В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания культуры поведения в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Поэтому так важно научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему. К сожалению не все родители и воспитатели дошкольных учреждений уделяют достаточно внимания воспитанию у детей навыков культурного поведения. Причина видится в том, что взрослые ещё сами не до конца осознали значимость самого понятия «культура поведения» особенно сейчас, в переходный период, когда основные составляющие нравственного воспитания претерпевают некоторые изменения.
В связи с этим возникает противоречие между тем, что у детей дошкольного возраста необходимо формировать культуру поведения и тем, что в дошкольных образовательных учреждениях эта работа ведется не систематически.
В разное время вопросами воспитания культуры поведения у дошкольников занимались ученые: Петерина С.В., Яковенко Т., Ходонецких З., Теплюк С., Буре Р. С., Островская Л. Ф., Петерина С. В., Ерофеева Т. И., Бархатов, Юдина, Островская, Ерофеева, Барахтова и т. д.
Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. В отечественной психологии и педагогике принято выделять младший, средний и старший дошкольный возраст. Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному статусу — статусу школьника. [1, с.79] В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка происходят большие изменения во всем психическом развитии. Чрезвычайно возрастает познавательная активность — развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления.
Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания и т. д. Значительно возрастает роль речи как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения, разных видов детской деятельности. В трудах А. В. Запорожца отмечается, что дети дошкольного возраста могут выполнять действия по словесной инструкции, усваивать знания на основе объяснений лишь в том случае, если у них имеются четкие наглядные представления.[6, с.143]
Появляются новые виды деятельности: игра — первый и основной вид совместной деятельности детей дошкольного возраста; изобразительная деятельность — первая продуктивная деятельность ребенка; элементы трудовой деятельности.
Происходит интенсивное становление личности, воли. Ребенок, усваивая нравственные представления, формы поведения, становится маленьким членом человеческого общества. В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка чрезвычайно возрастает познавательная активность, интерес к
Экспериментальная работа проводилась на базе ГУО Ясли-сад №26 г.Мозыря с детьми старшего дошкольного возраста (20 человек). Мы проводили наблюдение за культурой поведения детей дошкольного возраста, а именно за их культурой общения, культурой деятельности, культурно-гигиеническими навыками. Выявляя уровень сформированности культурно-гигиенических навыков, мы обращали внимание на то, опрятно ли дети одеты, моют ли руки и делают это самостоятельно или по напоминанию воспитателя. Наблюдали, бережно ли дети относятся к книгам, вещам, игрушкам. При определении уровня культуры общения мы наблюдали, как ребенок ведет себя во время разговора, какие формы обращения использует, умеет ли слушать собеседника. Обращали внимание на то, как ребенок взаимодействует с другими детьми и взрослыми, договаривается о совместных действиях, решает конфликтные ситуации, соблюдает ли нормы культурного поведения.
Определяя уровень сформированности культуры деятельности, мы обращали внимание на то, как организует ребенок свое рабочее место, время, убирает ли за собой, какими видами деятельности предпочитает заниматься.
Критерии уровней сформированности навыков культурного поведения детей старшего дошкольного возраста
· низкий уровень – 0-1 балл
· средний уровень 2-3 балла
· высокий уровень – 4-5 баллов
После этого, мы вычисляли средний балл по всем показателям.
Интерпретация результатов:
Изучив литературу по данной теме, можно определить понятие культуры поведения детей дошкольного возраста, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
В процессе работы мы достигли поставленной цели: изучили процесс воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста.
И выполнили задачи:
· Изучили психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста
· Объяснили понятие культуры поведения
· Раскрыли содержание культуры поведения
· Показали методику формирования культуры поведения в разных возрастных группах
· Определили уровень культуры поведения детей дошкольного возраста
· Организовали работу по воспитанию культуры поведения с помощью сюжетно-ролевых игр
· Провели анализ эффективности методов воспитания культуры поведения
В результате экспериментального исследования, мы увидели что, благодаря правильно организованной работе уровень воспитания культуры у детей старшего дошкольного возраста повысился. В связи с этим, нашу гипотезу можно считать доказанной.
1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд./Л.Р.Болотина. - М: Издательский центр «Академия», 2007.
2. Ветлугина В.А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Кн. для воспитателя дет. сада / Н.А. Ветлугина, Р.С. Буре, Т.И. Осокина и др.; Под ред. Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 1987.
3. Горшкова Е. Учить детей общаться / Е. Горшкова //Дошкольное воспитание. - 2000. - №12. - с.91,
4. Дорохов А.А. Как себя вести беседы о вежливости и правилах поведения/А.А.Дорохов. – М.:1970.
5. Елизарова Е. Путешествие в страну этикета/ Е. Елизарова, Н. Кузьмина //Дошкольное воспитание. -1999. -№Ц. -с. 58.
6. Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. Принцип развития в психологии/А.В.Запорожец.- М. 1978
7. Иванникова Г. Воспитание культуры поведения / Г. Иванникова //Дошкольное воспитание. - 1990. - №11.
8. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире/С.Козлова // Дошкольное воспитание.-М, 2001. № 9. С.98-104.
9. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: уч. пособие / С.А. Козлова Т.П. Куликова. - М., 2004.
10. Константинов Н.А. История педагогики/Н.А.Константинов. – М.: Просвещение, 1974. – 447с.
11. Кузнецова Л. Основы этической культуры/Л.Кузнецова // Воспитание школьника.-М., 1998. - №3.-с.19.
12. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа/В.С.кукушкин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.-437с.
13. Купина Н.А. Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры/Н.А.Купина. - М., 2002.
14. Курочкина И.В. О культуре поведения и этикете /И.В.Курочкина// Дошкольное воспитание. 2003. №11. С.61-65
15. Курочкина И.В. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников/И.в.Курочкина. – М.: Владос, 2003. – 224с.
16. Лапина С.А. Культура поведения дошкольника. Дошкольное воспитание/С.А.Лапина. - 2006. - № 7. - С. 16.
17. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. Перевод с англ/Д.Лешли.-М.1991.
18. Логинова В.И. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логинова, П.Г. Саморукова. - M:Просвещение, 1988.
19. Логинова В.И. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду /В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – М.: Детство-Пресс, 2006. –243с.
20. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей/А.С.Макаренко. – М. 1947.
21. Малахова Е.Ю. Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста // Открытый урок/Е.Ю.Малахов. - 2008. - № 10. - С. 26 - 29.
22. Матюхина М.В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др. – М.: Просвещение, 2002.
23. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников/Л.Ф.Островская. – М., 1987. – с. 143
24. Панько Е.А. Пралеска: программа дошкольного образования /Е.А.Панько и др.-Мн.:НИО, 2007.-320с.
25. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста/С.В.Петерина.- М. Просвещение 1986 г.
26. Пидкасистый П.И. Педагогика/П.И.Пидкасистый. – М.: Просвещение, 1996.
27. Плинер П.Г. Воспитание личности в коллективе/П.Г.Плинер, В.А.Бухвалов. –М., 2000. –158с.
28. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27.11.2012 №133 "Об утверждении учебной программы дошкольного образования"
29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/С.Л.Рубинштейн.- М., 1946
30. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов.- М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.