ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества [19].
На ребенка дошкольного возраста в той, или иной мере, воздействует значительное число факторов: социально-экономических, демографических, культурных, гигиенических и др. Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности гармоническое развитие организма дошкольника невозможно без физического воспитания.
В то же время анализ многочисленных литературных источников свидетельствует о недостаточной эффективности процесса физического воспитания в дошкольных учреждениях, что подтверждается рядом фактов. По данным Министерства здравообхранения Республики Беларусь, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось количество абсолютно здоровых (с 23,2 до 15,1%) и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и хронические заболевания (с 15,9 до 17,3%). Вызывает тревогу то, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у детей.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям – все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия [20].
Для детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью характерны некоторые нарушения психических функций (внимания, памяти, восприятия, ощущения и т.д.), что сказывается на общем состоянии их здоровья, нервно-спихического развития и успешности в различных видах деятельности [20].
Данная проблема обуславливает актуальность формирования уданной группы дошкольников представлений о здоровом образе жизни, поскольку в специально организованных условиях является одним из возможных путей улучшения их соматического, психологического состояния здоровья, а вместе с тем и улучшения успешности в учебной деятельности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗОЖ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОПФР
1.1 Сущность понятия здоровый обаз жизни
В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) под здоровьем понимается «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Современная дошкольная педагогика направлена на решение задач, которые включают в себя организацию режима жизни детских закаливающих процедур, специальных упражнений по развитию движения.
Выделим группы задач (рисунок 1.1).
Эти задачи отражены в государственном стандарте дошкольного воспитания и обучения. В нем говорится: «Здоровьесберегающая компетентность позволит заботится о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности; владеть двигательными навыками, социального отношения к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – главная ценность, дарованная человеку природой, развитие двигательной активности и формированию физических качеств».
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Методическое обеспечение и организация исследования
С целью определения уровня представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, а также сравнения представлений в данном направлении с показателями детейс нормальным развитием, была проведена экспериментальная работа. Экспериментальной базой исследования выступили два учреждения, где обучаются дети с нормальным развитием ГУО «...» и детей с интеллектуальной недостаточностью – ГУО «...».
В эксперименте приняли участие 12 детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью (6-7 лет) – экспериментальная группа и 18 детей с нормой в развитии (6 лет) – контрольная группа. Характеристика выборки представлена в таблице 2.1.
Исследование включало II этапа:
1. Констатирующий этап включал первичную диагностику сформированности представлений старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп о здоровом образе жизни.
Были рассмотрены уровни в различной степени: выделены высокий, средний и низкий уровни представлений детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп о здоровом образе жизни с опорой на следующие показатели:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературы по теме исследования позволил нам сделать следующие выводы:
Сущность понятия «здоровый образ жизни» формируется во всех сферах общества. Оно связано, прежде всего, с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей.
Закономерности развития психики детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью носят общий характер. Отклонения в психическом развитии происходят могут возникать в результате: органического повреждения структур и функций ЦНС, нарушений в анализаторных системах, неадекватного воспитания и т.д.
Специфика деятельности по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью связана с: обеспечением рационального режима трудовой деятельности и отдыха; приучением к системе физкультурных занятий; сохранением психического здоровья детей на протяжении всего образовательного процесса в УДО.
Анализ практического изучения уровня представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, показал следующее:
Методологической базой для исследования стали работы в области формирования культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Был проведен эксперимент по выявлению представлений детей дошкольного возраста детей с интеллектуальной недостаточностью и с нормальным развитием, а также определению способ их коррекции. Эксперимент состоял из 2 этапов: констатирующего и формирующего.
Диагностика состояла из наблюдений за деятельностью детей в различных видах деятельности. Было выявлено, что для большинства детей экспериментальной группы характерен средний уровень представлений о здоровом образе жизни.
Далее нами были разработаны рекомендации по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, в основу которых положены мероприятия по: введению в содержание воспитания детей трудового аспекта и организации специальных мероприятий по здоровому образу жизни.
1. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. – М.: Педагогика., 1985. – 217 с.
2. Божович, Л.И. Психология формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1995. – 464 с.
3. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. – М.: Академический Проект, 2005. – 240 с.
4. Венгер, Л.А. Психология: учебник для вузов / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Академия, 2007. – 446 с.
5. Веремкович, Л. Закаливание детей в современных условиях / Л. Веремкович // Дошкольное воспитание. – 1993. – №2. – С. 7 - 8.
6. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М. Воробьева // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 7. – С. 5 – 9.
7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 5 томах – Т.4 / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – 213 с.
8. Гальперин, П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец. – М.: Просвещение, 1978. – 240 с.
9. Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: программа и программные требования / Л.Д. Глазырина. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 365 с.
10. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте / В.В. Давыдов. – М.: Просвещение, 1992. – 342 с.
11. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова и др. – М.: Гардарики, 2008. – 164 с.
12. Змановский, Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект / Ю.Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. – 1993. – №9. – С. 34 – 36.
13. Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1979. – С. 13 – 25.
14. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 98 с.
15. Мартыненко, А.В. Формирование здорового образа жизни молодежи / А.В. Мартыненко. – М.: Медицина, 1988. – 224 с.
16. Маханева, М. Новые подходы к организации физического воспитания детей / М. Маханева // Дошкольное воспитание. – 1993. – №2. – С. 22 – 24.
17. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В. Нежина // Дошкольное воспитание. – 2004. – №4. – С. 14 – 17.
18. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. – М.: Современное слово, 2005. – 116 с.
19. Пичугина, Н.О. Дошкольная педагогика: конспект лекций / Н.О. Пичугина. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.
20. Сластенин, В.А. Общая педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 288 с.
21. Смирнова, Е.О. Психология ребенка: учебник для пед. вузов и училищ / Е.О. Смирнова. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 384 с.
22. Cорокин, В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / под научн. ред. Л.М. Шипицыной / В.М. Сорокин. – СПб.: «Речь». 2003. – 216 с.
23. Специальная психология: учеб. пособие / Е.С. Слепович [и др.]; под ред. Е.С. Слеович, А.М. Полякова. – Минск: Выш.шк., 2012. – 512 с.
24. Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М.Ю. Стожарова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 208 с.
25. Фомина, А.И. Физкультурные занятия, игры и упражнения в детском саду / А.И. Фомина. – М.: Гардарики, 2007. – 183 с.
26. Юрко, Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста / Г.П. Юрко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 98 с.
27. Юматова, А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников / А.В. Юматова // Дошкольное воспитание. – 1996. – №3. – С. 12 – 14.