ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретические основные здоровьясбережения в средней школе
1.1 Понятие о здоровьесбережении. Принципы и приемы здоровьесберегающих технологий в процессе обучения
1.2 Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка
ГЛАВА 2 Использование здоровьесберегающих технологий в обучении английского языка в средней школе
2.1 Преимущества применения здоровьесберегающих технологий в учебном процессе
2.2 Комплекс упражнений с использований здоровьесберегающих технологий в обучении английскому языку в средней школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Здоровьесберегающие технологии представляют собой совокупность методов и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья школьников и учителей.
Целью здоровьесберегающих технологий обучения является предоставление учащимся возможности поддерживать здоровье в период обучения, формировать необходимые знания и навыки здорового образа жизни, учиться использовать знания, полученные в повседневной жизни. Состояние здоровья молодого поколения является важнейшим показателем благосостояния общества и государства, не только отражающим текущую ситуацию, но и дающим прогноз на будущее.
Иностранный язык является одним из самых сложных школьных предметов и характеризуется высокой интенсивностью, которая требует от учащихся сосредоточенности и проявления силы на протяжении всего урока. С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. В то же время они должны выучить много нового лингвистического материала (лексические единицы, грамматические формы, навыки произношения). Во время занятий школьники должны много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, чтобы лучше достигать практических и образовательных целей и поддерживать мотивацию учащихся, необходимо использовать технологии здоровьесбережения.
Основной задачей учителя по сохранению здоровья учащихся должно стать обеспечение максимально комфортной и благоприятной обстановки в классе (нормальная температура, свежий воздух, рациональное освещение, отсутствие неприятных звуковых раздражителей, чистота и порядок), создание положительного эмоционального настроения у детей – все это создаст растущий интерес учащихся к изучению иностранного языка (урок не должен быть однообразным и единообразным, методы и приемы должны способствовать укреплению инициативы и творческого самовыражения). Поэтому важно, чтобы учитель был дружелюбным, терпеливым и тактичным по отношению ко всем учащимся, независимо от их способностей, характера или поведения.
Организация урока имеет большое значение для сохранения здоровья учащихся. Во избежание утомления и перегрузки детей, учитель должен организовать урок в соответствии с динамикой внимания учеников, с учетом времени на каждое задание, чередуя виды работ. На уроке важно создать атмосферу сотрудничества и взаимоуважения, заинтересовать и увлечь. Для этого у учителя много возможностей.
ГЛАВА 1 Теоретические основные здоровьясбережения в средней школе
1.1 Понятие о здоровьесбережении. Принципы и приемы здоровьесберегающих технологий в процессе обучения
Здоровье — одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Понимание содержания слова «здоровье» прошло ряд этапов. Первоначально под здоровьем подразумевали отсутствие какого-либо заболевания, и здоровым считали человека, у которого нет признаков болезни (нигде не болит, нормальная температура тела, нет кашля, насморка и т. д.).
Наиболее полным является следующее определение понятия здоровья: здоровье — совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием для осуществления его творческих планов, высокопроизводительного труда на благо общества, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей.
Здоровье имеет шесть основных сторон или аспектов:
А) физическое здоровье включает понятие о том, как устроено и как работает наше тело, что оно не имеет телесных заболеваний, что оно тренировано и закалено.
Б) психическое и интеллектуальное здоровье включает отсутствие психического заболевания и слабоумия. Характеризует психическое здоровье то, как человек способен усвоить и применить новые знания, каковы сила и подвижность основных психических процессов.
В) личностное здоровье включает осознание человеком себя как личности, самоощущение его, устремления, самореализация, достижения, основные ценности.
Г) духовное здоровье – это центр жизни человека, это его мораль, этика поведения и восприятия поступков других людей, доброта и милосердие, эстетика восприятия прекрасного.
Д) эмоциональное здоровье означает способность понимать и контролировать свои чувства и переживания, выражать при необходимости свои чувства в понятной форме, знать допустимые и недопустимые проявления эмоций.
Е) социальное здоровье – это, прежде всего, осознание себя как частицы общества, осознание своего успеха в обществе и в общественной жизни, это умение общаться с людьми.
ГЛАВА 2 Использование здоровьесберегающих технологий в обучении английского языка в средней школе
2.1 Преимущества применения здоровьесберегающих технологий в учебном процессе
База исследования нашего исследования – Мощеницкая средняя школа.
Здоровье представляет собой величайшее сокровище, которое у нас есть. Ведь здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и с самим собой.
Необходимость использования здоровьесберегающих технологий в каждом уроке продиктована прежде всего ухудшением физического и психического здоровья детей. Недавние исследования показали, что состояние здоровья многих детей ухудшается в 4-5 раз за период обучения. С каждым годом увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем, усталостью и слабой нервной системой. Проблема здоровья учеников приобрела социальную значимость. Его причинами являются социально-экономические условия, плохая экология, безработица среди родителей, распространенность вредных привычек у детей. Кроме того, интенсификация образовательного процесса, использование новых форм и технологий обучения, раннее начало систематического обучения приводит к значительному увеличению числа детей, которые не в состоянии полностью адаптироваться к нагрузкам. В результате всего этого происходит снижение иммунитета, увеличение количества заболеваний, низкий уровень активности учащихся в классе, низкая успеваемость.
