Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения иноязычному общению
1.1. Аудирование как средство обучения иноязычной речевой коммуникации
1.2. Психолого-педагогические основы обучения аудированию
Выводы по главе 1
Глава 2. Методика развития умений аудирования в процессе диалогического общения на старшем этапе средней школы
2.1. Компоненты содержания обучения аудированию
2.2. Комплекс упражнений на развитие умений аудирования в процессе диалогического обучения
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы значение английского языка в нашей стране возросло. Современные предприятия нуждаются в высококвалифицированных специалистах, которые умеют не только читать и писать, но и общаться на иностранном языке. Мы считаем, что иностранный язык является важным элементом универсальной культуры и необходимым условием интеграции в мировую систему образования. Поэтому знание иностранного языка полезно как для общества в целом, так и для человека. Его исследование способствует включению личности в общественно-политическую и культурную жизнь страны. Иностранный язык тесно связан со всеми сферами общественной деятельности: экономикой, политикой, искусством.
Изучение иностранного языка обеспечивает интеллектуальное, речевое и эмоциональное развитие, оказывает благотворное влияние на формирование речевого аппарата, развивает фонематический и интонационный слух, имитационные способности, чувство языка и языковое богатство.
Аудирование является мощным инструментом для изучения иностранного языка. Оно позволяет освоить звуковую сторону изучаемого языка, его фонемную композицию и интонацию: ритм, ударение, мелодичность.
Через аудирование приходит изучение лексической композиции языка и его грамматической структуры. В то же время аудирование облегчает овладение речью, чтением и письмом, что является одной из основных причин использования аудирования в качестве вспомогательного, а иногда и основного средства обучения этим видам речевой деятельности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ
1.1. Аудирование как средство обучения иноязычной речевой коммуникации
Как Э. З. Генишер отмечает, «изучение любого вида речевой деятельности должно представлять полную законченную системой. Любая сложная система имеет иерархическую структуру, которая выражается в наличии определенных взаимодействующих уровней. В то же время нижние уровни являются более элементарными, они включены в верхние уровни как составные элементы» [3, с. 57]. По нашему мнению, это подразумевает необходимость учитывать при обучении аудированию не только навыки, направленные на восприятие устной речи, но и включение высказывания в более широкую деятельность, как речевую, так и неречевую.
Впервые термин «ауирование» был введен в литературу американским психологом Брауном. В России этот термин был введен З.А. Кочкиной в статье «Что такое аудирование?» в 60-х гг. XX век. До этого использовался термин «понимание речи на слух».
По определению Г.В. Роговой и И.Н. Верещагиной, аудирование - это понимание воспринимаемой речи. Это перцептивная умственная мнемоническая деятельность. Перцептивная, потому что оно осуществляется через восприятие, рецепцию и перцепцию. Мышление, потому что реализация связана с основными мыслительными операциями: анализом, синтезом, индукцией, дедукцией, сравнением, абстракцией, спецификацией и т. д. Мнемоника, поскольку происходит отбор и усвоение информативных признаков, формирование образа, распознавание в результате сравнения с образцом, хранящимся в памяти [14, с. 117].
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
2.1. Компоненты содержания обучения аудированию
На старшем этапе обучения учащиеся совершенствуют знания, навыки и умения, приобретенные ими в предыдущий период. В целом, иностранный язык на этом этапе должен выступать в качестве эффективного средства содействия удовлетворению, развитию и углублению интересов школьников в выбранной ими области знаний, в частности, как средства получения профессионально значимой информации.
Проблема содержания обучения аудированию решается в методической литературе неоднозначно. Основная причина этого заключается в том, что проблема содержания иностранных языков не имеет однозначного решения [17].
Содержание образования определяется целями и определяется конкретно историческими обстоятельствами, уровнем развития методологии и смежных наук, уровнем разработки учебных пособий (программ, учебников, учебных пособий), уровнем подготовки педагогических кадров.
Содержание обучения является не статичным, а постоянно развивающейся категорией, которая отражает как предметный аспект (разнообразные знания, вовлеченные в процесс обучения академического предмета), так и процессуальный аспект (использование приобретенных навыков и умений, знаний для передачи устного и или письменного сообщения).
