ВВЕДЕНИЕ
Речевая функция – одна из наиболее важных человеческих функций. В процессе развития у человека происходит формирование высших психических форм деятельности, а также возможность понятийно мыслить. Способность овладения речью взаимосвязана с осознанием регуляции и планирования поведения. Речевое общение способствует созданию условий для развития разнообразных форм деятельности, а также участия в труде в коллективе.
Считается, что в возрасте после трех лет речь ребенка является практически сформированной. Дошкольник полностью владеет обиходным словарем, он без труда общается с другими людьми, окружающими. В данном возрасте речь становится основным средством для общения, орудием мышления, т. е. основой коммуникации. Следует отметить, что не все дети в одинаковой степени успешно овладевают лексической, грамматической и фонетической стороной речи, их взаимосвязь очень важна для становления связной речи. Отсюда становление связной речи будет являться самым уязвимым звеном в развитии детской речи, в которой имеются нарушения со стороны формирования, у детей с тяжелыми нарушениями речи. Недоразвитие связной речи часто ставит перед такими детьми сложно выполнимую задачу: правильно, точно выражать свою мысль, построить какое-либо суждение грамотно, полно, последовательно передать содержание книги, фильма, которые заинтересовали ребенка, понять речь собеседника. Такие трудности не могут позволить детям с речевой патологией полноценно совершать процесс коммуникации, и это, безусловно, отрицательно влияет на само развитие личности ребенка, не способствует успешной интеграции ребенка в обществе, его социализации.
В настоящее время роль учителя-логопеда становится более значимой. Это связано с тем, что с каждым годом увеличивается контингент детей с нарушениями в речевом развитии. Для полноценного речевого развития дошкольников с ТНР необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи.
Цель данной работы – изучить особенности организации взаимодействия учителя-логопеда и родителей при коррекции речи детей с ТНР.
Задачи:
1) выявить особенности формирования готовности родителей к коррекционно-логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями;
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ
1.1. Формирование готовности родителей к коррекционно-логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями
Самой важной социальной функцией семьи является воспитание подрастающего поколения – детей. Родители несут ответственность за организацию условий, которые соответствуют возрастным особенностям ребенка на различных ступенях его развития и обеспечивают наилучшие возможности его развития, перед обществом. К сожалению, в последнее время появляется особенно много детей, страдающих недоразвитием речи.
При нормальном развитии речи дети к 5 годам уже свободно могут пользоваться развернутой фразовой речью, а также различными конструкциями сложных предложений. Дети имеют уже достаточный словарный запас, навыки словообразования и словоизменения. К данному возрасту окончательно формируется готовность к звуковому анализу, синтезу, правильное звукопроизношение.
Не во всех случаях данные процессы протекают благополучно, т.к. у некоторых детей происходит резкая задержка формирования различных компонентов языка.
Недоразвитие речи является причиной качественно более низкого уровня сформированности всех речевых функций, речевой системы в целом.
Под понятием «общее недоразвитие речи» понимается форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи. Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает наличие симптомов несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя). Общее недоразвитие речи может иметь различный механизм и соответственно различную структуру дефекта. Оно может наблюдаться при алалии, дизартрии и т. д. Таким образом, термин «общее недоразвитие речи» характеризует только симптомологический уровень нарушения речевой деятельности. В большинстве случаев при этом нарушении возможно не столько недоразвитие, сколько системное расстройство речи [20, с. 13].
Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возрастов, проведенных Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников научно-
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ
2.1. Методическая организация исследования
С целью исследования и поиска оптимальных форм взаимодействия учителя-логопеда и родителей было проведено исследование на базе ГУО «Ясли-сад - средняя школа №73 г. Гомеля». В исследовании приняли участие 12 родителей и дошкольников старшей группы, имеющих тяжелые нарушения речи.
В ходе наблюдения за поведением детей и родителей в группе была составлена характеристика группы.
Группу в 2016 – 2017 учебном году посещают 15 детей. Возраст 5-6 лет. Группа укомплектована по возрастному принципу, а также на основании оценки психофизических особенностей детей. Воспитанники группы имеют следующие нарушения речевого и психомоторного развития – ОНР – 3 - 4 уровень речевого развития, (стертая дизартрия).
Трудности установления взаимоотношений со взрослыми и детьми наблюдаются у 2 детей. Они отказываются от участия в коллективных видах деятельности, быстро утомляются в процессе взаимодействия. Наблюдается снижение речевой активности, эмоциональная лабильность. У основной части детей группы сформирована фразовая речь на уровне простого предложения, словарь в пределах бытовой лексики, отмечается недостаточность в усвоении грамматических категорий, трудности в формировании фонематических процессов, ошибки в воспроизведении звукослоговой структуры сложных слов. Проведенная коррекция фонетической стороны речи требует закрепления. Трудности усвоения программного материала, отражающего необходимые знания, умения и навыки, связанны преимущественно с речевыми трудностями. Для адекватного выполнения детям группы требуется простая инструкция и наглядное сопровождение.
У всех детей группы отмечаются сопутствующие речевым нарушениям двигательные трудности: диспраксия, неточность движений, нарушения координации движений в общей и мелкой моторике. С учетом этого им необходим специальный комплекс мер, направленных на преодоление соответствующих двигательных расстройств.
