предполагает обучение умению соблюдать паузы и интонации, логическое ударение, интонацию прямой речи. У младших школьников с ТНР обнаруживаются ряд нарушений интонационной стороны речи: нарушение голоса, изменения тембра голоса, трудности в восприятии и пассивном воспроизведении различных интонационных конструкций; сложности в расстановке логических ударений и выборе верного паузирования, двигательная дискоординация, обедненная интонация. Нарушения интонационной стороны речи, особенности детей с ТНР, обусловливают особенности коррекционно-педагогической и логопедической работы по формированию навыков выразительного чтения.
В результате экспериментального исследования выявлены особенности интонационно-выразительной стороны речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Так, у младших школьников с ТНР выраженность показателей по каждому компоненту интонации заметно ниже, чем у младших школьников без речевых нарушений. Нарушение речи у детей с ТНР затрагивает все компоненты интонационно-выразительной стороны речи: методику, интенсивность, темп, ритм, логическое ударение, словесное ударение, паузирование, тембр. Уровень сформированности интонационно-выразительной стороны речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи ниже, чем у младших школьников безе речевых нарушений. Младшие школьники с ТНР имеют преимущественно низкий уровень сформированности интонационной стороны речи, а также уровень ниже среднего.
Выразительное чтение организуется путем специально отобранных методов и приемов. Подготовка к выразительному чтению осуществляется с помощью применения упражнений. Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. В связи с особенностями развития всех сторон речи у младших школьников с ТНР применяются методические приемы, направленные на коррекцию темпо-ритмической стороны речи младших школьников с ТНР. В данной
1. Аксёнова А. К. Специальная методика обучения русскому языку во вспомогательной школе / А. К. Аксёнова. – М. : Просвещение, 2005. – 512 с.
2. Алтухова, Т. А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / Т. А. Алтухова. – М. : МПГУ, 1995. – 233 с.
3. Артемов, В. А. Психология речевой интонации : лекции к спецкурсу / В. А. Артемов. – М. : Просвещение, 1986. – 79 с.
4. Буяльский, Б. А. Искусство выразительного чтения : книга для учителя / Б. А. Буяльский. – М. : Юнити-Дана, 2006. – 245 с.
5. Емельянова, Л. Ф. Формирование интонационной стороны речи у учащихся с речевой патологией / Л. Ф. Емельянова // Школьный логопед. – 2004. – № 2. – С. 35–41.
6. Копачевская, Л. А. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями : автореф. дис. … пед. наук : 13.00.03 / Л. А. Копачевская, 2000. – 182 с.
7. Кубасова, О. В. Выразительное чтение / О. В. Кубасова. – М. : Дело, 2001. – 144 с.
8. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах : Кн. для логопеда / Р. И. Лалаева. – М. : Владос, 1998. – 224 с.
9. Ларина, Е. А. Формирование интонационной стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи в структуре коррекции нарушения письма : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / Е. А. Ларина. – Екатеринбург : Уральск. гос. пед. ун-т, 2007. – 19 с.
10. Логопедия : учебник / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Владос, 1998. – 680 с.
11. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников : учебное пособие / Л. В. Лопатина, Л. А. Позднякова. – СПб. : СОЮЗ, 2006. – 151 с.
12. Маерова, К. В. Выразительное чтение / К. В. Маерова. – М. : РУДН, 2003. – 145 с.
13. Методика выразительного чтения : учебное пособие / Под ред. Т. Ф. Завадской. – М. : Просвещение, 1977. – 463 с.
14. Мисаренко, Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе / Г. Г. Мисаренко. – М. : Дом педагогики, 2005. – 347 с.
15. Михайличенко, Л. А. Развитие интонационной выразительности речи у детей с нарушением речевой деятельности / Л. А. Михайличенко. – Ставрополь : Книгсвет, 2000. – 210 с.
16. Найденов, Б. С. Методика выразительного чтения / Б. С. Найденов. – М. : Просвещение, 1977. – 191 с.
17. Оморокова, М. И. Совершенствование чтения младших школьников / М. И. Оморокова. – М. : Академия, 1997. – 432 с.
18. Работа по формированию навыка чтения в современной начальной школе : метод. рекомендации / Сост. C. Г. Калашникова. – Омск : Изд. ОмГУ, 2004. – 42 с.
19. Светловская, Н. Н. Методика обучения чтению: что это такое? / Н.Н. Светловская // Начальная школа. – 2005. – № 2. – С. 11–14.
20. Усанова, О. Н. Специальная психология : учеб. пособие / О. Н. Усанова. – СПб.: Питер, 2006. – 400 с.
21. Филичева, Т. Б. Основы логопедии : учеб. пособие / Т.Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Просвещение, 1989. – 223 с.
22. Черноморов, А. И. Практикум по выразительному чтению: пособие для учителей начальных классов / А. И. Черноморов, А. И. Шустова. – М. : Дана, 2000. – 388 с.
23. Шаромова, В. С. Формирование навыка чтения у детей с общим недоразвитием речи / В. С. Шаромова // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 4-2. – С. 83–87.
24. Шевцова, Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. – М. : ACT; Астрель, 2009. – 222 с.