Содержание обучения аудированию включает лингвистический (в том числе лингвокультурный и социокультурный) компонент, который включает языковые и речевые материалы, региональные, географические, лингвокультурные и социокультурные знания. Также включает психологический компонент, представляющий собой психофизиологические механизмы и действия для их использования в процессе слушания, коммуникативных навыков, и методологический компонент, который представляет собой комплекс обучающих и компенсирующих навыков, которые вместе с речью составляют стратегию для понимания аудиотекста [7, с. 225].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, мы пришли к следующим выводам. В нашей курсовой работе был изучен процесс аудирования, как одного из самых сложных и важных видов речевой деятельности, трудности, с которыми сталкиваются ученики, основные компоненты содержания обучения по аудированию, а также разработан комплекс упражнений, направленных на развитие диалогической речи через аудирование.
Владение аудированием как типом речевой деятельности должно обеспечить успешный процесс общения, развить у учащихся способность говорить на иностранном языке и понимать его.
Наше исследование посвящено проблеме аудирования как средства развития диалогической речи. Поскольку процесс обучения диалогической речи через аудирование является сложным и трудным, школы должны уделять больше внимания аудированию. Очень важно повысить мотивацию учащихся понимать иностранный язык на слух и использовать его как средство общения.
Задача обучения диалогической речи на иностранном языке состоит в том, чтобы научить репликации, использованию различного диалогического единства и объединению научного диалогового единства в микродиалогах, выработке собственных диалоговых высказываний.
Важно добиться желания учеников научиться слушать речь и понимать то, что они слышат, и дать им почувствовать свои способности, свой прогресс. Это повышает их интерес к изучению иностранного языка. Поэтому, проанализировав методы преподавания диалогической речи, можно утверждать, что говорение на иностранном языке в школе является одновременно целью и средством обучения. Именно устная речь может обеспечить интерес и мотивацию обучения.
Аудирование является основой общения, оно начинается с овладения устным общением. Владение аудированием позволяет человеку понять, что ему говорят, и адекватно ответить на то, что он сказал, помогает правильно сформулировать свой ответ своему оппоненту, что является основой устной речи. Таким образом, в настоящее время методика обучения аудированию включает в себя обучение этому виду речевой деятельности как средству овладения другими видами речевой деятельности.
1. Артемов В.А. Психология обучения иностранному языку. М., 1969. – с. 68-78.
2. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1988. – 255 с.
3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранному языку. Лингводидактика и методика, 1984. – с. 179.
4. Генишер Э. З. Обучение аудированию // Вестник Оренбургского государственного университета. 2001. - с. 57–60.
5. Глухов В., Ковшиков В. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. - М.: АСТ , 2007. – 318 с.
6. Зенкевич, С.М. Аудирование как вид перцептивной деятельности (экспериментально-фонетическое исследование на материале британского варианта английского языка): дис. канд. фил. наук. / С. М. Зенкевич? С-Петербург, 2003. – с. 195-207.
7. Кочкина З.А. «Аудирование: что это такое?? // Метод.мозаика. – 2007, № 8 – с. 12.
8. Кулиш, Л.Ю. Виды аудирования / Л. Ю. Кулиш // Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия. - М.: Просвещение, 1991. – с. 225.
9. Леонтьев А. А. Эмоционально-волевые процессы в овладении иностранным языком // Иностранные языки в школе. 1975. № 6. С. 93–97.
10. Мазенцева Е. А. Аудирование — один из главных компонентов обучения иностранному языку // Молодой ученый. — 2015. — №20. — с. 472-474.
11. Немов Р.С. Психология образования. - М.: Просвещение, 1995.- с. 53-86.
12. Пассов, Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: пособие для учителей / С.И. Пассов. - М.: Лексис, 2003. - с. 136.
13. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
14. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. – М., 1988. – с. 117-124.
15. Саща Н. Разговариваем с удовольствием Н. Сащак // Иностранные языки в учебных заведениях. – 2006. - №5. - с. 117-118.
16. Серова Т.С., Зайцева Л.В., Шишкина Л.П. Система упражнений профессионально-ориентированного взаимосвязанного обучения всем видам иноязычной речевой деятельности. – Пермь: ППИ, 1990. – 130 с.
17. Шамов А. Н. Методика преподавания иностранных языков: общий курс: учеб. пособие / А.Н. Шамов. — М.: АСТ: АСТ-Москва: Восток — Запад, 2008.
18. Шатилов C.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1986. – с. 55.