Поэтому одной из приоритетных задач образования сегодня является сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у них отношения к здоровому образу жизни, выбор таких технологий обучения, которые бы соответствовали возрасту учащихся, устраняли перегрузки и сохраняли здоровье школьников. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет нам добиваться позитивных изменений в состоянии здоровья школьников. Поскольку переход к новому уровню образования предполагает стремление сохранить здоровье ученика и учителя, выработать духовный принцип, сформировать отношение к общечеловеческим ценностям, то подобный здоровьесберегающий подход к учебному процессу в школе и обеспечивает реальное возможность сохранить здоровье и психику ребенка, которая формируется в виде потока информации, стресса, экологического дисбаланса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Образование является наиболее значимым фактором по продолжительности и влияет на здоровье школьников. Интенсификация образовательного процесса, использование новых форм и технологий обучения, более раннее начало систематического обучения привели к значительному увеличению числа детей, которые не в состоянии полностью адаптироваться к нагрузкам. В связи с этим, помимо решения общепедагогических задач, каждое учебное заведение должно соотносить учебную нагрузку и методы обучения с возрастом и индивидуальными особенностями детей, а также вносить вклад в защиту и укрепление здоровья. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиваться позитивных изменений в состоянии здоровья школьников.
Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе школы направлены на создание условий для каждого учащегося для максимальной саморегуляции. Будучи реализованным как личность на каждом этапе обучения, ребенок будет чувствовать себя эмоционально здоровым, что иногда важнее физического здоровья.
Проанализировав теоретические и практические источники, мы пришли к следующим выводам о здоровьесберегающем образовании:
Целью является создание условий для укрепления и развития как психического, так и физического здоровья учащихся.
Это достигается с помощью средств активизации физического развития; соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил; пропаганды здорового образа жизни.
Это приводит к тому, что у детей возникает меньше пропусков из-за болезни; они меньше устают; им нужен здоровый образ жизни.
Анализ научно-методической литературы позволяет выделить 4 основных правила построения урока с точки зрения здоровьесбережения:
1. Правильная организация урока.
2. Использование каналов восприятия.
3. Учет ученической зоны здоровья.
4. Распределение интенсивности умственной деятельности.
1. Ананьев, В.А. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания / В.А. Ананьев // – СПб, 2000. – 384 c.
2. Бим, И. Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования (ИЯ) / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2005. – № 8. – С. 2-6.
3. Борисова, Р.Г. Проектная деятельность учащихся в общеобразовательной школе / Р.Г. Борисова. – Иностранные языки в школе. – 2007. – №8. –С. 31-35.
4. Брехман, И.И. Валеология. Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья / И.И. Брехман. – СПБ.: Наука, 2009. – 269с.
5. Бродкина, Г.В., Зубарёва И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании / Г.В. Бородкина, И.И. Зубарева. – АПКРО, 2002.
6. Гальскова, Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа [Текст]: методич. пособие / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2004. – 240 с.
7. Ганиева, А.Р. Здоровьесберегающие технологии при обучении говорению на уроках английского языка младших школьников в средней общеобразовательной школе [Текст] / А.Р. Ганиева, О.В. Хасанова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сб. науч. тр. – Н.: Изд-во ЦРНС, 2016. – С. 116-122.
8. Зеленкевич, И.Б. Общественное здравоохранение и его место в системе охраны здоровья населения И.Б. Зеленкевич, М.З. Ивашкевич, Н.Н. Пилипцевич // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2011. – №3. – С.3-6.
9. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе / А.И. Зимняя. – М.: Просвещение, 1991. – 219 с.
10. Зотеева, О.В. Пальчиковая гимнастика для учащихся младших классов на уроках английского языка [Текст] / О.В. Зотеева // Английский язык в школе. – 2014. – № 4 (48). – С. 60-65.
11. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии / В.И. Ковалько. – ВАКО, 2004 – 296 с.
12. Колисник, И.И. Рациональная организация учебного процесса / И.И. Колисник. – Саратов, 2004.
13. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.
14. Полат, Е.С. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам / Е.С. Полат. – М.: Академия, 2008. – 272 с.
15. Рылова, Н.Т. Организационно-педагогические условия создания здоровье сберегающей среды образовательных учреждений. автореферат кандидатской дис. / Н.Т. Рылова. – Кемерово: КГУ. – 2007. – 21 с.
16. Смирнов, А. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / А.К. Смирнов. – М., АПКРО, 2002. –121 с.
17. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. /Н.К. Смирнов. – М. : АРКТИ. – 2005. – 320 с.
18. Соловьева, Н.И. Концепция здоровье сберегающей технологии в образовании и основы организационно-методические подходы ее реализации /Н.И. Соловьева. – ЭКО, 2004. – № 17. – С 23-28.
19. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М.Ф. Стронин. – М.: Просвещение,1981. – 112 с.
20. Чубарова, С. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект] / С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. – №2. – С.171-187.
21. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение,1986 – 144 с.
22. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Наука, 1960. – 384 с.