Опираясь на исследования ученых в данном направлении (И.В. Кудрявцева, В.Н. Гуров, Л.А. Иванова, А.В. Чернецова и др.) была разработана система по взаимодействию учителя-логопеда и родителей,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В данной работе важна комплексная целенаправленная работа учителя-логопеда и родителей.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Под общим недоразвитием речи обычно понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи. Выделяют три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного и школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания и развития ребёнка с ТНР, уход от практики дистанцирования родителей от детского сада позволяют значительно повысить его эффективность. К формам взаимодействия учителя-логопеда и родителей при коррекции речи детей с ТНР можно отнести следующие: индивидуальное консультирование родителей, групповые формы работы с родителями, наглядная форма работы. При проведении работы по повышению педагогической культуры родителей среди всех форм работы (коллективная, индивидуальная, наглядная) необходимо сделать акцент на обучении родителей практическим приёмам работы, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе. Это не просто механическое выполнение заданий и упражнений, а уровень самосознания и заинтересованности родителей. А показатель уровня их самосознания – это понимание важности и нужности их знаний и умений, чтобы практически помочь своему ребёнку.
В работе логопеда с родителями можно использовать как традиционные, так и современные формы. Традиционные формы взаимодействия учителя – логопеда с родителями: родительские собрания; консультирование; беседы; опросы, тестирование, анкетирование; уголки для родителей в группе и в кабинете логопеда; домашние задания; информационные буклеты; семинары – практикумы, мастер – классы и т.д.; посещение родителями логопедических занятий. Современные формы работы учителя – логопеда с родителями: показ презентаций; использование сайта детского сада, социальных сетей.
Таким образом, взаимодействие родителей с учителем-логопедом является неотъемлемой составляющей коррекционного процесса, так как это важнейшее условие эффективности коррекционной работы. В связи, с чем в
1. Ажищева, Т.А. Эффективные формы работы учителя-логопеда с родителями / Т.А. Ажищева // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. – № 5. –С. 222-224.
2. Алмазова, А.А. Актуальные проблемы обучения русскому языку школьников с речевыми нарушениями и возможные пути их решения / А.А. Алмазова // Проблемы современного образования. – 2013. – № 2. – С. 114-122.
3. Бачина, О.В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи / О.В. Бачина, Л.Н. Самородова. — М. : Сфера, 2009. — 180 с.
4. Блягоз, А.Н. Профилактика речевых нарушений / А.Н. Блягоз // Вестник АГУ. – Майкоп, 2001. – С. 219 – 220.
5. Вайс, М.Н. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе / М.Н. Вайс, Т.В. Пустякова // Логопед. – 2010. – № 3. –С. 25.
6. Волкова, Л.С. Логопедия / Л.С. Волкова. – М. : Просвещение, 1989. – 320 с.
7. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. – М. : Просвещение, 2004. – 345 с.
8. Гуров, В.Н. Социальная работа дошкольных образователь¬ных учреждений с семьей / В.Н. Гуров. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 160 с.
9. Жукова, Н.С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М. : Высшая школа, 1973. – 278 с.
10. Иванова, Л.А. Инновационные формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей / Л.А. Иванова // Magister Dixit. – 2012. – №1. – С. 29.
11. Карпенкова, С.А. Формы взаимодействия логопедов дошкольного учреждения с родителями / С.А. Карпенкова // Специальное образование. – 2014. – № 10. – С. 77-80.
12. Кудрявцева, И.И. Новые формы взаимодействия учителя-логопеда в процессе реабилитации детей с ОВЗ / И.И. Кудрявцева // Специальное образование. – 2014. – № 10. – С.111-115.
13. Левина, Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей / Р.Е. Левина // Логопедия. Методическое наследие. / под ред. Л. С. Волковой. – М. : Владос, 2008. – Кн.5. – 320 с.
14. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. – М. : Академия, 1997. – 256 с.
15. Перчаткина, Е. Сотрудничество логопеда и родителей / Е. Перчаткина // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 10. – С. 102-108.
16. Рогожина, О.А. Работа с родителями в специальном дошкольном образовательном учреждении / О.А. Рогожина // Логопед. – 2005. –№ 2. – С. 46-52.
17. Саввиди, М.И. Особенности взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы / М.И. Саввиди // Science Time. – 2015. – № 10 (22). – С. 314-317.
18. Семенова, Т.Г. Формирование готовности родителей к коррекционно-логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями / Т.Г. Семенова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. – 2008. – №3. – С. 62-66.
19. Спирова, Л. Ф. Учителю о детях с нарушениями речи / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова. – М. : Высшая школа, 1976.– 280 с.
20. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М. : ГНОМ и Д, 2007. – 238 с.
21. Чернецова, А. В. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих задержку психического развития с целью повышения эффективности логопедической работы / А.В. Чернецова // Царскосельские чтения. – 2010. – № 14. – С. 196-199.
22. Шорина, Е.П. Формы и технологии работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Е.П. Шорина // Специальное образование. – 2014. – № 10. – С. 224-227.