ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К РОДИТЕЛЬСТВУ
1.1 Подготовка учащейся молодежи к ответственному восприятию родительской роли
1.2 Феномены отцовства и материнства, как основные составляющие осознанного подхода к родительству
1.3 Планирование семьи и репродуктивное здоровье, как главные факторы осознанного родительства
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К РОДИТЕЛЬСТВУ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современное общество переживает широкомасштабный кризис ценностей, преодоление которого предполагает выход за рамки экономических и рациональных соображений в область нравственности и духовности.
Семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе. Совершенствование института семьи является необходимым условием развития личности и социума, общественной стабильности и прогресса, сохранения преемственности поколений.
В связи с этим перед системой образования стоит задача формирования соответствующей системы ценностей у подростковой молодежи, обеспечение в их глазах престижа, положительного имиджа семьи, в том числе, многодетной, приемной и опекунской; формирование идеала стабильного, официально зарегистрированного брака; воспитание ответственного родительства с юных лет. В этих условиях образовательные учреждения призваны осуществлять не только подготовку специалистов, но и готовить обучающихся к вступлению в законный брак, созданию здоровых семей, умелому воспитанию детей. Образовательные учреждения могут и должны стать важным звеном в социальной политике государства в отношении укрепления семьи, способствовать подготовке студентов к семейной жизни и выполнению функций родителей.
Практически каждый человек становится родителем, и качество воспитания, семейного взаимодействия зависит от состояния родительства. С появлением ребенка в семье, супруги сознательно или неосознанно приобретают новую роль – родителей. Принятие родительской роли происходит раз и навсегда. Биологическая способность быть родителем не всегда совпадает с психологической готовностью к родительству. Готовность к родительству, осознание себя родителем и способы реализации родительства в паре со своим супругом (супругой) формируются под влиянием самых
1.1 Подготовка учащейся молодежи к ответственному восприятию родительской роли
Большинством исследователей семья рассматривается как среда, где происходит выработка и принятие молодым поколением иерархии жизненных ценностей, которые выступают мощным интегрирующим фактором для семейной системы, как на уровне взаимодействия супругов друг с другом, так и на уровне взаимодействия родителей с детьми. Ценностные ориентации определяют динамику развития семьи в целом и динамику родительства, в частности.
По мнению Р.В. Овчаровой, деятельность семьи по сохранению, развитию, преобразованию и передаче последующим поколениям определенных ценностей правомерно рассматривать в качестве ведущей деятельности семьи. Исследователь вводит также понятие «сходство семейных ценностей», которое трактуется как социально-психологическое качество, отражающее совпадение, ориентационное единство взглядов, отношений членов семьи к общечеловеческим нормам, правилам, принципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социальной группы [3, с. 41]. В работах В.Н. Дружинина отмечается, что ценностные ориентации объединяют людей в семью, создают перспективу для ее развития, а также определяют цели и пути воспитания детей [2, с. 49].
Готовность к созданию семьи – качество личности молодого человека, интегрирующее принятие семьи как социального института, накопление специальных знаний и умений в области семейных отношений, рационального ведения домашнего хозяйства, семейной педагогики, межличностного общения.
2.1 Организация и методы исследования
Базой исследования являлся Барановичский государственный колледж легкой промышленности. Исследование проблемы осознанного подхода к родительству изучалось в период с 10 по 15 декабря 2016 года у учащейся молодежи в возрасте 16-19. В опросе приняли участие 30 человек.
Цель исследования – изучить половые различия психологической готовности к родительству у учащейся молодежи.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты психологической готовности к родительству;
2. Описать подготовку учащейся молодежи к ответственному восприятию родительской роли.
3. Изучить феномены отцовства и материнства, как основные составляющие осознанного подхода к родительству;
4. Охарактеризовать планирование семьи и репродуктивное здоровье, как главные факторы осознанного родительства.
5. Экспериментально изучить готовность молодежи к выполнению обязанностей родителей.
Для того чтобы выявить половые различия психологической готовности к родительству у учащейся молодежи, нами была разработана анкета, содержащая следующие вопросы:
1. Считаете ли Вы, что современному человеку необходима подготовка к родительству?
2. С какого возраста нужно начинать подготовку человека к родительству?
3. Кто, по Вашему мнению, должен готовить человека к родительству?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования свидетельствуют о достижении цели и решении поставленных задач, подтверждении выдвинутой гипотезы:
1. Родительство играет значительную роль в жизни каждого человека. Способы поведенческой реализации родительства формируются под влиянием самых различных условий. Формирование родительства зависит от субъективно-психологических факторов, составляющие которых принадлежат разным иерархически организованным системам.
2. Эффективность деятельности коллектива в средних специальных заведениях по решению воспитательных задач в области формирования ответственного родительства учащихся связана с реализацией продуманных технологий воспитания, которые должны быть интерактивными, творческими, рассчитанными на студенческую инициативу. Среди таких технологий выделяются традиционные и инновационные коллективные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия: интернет-собрания, создание семейных сайтов, презентация семейного совета, консультационные центры, опережающие обучающие семинары, альбомная технология, семейный вернисаж, семейный архив, семейный музей.
3. Планирование семьи – понятие, которое активно входит в нашу жизнь. Планирование семьи – это обеспечение здоровья женщины для рождения желанных и здоровых детей. Планирование семьи помогает людям сознательно выбирать количество детей в семье и сроки их рождения, планировать свою жизнь, избежать ненужных тревог и волнений.
