ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ С ТНР
1.1 ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
1.2 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.3 СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР
ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ФУНКЦИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ФУНКЦИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСА ЗАНЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ФУНКЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТНР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования формирования коммуникативных умений у младших школьников тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в практике логопедии обусловлена тем, что сфера коммуникации является необходимой частью социального пространства, в котором существует развитая личность. Главной составляющей коммуникативной стороны речи являются коммуникативные умения. Формирование коммуникативных умений происходит во взаимосвязи с формированием у ребенка средств общения и речи в целом. Несовершенство или несформированность коммуникативных умений не могут обеспечить процесс свободной коммуникации, что отрицательно влияет на личностное развитие детей.
Особый интерес в данном контексте представляют дети с ТНР. Немногочисленные исследования свидетельствуют о том, что комплекс речевых и когнитивных нарушений у этих детей препятствует формированию у них полноценной коммуникативной деятельности (Т.Д. Волковская, Е.Е. Дмитриева, Л.Г. Соловьева, С.Н. Сорокоумова и др.). Проблема формирования коммуникативных навыков у детей с ТНР также является актуальной по причине роста детей, имеющих недостатки речевого развития.
В специальной литературе подчеркивается наличие у детей с недоразвитием речи стойких нарушений общения, сопровождающихся незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, тугоподвижностью когнитивных процессов (Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Л.Б. Халилова, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская). При недостаточном общении ребенка со взрослыми и сверстниками темп развития его речи и других психических процессов замедляется.
В современной педагогической практике исследования, теоретически обосновывающие сущность и особенности формирования коммуникативных умений в развитии ребенка младшего школьного возраста основаны на деятельном подходе. Опираясь на него М.И. Лисина и Т.А. Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность. Коммуникативная деятельность включает в себя элементарные и сложные умения, а также навыки, необходимые для осуществлений коммуникативной функции речи
Однако, несмотря на высокий интерес исследователей к изучению коммуникативной стороны речи у детей с ТНР, в настоящее время не существует единой ценностной картины по рассмотрению коммуникативных навыков у таких детей.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ С ТНР
1.1. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
Навык представляет собой действие, которое субъект выполняет быстро и легко по привычке, не задумываясь. Это делается без или с минимальными затратами умственных, волевых усилий. Навык – автоматизированные компоненты сознательной деятельности, возникающие из упражнений, усовершенствованные методы действий.
Сложный навык – это действие, включающее элементарные навыки. Общая структура навыков регулируется и варьируется. Это действие улучшается в направлении навыка, творчества и больше не связано с приобретением навыка.
Коммуникативные навыки представляют собой осознанные образовательные и коммуникативные действия, основанные на знании структурных составляющих навыков и коммуникативной деятельности, а также умении правильно выстраивать свое поведение и управлять им в соответствии с задачами общения [26, с. 19].
Г.М. Андреева [1, c. 293] под коммуникативными навыками подразумевает комплекс сознательной учебной и коммуникационной деятельности, основанной на высокой теоретической и практической готовности человека, которая позволяет творчески использовать знания для отражения и преобразования реальности.
Автор выделяет три группы навыков, каждая из которых соответствует одной из трех сторон общения (коммуникативной, перцептивной и интерактивной). Итак, коммуникативная сторона соответствует образовательным и коммуникативным навыкам – это цели, мотивы, средства и стимулы общения, умение четко выражать мысли, спорить, анализировать высказывания.
С.Л. Рубинштейн [3, с. 170] под коммуникативными навыками понимает отражение педагогических и коммуникативных навыков. Он считает, что навыки обучения и общения имеют следующие особенности:
- социально-историческое происхождение;
- он проявляется, формируется и совершенствуется в практическом общении;
- отражается коммуникативных навыках и способностях, особенно ярко в скорости и успешности приобретения соответствующих знаний и навыков.
Следует отметить, что М.И. Лисина, Т.А. Репин и другие представители современной педагогики считают общение и коммуникацию синонимами.
ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ФУНКЦИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ФУНКЦИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Цели процесса формирования коммуникативных функций речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи могут быть определены следующими задачами:
- сформировать речевой монолог;
- сформировать диалогическую речь;
- сформировать словарный запас.
Задачи логопедической работы по формированию коммуникативной функции речи у детей:
- развитие способности воспринимать и понимать речевые паттерны на слух;
- развитие способности эмоционально и адекватно реагировать на речевой уровень речи;
- разработка простых вопросов и ответов;
- развитие навыков делового сотрудничества;
- преодоление пассивности;
- развитие вербальной коммуникативной активности;
- обогащение сенсорного опыта;
- расширение и уточнение активного и пассивного словаря;
- формирование умения контролировать свою деятельность;
- развитие понимания речи.
Принципы логопедической работы с детьми с ТНР:
1. Общие:
- научность;
- последовательность;
- доступность;
- прочность;
- сознание и активность;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей развития;
2. Конкретные:
- Сочетание коррекции произношения и навыков анализа звука.
- Соблюдение определенной последовательности в работе над звуками одной фонетической группы.
- Подбор речевого материала для занятий.
- Одновременная работа над звуками из разных фонетических групп.
- Соблюдение интервала в развитии звуков, близких по артикуляционным и акустическим свойствам;
- опора на безопасные помещения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования мы пришли к следующим выводам.
