ВВЕДЕНИЕ
В дошкольном возрасте происходит формирование основ физического здоровья, повышается двигательная активность, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные качества детей [19].
Среди факторов, которые влияют на дейтей дошкольного возраста можно выделить социально-экономические, демографические, культурные и гигиенические. Именно они чаще всего являются основой формирования представлений о ЗОЖ.
В связи с тем, что на детей различных возрастных влияет комплекс факторов, то возникает вопрос о недостаточной эффективности процесса физического воспитания в дошкольных учреждениях. В данном возрасте происходит осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям. Именно отношение ребенка в будущем к своему здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия [20].
В Республики Беларусь в период 2010-2016 годы состояние здоровья детей дошкольного возраста существенно ухудшилось: абсолютно здоровые дети составляют только 15,1%, отклонения в здоровье имеют – 67,6%, хронические заболевания характерны для 17,3% дошкольников.
Особенно сложным является процесс формирования представлений о ЗОЖ у детей с особенностями психо-физического развития (ОПФР). Для них характерно: нарушение высших психических функций (внимания, памяти, восприятия, ощущения, познавательных процессов), низкий уровень врабатываемости, работоспособности, высокий уровень утомляемости [20].
Актуальность исследования определяется тем, что формирование представлений и навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с ОПФР в специально организованных условиях является одним из возможных путей улучшения их соматического, психологического состояния здоровья, а вместе с тем и улучшения успешности в учебной деятельности.
Цель исследования: изучить особенности формирования представлений о ЗОЖ у детей дошкольного возраста с ОПФР.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущность понятия ЗОЖ в современной педагогике.
2. Раскрыть особенности психического и личностного развития детей дошкольного возраста с ОПФР.
3. Проанализировать специфику формирования представлений о ЗОЖ у детей дошкольного возраста с ОПФР.
4. Практически исследовать особенности формирования представлений о ЗОЖ у детей дошкольного возраста с ОПФР.
Объект исследования – особенности представлений о ЗОЖ.
Предмет исследования – процесс формирования представлений о
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗОЖ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОПФР
1.1 Сущность понятия ЗОЖ в современной дошкольной педагогике
Здоровье – это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека. Современная дошкольная педагогика направлена на решение задач, которые включают в себя организацию режима жизни детских закаливающих процедур, специальных упражнений по развитию движения.
Эти задачи отражены в государственном стандарте дошкольного воспитания и обучения. В нем говорится: «Здоровьесберегающая компетентность позволит заботится о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности; владеть двигательными навыками, социального отношения к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – главная ценность, дарованная человеку природой, развитие двигательной активности и формированию физических качеств» [6].
Проблема формирования здорового образа жизни рассматривалась с различных позиций:
1. С точки зрения медицины и физиологии человека (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын и др.).
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗОЖ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОПФР
2.1 Методическое обеспечение исследования
Особенности формирования ЗОЖ освещались в работах большинства исследователей (А.М. Амосов, А. И. Антонов, Е. Б. Бреева, Г. А. Бутко, И. В. Журавлева и др.). Вместе с тем, в основном освещались вопросы формирования ЗОЖ у детей младшего школьного возраста и подростков.
Исследования, посвященные формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста немногочисленны:
- Н.Г. Быкова, Л.Г. Касьянова, М. В. Меличева и др. – исследования посвящены представлений о ЗОЖ и становлению культуры ведения ЗОЖ.
- Н.Ю. Гомзякова, И.М. Новикова, Т.С. Овчинникова и др. – исследования посвящены формированию культуры ЗОЖ у детей с ОПФР.
С целью определения уровня представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни проведен. Экспериментальной базой исследования выступило ГУО «...».
В эксперименте приняли участие 24 ребенка старшего дошкольного возраста с ОПФР. Анализ анамнестических данных показал наличие раннего органического поражения ЦНС, задержку психомоторного и речевого развития в раннем возрасте у 70% дошкольников.
