Введение
Глава 1. Теоретические аспекты речевых особенностей детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическими нарушениями речи
1.1 Понятие «фонетико – фонематические нарушения» в психолого-педагогической литературе
1.2 Причины возникновения фонетико – фонематических нарушений и их проявления
1.3 Речевые особенности детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическими нарушениями
Глава 2. Экспериментальное изучение речевых возможностей детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическими нарушениями
2.1 Методика и организация экспериментального исследования
2.2 Организация коррекционной работы по устранению фонетико – фонетическими нарушениями
2.3 Анализ данных экспериментального исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Введение.
Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. Без речевого общения невозможно представить человеческое общение. Одним из важнейших компонентов всестороннего развития личности ребёнка является развитие его речи. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. Реализация этой задачи всегда занимало значительное место в системе обучения. Особое внимание этой работе уделяется в дошкольных учреждениях образования.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте, поэтому вопросам развития речи дошкольников необходимо уделять особое внимание не только со стороны учителя-дефектолога, но и родителей.
У большинства детей звукопроизношение к концу дошкольного возраста достигает языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта, называемого фонетико – фонематическим нарушением
Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
К этой категории относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый - фонематический слух [8, с. 97].
На сегодняшний день эта проблема требует дальнейшего углубленного изучения, так как недостатки звукопроизношения весьма затрудняют взаимоотношения ребенка с окружающими, накладывают тяжелый отпечаток на его характер, рождают неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь негативные последствия для его речевого и психологического развития.
Так же многие учёные занимались изучением фонетико – фонематическими нарушениями, как: А. Кусмауль, И. Франк, О.В. Правдина, М.Е. Хватцев, Е.Ф. Фрау, А.М. Смирнова, С.С. Ляпидевского, Б.М. Гриншпуна, В. Олтушевский, Л.В. Мелихова.
В настоящее время проблема детей, имеющие фонетико – фонематические нарушения, остается актуальной, так как недостаточно глубоко изучена, а количество детей с этим речевым нарушением увеличивается.
Глава 1. Теоретические аспекты речевых особенностей детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическими нарушениями речи.
1.1.Понятие «фонетико – фонематические нарушения» в психолого-педагогической литературе.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.
Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 5-6-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков.
Детский сад является первой ступенью в образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе.
Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития.
Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи. К концу первого года жизни (по данным Н. Х. Швачкина) слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав) [2, с. 132].
Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения (А. Н. Гвоздев).
Н. Х. Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка. Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
Глава 2. Экспериментальное изучение речевых возможностей детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическими нарушениями.
2.1 Методика и организация экспериментального исследования.
Как отмечалось выше в первой главе, дети с ФФНР имеют особенности развития речи и фонематического восприятия. Для подтверждения этих особенностей нами был проведён эксперимент, в котором мы определили цель нашего исследования.
Цель нашего исследования: изучить уровень сформированности произношения и фонематического восприятия старших дошкольников с фонетико – фонематическими нарушениями.
В эксперименте принимало участие 15 детей возраст которых 5-6 лет (Приложение А).
Обследование детей состояло из двух этапов. На первом этапе проводилась диагностика у детей обеих групп:
1. Состояние звукопроизношения.
2. Состояние фонематического слуха.
На втором этапе - полученные результаты анализировались и сравнивались.
Исследование состояния звукопроизношения и состояния фонематического слуха включало:
1.Услышать разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи (неразличение может происходить из-за ослабленного слухового контроля);
2.Воспроизвести за взрослым слоговые сочетания из легких для произнесения звуков: [па-ба-па] и т. п. (затруднение при воспроизведении вызывается неправильным восприятием слогов с оппозиционными звуками);
3.Выделить звук [с] из цепочки звуков, например [с] среди звуков [т], [ц], [ч], [с], [з], [ш], [р] и т.п. (ребенок, услышав заданный звук, поднимает руку (символ) или подает знак, как это заранее условленно);
4.Выделить слог [са] из ряда слогов [за], [ша], [са], [ша] (ребенок, услышав заданный слог, поднимает руку (символ) или подает знак иначе);
5.Определить наличие звука [с] в словах: санки, зонт, нос, щука (ребенок, как и ранее, подает знак, если услышит нужный звук);
6.Повторить в заданной последовательности 2 слога [са-ша] (проговаривая слоги, педагог экраном закрывает рот);
7.На столе в произвольном порядке несколько картинок, названия которых отличаются друг от друга только одним из дифференцируемых звуков; попросить ребенка показать названные взрослым картинки: кит икот, кот и ком [18; 7].
Заключение.
Проблема формирования и развития речи актуальна и значима в настоящее время, так как её уровень определяет в дальнейшем обучение детей в школе.
На основе нашей исследовательской работы нами были выявлены значительные трудности в овладении речью старших дошкольников с ФФНР, дети допускают большое количество замен, искажений, пропусков звуков, нарушение фонематического фонематического восприятия.
Фонетико-фонематическое недоразвитие - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый - фонематический слух.
Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.
Цель нашего исследования: изучить уровень сформированности произношения и фонематического восприятия старших дошкольников с фонетико – фонематическими нарушениями.
Во второй главе было проведено экспериментальное изучение особенностей речевого развития дошкольников с фонетико–фонематическим недоразвитием речи. Экспериментальное обследование показало, что дети, имеющие отклонения в развитии фонематического восприятия, не могут ни четко повторить звуки, ни правильно показать картинки с определенным звуком; так же возможны частичные нарушения, связанные с недостаточным различением одной группы звуков или одной пары звуков при хорошем различении других звуков. Однако даже небольшие отклонения могут стать причиной затруднений при совершении ребенком действий звукового анализа. Обнаружить такие отклонения можно только при тщательном обследовании состояния фонематического слуха.
1. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. - СПб.: Детство, 2004. Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Г .В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
2. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000. - 220 с.
3. Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей. - М.: Просвещение, 1990.
4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
5. Комарова Л. А. - Автоматизация звука «Ж» в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.
6. Коноваленко В.В. Автоматизация шипящих звуков у детей: дидактический материал для логопедов:/ Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. – 2-е изд., исправ. и доп. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006. -48 с.
7. Лалаева, Р. И. Серебрякова, Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В Серебрякова - СПб.: Каро 2006.- 160 с.
8. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской . - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 357 с.
9. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; СОЮЗ, 2006. – 144 с.
10. Лопухина И.С.550 упражнений для развития речи. –СПб.,2000.
11. Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Г. В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
12. Правдина, О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Просвещение, 2008. - 272 с.
13. Пятница Т.В. Лексика+ грамматика. Часть 1.-Мозырь ОООИД Белый ветер.,2004.
14. Соботович, Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления. //Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей.- Л.- 1976.
15. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 212 с.
16. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей // Хрестоматия по логопедии. Т. I/ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М., 2002. - 412с.
17. Туманова Т.В.Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. профессора Т.Б. Филичевой. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 240 с.
18. Филичёва Т. Б. Чевелёва Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.; 1987.
19. Хватцев М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками. – М.; Аквариум , СПб., Дельта, 1996.
20. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем –звуки получаем.-СПб.,2002.