В результате исследования было установлено, что испытуемые отмечают значение семьи в подготовке человека к ответственному родительству. Также значительная часть респондентов указывает, в ВУЗе либо в школе, а именно педагоги, могут оказать профессиональную помощь молодежи в подготовке его к родительству. Существуют половые различия в
1. Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб. пособие / Т.В. Андреева. – СПб. : Речь, 2004, – 244 с.
2. Богданова, Е.А. Охрана здоровья девочек и девушек – основа репродуктивного здоровья женщин / Е.А. Богданова, М.И. Кузнецова, О.Г. Фролова // Акушерство и гинекология. – 1992. – №5. – С. 48–49.
3. Болотова, А.К. Психология развития / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. – М. : ЧеРо, 2005. – 524 c.
4. Григорьев, С.И. Социальная работа с молодежью : учебник для студентов вузов / С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. – М. : Гардемарин, 2006. – 206 c.
5. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. – М. : Логос, 1998. – 660 c.
6. Дорошкевич, М.П. Основы валеологии : учебное пособие / М.П. Дорошкевич, Д.М. Муравьева. – Минск : Вышейшая школа, 2003. – 768 c.
7. Ермолаева, М.В. Психология развития / М.В. Ермолаева. – М. : МПСИ ; Воронеж : МОДАК, 2009. – 376 c.
8. Ивуть, Н. Недетские проблемы детей / Н. Ивуть // Региональная газета. – 2011. – 2 февраля. – С. 9.
9. Ковалев, С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни / С.В. Ковалев. – М. : Просвещение, 1991 – 128 с.
10. Кон, И.С. Введение в сексологию / И.С. Кон. – М. : Медицина, 2003. – 320 c.
11. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С, Кон. – М. : Просвещение, 1989. – 256 c.
12. Корегин, А.Я. Секс нашей культуры / А.Я. Корегин. – Киев : Радуга, 1993. – 96 c.
13. Костиков, В. Чем опасен слишком ранний секс / В. Костиков // АиФ. – 2010. – 26 марта. – С. 6.
14. Красноярова, М.В. Практика социально-педагогической поддержки материнства девочек-подростков / М.В. Красноярова // Педагогика – XXI : материалы международной научной конференции. – Караганда : Центр гуманитарных исследований, 2010. – Т.2. – С. 106-111.
15. Крукс, Р.Сексуальность / Р. Крукс. – М. : Мир, 2002. – 702 c.
16. Купчинов, Р.И. Формирование здорового образа жизни молодежи : пособие для кураторов и преподавателей высших учебных заведений / Р.И. Купчинов. – Минск : ИВЦ Минифина, 2004. – 211 с.
17. Курбатова, В.И. Социальная работа / В.И. Курбатова. – Ростов н/Д. : Феникс, 1999. –576 с.
17. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – М. : Логос, 2001. – 544 c.
18. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. – М. : Гардарики, 2005. – 269 c.
19. Мастерс, У.Г. Основы сексологии / У.Г. Мастерс. – М. : Мир, 2008. – 721 c.
20. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М. : Просвещение, 1981. – 280 c.
21. Ночевнек, М.Н. Человеческое общение / М.Н. Ночевнек. – М. : Политиздат, 1988. – 127 c.
22. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М. : Высшее образование, 2006. – 460 c.
23. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М. : Сфера, 2004. – 480 c.
24. Подольский, В.В. Репродуктивное здоровье – важнейшая проблема современности / В.В. Подольский // Здоровье женщины. – 2003. – №1.-С. 103.
25. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан [и др.] ; под общ. ред. А.А. Реана. – СПб.: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 c.
26. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб : Питер, 2000. – 313 c.
27. Сапогова, Е.Е. Психология развития : учебное пособие / Е.Е. Сапогова. – М. : Аспект Пресс, 2005. – 460 c.
28. Сексопатология : справочник/ Г.С. Васильченко [и др.] ; под общ. ред. Г.С. Васильченко. – М. : Медицина, 2003. – 576 c.
29. Справочник по акушерству и гинекологии / А.С. Персианова [и др.] ; под общ. ред. А.С. Персиановой. – М. : ТЦ Сфера, 1998. – 432 c.
30. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т. / В.А. Сухомлинский. – М. : Просвещение, 1980 – 640 с.
31. Сысенко, В.А. Новобрачные в зеркале собственных взглядов, суждений, оценок / В.А. Сысенко. – М. : Мысль, 1985 – 164 с.
32. Черкасова, В.Ю. Противоречия становления и реализации супружеских ориентаций в современный период : автореф. дис. канд. социол. наук : 22.00.06 / В.Ю. Черкасова ; Урал. гос. ун-т им. А.М. Горького. – М., 2004. – 18 с.
33. Фельдштейн, Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста / Д.И. Фельштейн // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка ; под ред. Г.В. Бурменской. – М. : МПСИ, 2004. – С. 44–49.
34. Эйдемиллер, Э.К. Психология и психиатрия семьи / Э.К. Эйдемиллер. – СПб. : Питер, 2007. – 180 с.
35. Шнейдер, Л.Б. Основы семейной психологии : учеб. пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер. – М. : Деловая книга, 2006. – 768 с.
36. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин. – М. : Владос, 1999. – 512 с.