В анамнезе 60% обследованных детей отмечается патология беременности и родов, у 45% детей до года выявлено отставание в физическом развитии, у 70% детей наблюдается отставание в речевом развитии, 35% от общего числа обследованных дошкольников – соматически ослабленные и часто болеющие дети; только 10% детей имеют I группу здоровья; 80% детей имеют II группу здоровья, 10% детей имеют III группу здоровья.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования выявил критерии сформированности представлений старших дошкольников по следующим показателям:
- представление дошкольника о понятии «здоровый образ жизни»;
- представление дошкольника о вреде нездорового образа жизни на организм и психику человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературы по теме исследования позволил нам сделать следующие выводы:
Сущность понятия «здоровый образ жизни» формируется во всех сферах общества. Оно связано, прежде всего, с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей.
Закономерности развития психики детей дошкольного возраста с ОПФР носят общий характер. Отклонения в психическом развитии происходят могут возникать в результате: органического повреждения структур и функций ЦНС, нарушений в анализаторных системах, неадекватного воспитания и т.д.
Специфика деятельности по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста с ОПФР связана с: обеспечением рационального режима трудовой деятельности и отдыха; приучением к системе физкультурных занятий; сохранением психического здоровья детей на протяжении всего образовательного процесса в УДО.
Анализ практического изучения уровня представлений о ЗОЖ у детей дошкольного возраста с ОПФР, показал следующее:
Методологической базой для исследования стали работы в области формирования культуры ЗОЖ у детей дошкольного возраста с ОПФР. Был проведен эксперимент по выявлению представлений детей дошкольного возраста с ОПФР о ЗОЖ, а также определению способ их коррекции. Эксперимент состоял из 3 этапов.
Диагностика состояла из наблюдений за игровой и трудовой деятельностью детей. Было выявлено, что для большинства детей экспериментальной группы характерен средний уровень представлений о ЗОЖ.
При включении и образовательный процесс обучающих мероприятий, бесед, подвижных и дидактических игр нам удалось добиться повышения уровня представлений о соблюдении принципов ЗОЖ.
1. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. – М.: Педагогика. – 1985. – 217 с.
2. Божович, Л.И. Психология формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1995. – 464 с.
3. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. – М.: Академический Проект, 2005. – 240 с.
4. Венгер, Л.А. Психология: учебник для вузов / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Академия, 2007. – 446 с.
5. Веремкович, Л. Закаливание детей в современных условиях / Л. Веремкович // Дошкольное воспитание. – 1993. – №2. – С. 7 - 8.
6. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М. Воробьева // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 7. – С. 5 - 9.
7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. – Т.4 / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – 213 с.
8. Гальперин, П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец. – М.: Просвещение, 1978. – 240 с.
9. Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: программа и программные требования / Л.Д. Глазырина. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 365 с.
10. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте / В.В. Давыдов. – М.: Просвещение, 1992. – 342 с.
11. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова и др. – М.: Гардарики, 2008. – 164 с.
12. Змановский, Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект / Ю.Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. – 1993. – №9. – С. 34-36.
13. Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1979. – С. 13 - 25.
14. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 98 с.
15. Мартыненко, А.В. Формирование здорового образа жизни молодежи / А.В. Мартыненко. – М.: Медицина, 1988. – 224 с.
16. Маханева, М. Новые подходы к организации физического воспитания детей / М. Маханева // Дошкольное воспитание. – 1993. – №2. – С. 22 - 24.
17. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В. Нежина // Дошкольное воспитание. – 2004. – №4. – С. 14-17.
18. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. – М.: Современное слово, 2005. – 116 с.
19. Пичугина, Н.О. Дошкольная педагогика: конспект лекций / Н.О. Пичугина. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.
20. Сластенин, В.А. Общая педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 288 с.
21. Смирнова, Е.О. Психология ребенка: учебник для пед. вузов и училищ / Е.О. Смирнова. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 384 с.
22. Cорокин, В.М. Специальная психология: Учеб.пособие/ под научн. ред. Л.М. Шипицыной / В.М. Сорокин. – СПб.: «Речь». 2003. – 216 с.
23. Специальная психология: учеб. пособие / Е.С.Слепович [и др.]; под ред. Е.С. Слеович, А.М. Полякова. – Минск: Выш.шк., 2012. – 512 с.
24. Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М.Ю. Стожарова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 208 с.
25. Фомина, А.И. Физкультурные занятия, игры и упражнения в детском саду / А.И. Фомина. – М.: Гардарики, 2007. – 183 с.
26. Юрко, Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста / Г.П. Юрко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 98 с.
27. Юматова, А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников / А.В. Юматова // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 3. – С. 12 - 14.