Навык представляет собой действие, которое субъект выполняет быстро и легко по привычке, не задумываясь. Это делается без или с минимальными затратами умственных, волевых усилий. Навык – автоматизированные компоненты сознательной деятельности, возникающие из упражнений, усовершенствованные методы действий.
Коммуникативные навыки представляют собой осознанную учебную деятельность и общение, основанные на знании структурных компонентов навыков и обучающей и коммуникационной деятельности, а также умении правильно структурировать и управлять своим поведением в соответствии с целями общения. В онтогенезе выделяются 4 формы общения между детьми и взрослыми: ситуативно-личностное общение (непосредственно эмоциональная); ситуативно-деловая (предметно-действенная); внеситуативно-познавательная; внеситуативно-личностная формы общения. В сфере общения со взрослыми выделяются следующие средства для детей: выразительно-мимические средства общения; в том числе взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела; субъектно-эффективные средства (двигательные и предметные движения); речевые средства общения. Что касается содержания, коммуникативные навыки объединяют группы навыков: информационно-коммуникативные; регуляционно-коммуникативные; аффективно-коммуникативные.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. В этом возрасте ребенок наиболее подвержен влиянию социальных факторов, благоприятных условий для формирования у него определенных психологических свойств и типов поведения. Младший школьный возраст считается наиболее чувствительным периодом для воспитания положительных качеств личности, в том числе гражданственности и патриотизма. Самоуспокоенность, общеизвестная внушаемость детей, их доверчивость, подражание и большой авторитет учителя создают благоприятные условия для успешного решения этой проблемы.
В период обучения в начальной школе происходит дальнейшее становление и укрепление характера ребенка. Формирования качеств характера связано с преодолением трудностей в предметной деятельности и общении. При выборе вида деятельности для ребенка необходимо постепенно переходить от просто интересной к менее интересной, но более важной деятельности; степень трудности при этом должна расти.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 376 с.
2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: книга для учителя / Аникеева Н.П. – М.: Просвещение, 1987. – 150 с.
3. Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2010. – 152 с.
4. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович. – М. : Педагогика, 1972. – 140 с.
5. Божович, Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание / Л. И. Божович, Л.С. Славина. – М. : Знание, 1979. – 96 с.
6. Бычкова, М.М. Создание комфортной внутришкольной среды для детей с нарушениями речи / М.М. Бычкова, Г.М. Карташова // Логопед. – 2008. – № 3. – С. 2-6.
7. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениям речи / Программа для специальных дошкольных учреждений/ Авторы-сост. Ю.Н. Кислякова, Л. Н. Мороз. – Минск: НИО 2007. – 280 с.
8. Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией / О.Е. Грибова // Дефектология. – 1995. – №6. – С. 7-16.
9. Гришанова И.А. Механизмы формирования коммуникативной успешности младших школьников // Педагогика, 2008. С. 44-47. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Леонтьева. М., 2009. 240 с.
10. Грищенкова, О.В. Коррекционная направленность уроков «Человек и мир» в школе для детей с ТНР / О.В. Грищенкова // Сборник трудов, посвящённых 30-летию факультета специального образования «Современная теория и практики специального образования». В 3 частях. Ч. 2. – Минск: БГПУ, 2006. – С. 66 – 75.
11. Грищенкова, О.В. Формирование коммуникативных умений у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на уроках “Человек и мир”: учебно-метод. пособие. Мн.: БГПУ, 2008. – 36с.
12. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1–4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007. – 167 с.
13. Дубина, Л.А. Коммуникативная компетентность младших школьников: Сборник игр и упражнений / Л.А. Дубина. – М.: Книголюб, 2006. – 486 с.
14. Занков, Л.В. О начальном обучении / Л.В. Занков. – М. : Проссвещение, 1963. – 160 с.
15. Июдина, Л.В. Активизация коммуникативной деятельности детей тяжелыми нарушениями речи / Л. В. Июдина // Логопед в детском саду. – 2008. – № 7. – С. 37–43.
16. Кривовязова, Н.Д. Обучение в 1 классе : Учеб.-метод. пособие / Н.Д. Кривовязова, И.Н. Ясова. – Мн.: НМЦентр, 1998. – 68 с.
17. Крутецкий В. А. Психологические особенности младшего школьника: учебное пособие для студентов. – М.: МОДЭК, 1994. – 248 с.
18. Лисина, М.И., Смирнова, Р.А. Потребности и мотивы общения между дошкольниками / Под ред. Я.Л. Коломинского. – Минск: Сила, 2005. – 194 с.
19. Максимова, А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх / А.А. Максимова // Плюс До и После. – 2005. – № 1. – С. 1–5.
20. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 1992. – 95 с.
21. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984. 112 с.
22. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 496 с.
23. Серединская, О.Х. Курс «Человек и мир» как средство социализации младших школьников : в спец. шк. / О.Х. Серединская // Дэфекталогія. – 2000. – №1. – С. 60-66.
24. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (1-4 классы)/ Л.Ф. Спирова. – 2-е изд. – М: МСГИ, Е.В. Карпов, 2004. – 200 с.
25. Учебные программы для специальных общеобразовательных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении с белорусским и русским языками обучения I-V классы. – Мн.: Нац. ин-т образования, 2008. – 144 с.
26. Федосеева, Е.Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего младшего школьного возраста тяжелыми нарушениями речи: автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.03 / Е.Г. Федосеева. – Москва: МПГУ, 1999. – 191 с.
27. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна – М.: Институт практической психологии, 1997. – 416 с.